Строители раскрыли секреты нового стадиона для клуба "Зенит" на Крестовском острове

Автор фото: dp.ru

Илья Левин, генеральный директор компании "Инжтрансстрой" — генподрядчика строительства стадиона для футбольного клуба "Зенит" на Крестовском острове в Петербурге, рассказал о том, когда же его достроят, VIP–ложах и почему отказались от архитектурных излишеств Кисе Курокавы.

"ДП": Илья Евгеньевич, давайте начнем с конца. Какие мероприятия можно будет проводить на стадионе?
Илья Левин: Это будет такой достаточно многофункциональный комплекс. При определении его возможностей ориентировались на опыт немецкого "Шальке 04" и стадиона в Амстердаме. Смысл в том, что выдвижное поле и раздвижная кровля позволяют кроме футбола проводить на этих стадионах различные культурно–массовые мероприятия, например концерты. Вот в Гельзенкирхене, на стадионе "Шальке", например, биатлон проводится.
"ДП": А у нас будет?
Илья Левин: Это вопрос к эксплуатирующей организации. В теории, я так думаю, это возможно. Кроме того, помещения под трибунами будут гораздо обширнее, чем на многих крупных стадионах. Это семь этажей с огромными холлами, с большим количеством ресторанов, с офисными помещениями. Предусмотрены также большие VIP–зоны. По своей технической начинке это будет уникальное сооружение для нашей страны вместимостью 68 тыс. зрителей: 62 тыс. постоянных мест и 6 тыс. дополнительных.
"ДП": А что за бизнес–кабинки появились в новом проекте? Как–то навевает совсем не спортивные мысли.
Илья Левин: На самом деле это VIP–ложи. Они будут располагаться на уровне отметки 10–12 метров, к ним будут подходить рестораны, комнаты для переговоров и так далее. В старом проекте, который недавно прошел перепроектирование, была, по общему мнению, допущена ошибка: все VIP–зоны были вынесены наверх, на седьмой уровень. Это некомфортно: слишком высокая точка обзора.
"ДП": Это Курокава не сообразил?
Илья Левин: Я детально не знаю, кто не сообразил, но мы начинали работать по проекту, в котором VIP–зоны находились наверху.
"ДП": С этого и началось перепроектирование стадиона?
Илья Левин: Нет, конечно. Это уже было для дополнительного улучшения. Я прекрасно понимаю, что для "Зенита", как коммерческой организации, важно продать эти VIP–ложи, или скай–боксы, — их по–разному называют. Люди готовы платить большие деньги за большие удобства, а не за места на самой галерке.
"ДП": А будет еще и офисная функция?
Илья Левин: Насколько я знаю, коммерческое использование этого комплекса предусматривает сдачу помещений в аренду. Помещений будет много, площадей — огромное количество. К слову, площадь подтрибунных помещений в старом проекте была 178 тыс. м2. В новом — 256 тыс. Это в 1,5 раза больше. Естественно, столько площадей для того, чтобы зрители просто гуляли, многовато. Так что не исключаю, что эксплуатирующая организация будет сдавать офисы.
"ДП": Только не очень понятно, как сюда добираться. Вице–губернатор Роман Филимонов объявил, что съезда с ЗСД в районе стадиона не будет.
Илья Левин: ЗСД — не наш проект, и говорить о нем я не имею права. Но все же Роман Евгеньевич (Филимонов) правильно сказал. Если сделать съезды, то во время матча на ЗСД будут возникать пробки. А если учесть, что магистраль будет платная, то надо будет делать еще и турникеты.
"ДП": Еще предлагали зрителей на теплоходах возить. Даже шутили, что спартаковских болельщиков будут оставлять на рейде…
Илья Левин: Я вообще не понимаю переживаний по поводу доступности. Построили два моста дополнительных. Есть Южная и Северная автомобильные дороги. Через ЦПКиО будем ходить. И для парковки места тут много. Мне это как болельщику самому интересно. Я, например, буду ходить пешком. Конечно, вопрос про транспортную доступность не ко мне, но мне кажется, что эта проблема слегка преувеличена.
"ДП": А что тогда к вам? Такая везучая компания: выиграли контракт с 13 млрд, потом получили еще 9. Не каждому так везет.
Илья Левин: Да, выиграла компания "Инжтрансстрой". Мы работаем в рамках контракта.
Мои вопросы — именно по строительству, границы нашей ответственности проходят по холму бывшего стадиона Кирова. Старый холм, который является памятником культурного наследия, был срыт, и скоро мы будем его снова формировать.
"ДП": Как сегодня обстоят дела на объекте?
Илья Левин: После того как проект вновь прошел Госэкспертизу, проектная документация стала поступать в нужном объеме. Наконец–то проектировщики от нас оторвались: они идут на один уровень впереди нас. Работы пошли более активно по всему фронту стадиона, по всем секторам. Трудится у нас сейчас здесь три смены — круглосуточно то есть — 1100–1200 человек.
По мере получения рабочей документации и наступления теплой погоды будем усиливаться — увеличиваться, то есть к концу апреля здесь будет около 2 тыс. человек. Ну и когда уже сможем на нижних уровнях начинать общестроительные работы, то летом здесь будет работать 3 тыс. человек, а то и больше. За это время нами уже выполнено где–то примерно 70% монолитного железобетона. В прошлом году была некоторая пауза, связанная с перепроектированием, соответственно, темпы слегка замедлились. Сейчас ничего не мешает продолжать работу, так сказать, в высоком ритме. Кроме того, ведутся работы по реконструкции кассовых павильонов. Чуть не сказал — имени архитектора Никольского. Они реставрируются и будут приведены в прежний вид.
"ДП": Там тоже билеты будут продавать?
Илья Левин: Нет, здесь будет бизнес–центр или музей. Кроме того, разместится администрация. Это дело эксплуатирующей организации. Помимо этого мы ведем работы по монтажу выкатного поля. Это металлическое корыто, с агрономией, с инженерией, его вес будет 11 тыс. т.
Для России это две уникальные вещи: выкатное поле и раздвижная кровля. Оба проекта российские. Кровля — это конструкция в 4 тыс. т, которая в нужный момент должна раздвинуться и в нужный — закрыться. Инженерное оборудование запроектировано с учетом достаточно высоких требований по вентиляции, кондиционированию и по прочим другим инженерным системам. Мы вот начали говорить, почему было перепроектирование, но прервались. Оно состоялось не из–за скай–боксов и VIP–зон, а было связано с тем, что действующий на тот момент проект не удовлетворял изменившимся требованиям противопожарной безопасности: пути эвакуации не соответствовали такому большому количеству зрителей. Кроме того, изменились нормы ФИФА и УЕФА в вопросах безопасности, в том числе пожарной. И если бы продолжалось строительство по старому проекту, то город просто не получил бы стадиона международного уровня в соответствии с требованиями ФИФА — УЕФА.
"ДП": ФИФА и УЕФА все время упоминаются вместе. А разве у них одни и те же нормы?
Илья Левин: Нет, они разные, но понятно, что соответствовать надо и тем и другим. Лига чемпионов — это УЕФА, чемпионат мира, международные матчи — это ФИФА. Поэтому и получаются максимальные требования. Не должны, например, пересекаться потоки болельщиков и фанатов разных команд, потоки болельщиков, следующих с разных этажей стадиона.
"ДП": Победитель конкурса на перепроектирование — 6–я мастерская Моспроекта, насколько я помню, тоже участвовала в конкурсе вместе с Курокавой?
Илья Левин: Да, у них был свой проект.
"ДП": А сейчас проект на что стал похож?
Илья Левин: Он как был, так и остался проектом Курокавы. Его архитектурная внешность не изменилась. Он изменился в деталях, которые, в принципе, не видны невооруженным глазом. Которые понятны только специалистам. Например, изменился наклон трибун. Но он изменился не из–за того, что так захотел Моспроект–4, а из–за того, что изменились нормы ФИФА — УЕФА. Изменилась раздвижная кровля. В проекте Курокавы она собиралась гармошкой. При всем нашем уважении к японскому архитектору у нас иногда падает снег. Когда он падает, на крыше образуются снежные мешки. Курокава этого не учел.
"ДП": Любят как–то иностранцы замысловатые крыши. Вот Доменик Перро, например, над зданием второй сцены Мариинского театра…
Илья Левин: Нет, она красивая, никто ж не спорит. Но в конце концов было принято решение, что это не подходит. И крыша стала состоять из двух частей полусферы. Потом появились дополнительные лестницы, эскалаторы, лифты. Но тарелка, стоящая на холме, осталась.
"ДП": А когда сдадите? На информационном щите написано "февраль 2011 года"…
Илья Левин: Но это мы не успели сменить. У нас по контракту — ноябрь 2012 года.
Что мы, что заказчик, можно сказать, живем на стадионе. Рабочий день начинается в 7:45 с обхода, выходные не исключение. Каждый субподрядчик докладывает о выполнении плана, о причинах отклонений. Введены так называемые листы производственного анализа — из практики компании "Тойота". В конце каждого дня проводится совещание, где разбираются причины отклонений, какие проблемы возникли, что назавтра. И назавтра в 7:45 опять мы идем.
"ДП": А игроки "Зенита" сюда заглядывают?
Илья Левин: Им сейчас неинтересно в резиновых сапогах грязь месить. Вот когда пойдет отделка, когда пойдет инженерия, я думаю, они тут тоже пропишутся.
"ДП": А все–таки по стоимости. Курокава в 2006 году оценил проект в 6,5 млрд рублей. Сейчас уже 31. В связи с чем рост?
Илья Левин: Вопрос, конечно, не ко мне — к заказчику. Во–первых, цифра, обозначенная Курокавой, была прикидочной. Во–вторых, реально увеличились площади почти в 2 раза. В–третьих, инженерное оборудование в России не производится: оно почти все импортное. Тут много факторов плюс инфляция. На самом деле мы с самого начала говорили, что участие в проекте стадиона не является для нас прибыльным. Мы в кризис в него входили. Это больше имиджевый проект.
"ДП": Не все наши читатели в это поверят.
Илья Левин: Я понимаю, что, может быть, они и не поверят, но, однако, желающие строить как–то в очереди не стояли.
Биография Илья Левина: окончил ЛИИЖТ, учился на факультете "Мосты и тоннели".
Работал на Крайнем Севере в компании "Ямалтрансстрой" на строительстве железной дороги. С 2008 года работает в ООО "Инжтрансcтрой–СПб". Женат, есть дочь. Увлечение — футбол. Играл сам, сейчас — болельщик "Зенита" с многолетним стажем.
ООО "Инжтрансстрой": компания входит в холдинг "Базэл" Олега Дерипаски. В Петербурге работала на строительстве дамбы, реконструировала взлетно–посадочную полосу аэропорта Пулково, строила круизный причал для "Морского фасада", причал катеров ФСО в Стрельне. Сейчас помимо стадиона работает в Усть–Луге на строительстве перегрузочного комплекса для "Сибура".