"Российские железные дороги" (РЖД), которое в 2010-2012 годах планирует в разных формах продажу акций 48 дочерних компаний, в текущем году провело первое в истории монополии IPO "дочки", предложив рынку 35% минус две акции ведущего российского железнодорожного контейнерного оператора "ТрансКонтейнер" и выручив по итогам размещения 388 млн долларов.
Размещение предполагалось провести в три этапа: в 2007 году
- частное размещение 10-15% акций путем проведения тендера; в 2008 году - IPO
25-30% акций компании на ММВБ и РТС; в 2009 году - продажа допэмиссии акций и
пакета "РЖД" на ММВБ. Тогда сообщалось, что реализация последнего этапа позволит
привести пакет РЖД к целевому значению в 50% плюс одна акция (контрольный) и
привлечь ресурсы на развитие "ТрансКонтейнера". Для максимизации стоимости на
этом этапе предполагалось использовать дополнительную возможность одновременного
размещения на ММВБ и Лондонской фондовой бирже.
Частное размещение 15% акций "ТрансКонтейнера" "РЖД" провело
в начале 2008 года. Капитализация "ТрансКонтейнера" в результате размещения
составила 52,2 миллиарда рублей, а железнодорожная монополия выручила от продажи
пакета 7,8 млрд рублей. Покупателями акций "ТрансКонтейнера" стали Европейский
банк реконструкции и развития (ЕБРР) (9,25%), Moore Capital Management LLC
(2,5%), GLG Emerging Markets Fund (2,5%), Troika Dialog Investments Limited
(0,75%).
"РЖД" тогда сообщало, что публичное размещение на российской
бирже до 30% акций "ТрансКонтейнера" ориентировочно планируется в ноябре 2008
года. Совет директоров железнодорожной монополии в августе 2008 года даже
предварительно одобрил IPO до 20% акций контейнерного оператора среди российских
и зарубежных инвесторов. В 2009 году планировалось провести международное IPO до
15% акций "ТрансКонтейнера". Однако в планы "РЖД" вмешался кризис, и IPO было
отложено.