Кадровая катастрофа ожидает российский рынок труда через 10 лет, говорят эксперты. Она неминуема, но можно уменьшить ущерб от нее, если уже сегодня начать к ней готовиться.
Через 10 лет российский рынок труда ощутит нехватку кадров.
По оценке замглавы Минздравсоцразвития Александра Сафонова, приведенной им пару
лет назад, кадровый дефицит в стране может составить не меньше 22 млн человек.
Причем это будет не только та нехватка, на которую работодатели сетуют последние
годы, говоря о дефиците специалистов. Речь идет о том, что физически не будет
хватать людей. Вместе с общим сокращением населения с 89,2 млн человек в 2008 г.
до 77,2 млн в 2020 г. станет меньше и работников примерно на 5 млн человек.
Причины грядущего дефицита многочисленны. Среди необратимых
— демографический провал 1990–х годов. Опрошенные "ДП" представители кадровых
агентств, производственных и сервисных компаний в целом согласны с официальным
прогнозом.
"Дефицит кадров ощущается уже сегодня — неважно, относится
это к рабочим профессиям или к так называемым белым воротничкам, — говорит
Светлана Старикова, и.о. директора по персоналу ОАО "Пивоваренная компания
"Балтика". — И, по–видимому, в связи с демографическим кризисом, а также с
неразрешаемой проблемой структурной безработицы проблема эта через 5–10 лет
только усугубится".
Нехватка кадров развивается в двух направлениях, считает
Евгений Доценко, руководитель направления HR–консалтинга ГК "Институт Тренинга —
АРБ Про". С одной стороны, не хватает именно профессионалов, так как периоды
быстрых успехов и возможности просто запустить процессы, которые уже давно
придуманы и опробованы в транснациональных компаниях, закончился в 2008 г. И
компании столкнулись с тем, что им нужны специалисты, готовые не повторять, а
создавать новые, эффективные решения. С другой — есть дефицит рабочих. "Именно
эти тенденции будут нарастать в ближайшие годы, подгоняемые еще и наступающей
демографической ямой 1990–х", — резюмирует Евгений Доценко.
Решение проблемы эксперты видят по–разному. "Платить
справедливую заработную плату в установленный срок, строго соблюдать трудовое
законодательство, нормы и правила охраны труда, проявлять уважение ко всем
членам коллектива", — считает достаточным для этого Алексей Устинов, директор по
персоналу и корпоративным вопросам "ЮИТ ДОМ". Управляющий директор AVRIO Group
Consulting Светлана Катаева в качестве возможной стратегии вспомнила опыт одной
из петербургских компаний. Та ищет нужных специалистов в регионах, привозит их в
Петербург, обеспечивает жильем, взяв в аренду и отремонтировав для этого
общежитие. "Это стало одним из их самых сильных конкурентных преимуществ как
работодателя по сравнению с другими. Таким образом, у них есть возможность
привлекать и выбирать лучших, в том числе из регионов", — говорит Светлана
Катаева.
Решать проблему следует в том числе и на государственном
уровне, уверена Светлана Старикова. По ее мнению, нужны инвестиции в реформу
профессионального образования, возможно, налоговые поощрения для компаний,
которые вкладывают деньги в рост и развитие персонала.
Поскольку демографическую проблему уже не решить: те, кто
сможет работать в 2020 г., уже родились, и речь может идти лишь о величине
трудовой миграции (хотя и она на самом деле не решает проблемы) — многие
эксперты считают, что компаниям придется бороться за лучших, а для этого они
должны уже сегодня улучшать свой имидж как работодателя.
"Компании должны определиться с тем, как они должны выглядеть на рынке, кто им нужен и как, чем привлечь таких людей. При этом важно, чтобы все, и руководители тоже, работали на общий результат", — говорит директор агентства "1000 кадров" Мария Маргулис.
"Компании должны определиться с тем, как они должны выглядеть на рынке, кто им нужен и как, чем привлечь таких людей. При этом важно, чтобы все, и руководители тоже, работали на общий результат", — говорит директор агентства "1000 кадров" Мария Маргулис.
Директор департамента обучения и развития агентской сети СК
"Альянс РОСНО Жизнь" Елена Чурилова согласна: многое зависит от работодателя.
"Как правило, к нам приходят люди без опыта. Азам и специфике работы на рынке мы
обучаем на месте, — говорит она. — Причем обучение строится не только по узким
направлениям: проведение переговоров, знание продуктовой линейки, но и по более
общим: тайм–менеджмент, этика продаж и так далее. Важно, чтобы
человек стремился работать на результат, не сходя с дистанции при
возникновении малейших трудностей". На "Балтике" уже сегодня уделяют особое
внимание молодым специалистам. "Мы их очень ценим, так как считаем, что
эффективнее выращивать грамотных специалистов у себя, чем переманить сотрудников
у конкурента", — поясняет Светлана Старикова.
"Если рассматривать стратегию комплексно, то она должна быть
единой — это восстановление, фактически построение с нуля системы среднего
специального образования, поднятие престижа рабочих профессий не только за счет
лозунгов, но и за счет поднятия уровня заработных плат, совместного участия
государства и бизнеса в построении жилья для иногородних, это полная легализация
оформления иностранной рабочей силы и жесткий контроль государства за этим
процессом, это забота работодателя о своем персонале, умение думать "вперед", а
не рассмотрение получения выгоды сегодня, как основной двигатель торговли и
бизнеса, — резюмирует Светлана Катаева. — Я думаю, что все это знают,
но делают лишь немногие".