Анжелика Тихонова Все статьи автора
26 мая 2011, 11:39 5693

Ловушка для рабочей силы

Фото: bodyguardsonline.com

Кадровая катастрофа ожидает российский рынок труда через 10 лет, говорят эксперты. Она неминуема, но можно уменьшить ущерб от нее, если уже сегодня начать к ней готовиться.

Через 10 лет российский рынок труда ощутит нехватку кадров. По оценке замглавы Минздравсоцразвития Александра Сафонова, приведенной им пару лет назад, кадровый дефицит в стране может составить не меньше 22 млн человек. Причем это будет не только та нехватка, на которую работодатели сетуют последние годы, говоря о дефиците специалистов. Речь идет о том, что физически не будет хватать людей. Вместе с общим сокращением населения с 89,2 млн человек в 2008 г. до 77,2 млн в 2020 г. станет меньше и работников примерно на 5 млн человек.

Причины грядущего дефицита многочисленны. Среди необратимых — демографический провал 1990–х годов. Опрошенные "ДП" представители кадровых агентств, производственных и сервисных компаний в целом согласны с официальным прогнозом.

"Дефицит кадров ощущается уже сегодня — неважно, относится это к рабочим профессиям или к так называемым белым воротничкам, — говорит Светлана Старикова, и.о. директора по персоналу ОАО "Пивоваренная компания "Балтика". — И, по–видимому, в связи с демографическим кризисом, а также с неразрешаемой проблемой структурной безработицы проблема эта через 5–10 лет только усугубится".

Нехватка кадров развивается в двух направлениях, считает Евгений Доценко, руководитель направления HR–консалтинга ГК "Институт Тренинга — АРБ Про". С одной стороны, не хватает именно профессионалов, так как периоды быстрых успехов и возможности просто запустить процессы, которые уже давно придуманы и опробованы в транснациональных компаниях, закончился в 2008 г. И компании столкнулись с тем, что им нужны специалисты, готовые не повторять, а создавать новые, эффективные решения. С другой — есть дефицит рабочих. "Именно эти тенденции будут нарастать в ближайшие годы, подгоняемые еще и наступающей демографической ямой 1990–х", — резюмирует Евгений Доценко.

Решение проблемы эксперты видят по–разному. "Платить справедливую заработную плату в установленный срок, строго соблюдать трудовое законодательство, нормы и правила охраны труда, проявлять уважение ко всем членам коллектива", — считает достаточным для этого Алексей Устинов, директор по персоналу и корпоративным вопросам "ЮИТ ДОМ". Управляющий директор AVRIO Group Consulting Светлана Катаева в качестве возможной стратегии вспомнила опыт одной из петербургских компаний. Та ищет нужных специалистов в регионах, привозит их в Петербург, обеспечивает жильем, взяв в аренду и отремонтировав для этого общежитие. "Это стало одним из их самых сильных конкурентных преимуществ как работодателя по сравнению с другими. Таким образом, у них есть возможность привлекать и выбирать лучших, в том числе из регионов", — говорит Светлана Катаева.

Решать проблему следует в том числе и на государственном уровне, уверена Светлана Старикова. По ее мнению, нужны инвестиции в реформу профессионального образования, возможно, налоговые поощрения для компаний, которые вкладывают деньги в рост и развитие персонала.

Поскольку демографическую проблему уже не решить: те, кто сможет работать в 2020 г., уже родились, и речь может идти лишь о величине трудовой миграции (хотя и она на самом деле не решает проблемы) — многие эксперты считают, что компаниям придется бороться за лучших, а для этого они должны уже сегодня улучшать свой имидж как работодателя.
"Компании должны определиться с тем, как они должны выглядеть на рынке, кто им нужен и как, чем привлечь таких людей. При этом важно, чтобы все, и руководители тоже, работали на общий результат", — говорит директор агентства "1000 кадров" Мария Маргулис.

Директор департамента обучения и развития агентской сети СК "Альянс РОСНО Жизнь" Елена Чурилова согласна: многое зависит от работодателя. "Как правило, к нам приходят люди без опыта. Азам и специфике работы на рынке мы обучаем на месте, — говорит она. — Причем обучение строится не только по узким направлениям: проведение переговоров, знание продуктовой линейки, но и по более общим: тайм–менеджмент, этика продаж и так далее. Важно, чтобы человек стремился работать на результат, не сходя с дистанции при возникновении малейших трудностей". На "Балтике" уже сегодня уделяют особое внимание молодым специалистам. "Мы их очень ценим, так как считаем, что эффективнее выращивать грамотных специалистов у себя, чем переманить сотрудников у конкурента", — поясняет Светлана Старикова.

"Если рассматривать стратегию комплексно, то она должна быть единой — это восстановление, фактически построение с нуля системы среднего специального образования, поднятие престижа рабочих профессий не только за счет лозунгов, но и за счет поднятия уровня заработных плат, совместного участия государства и бизнеса в построении жилья для иногородних, это полная легализация оформления иностранной рабочей силы и жесткий контроль государства за этим процессом, это забота работодателя о своем персонале, умение думать "вперед", а не рассмотрение получения выгоды сегодня, как основной двигатель торговли и бизнеса, — резюмирует Светлана Катаева. — Я думаю, что все это знают, но делают лишь немногие".

Новости партнеров
Реклама