Договор дороже денег: к чему приведёт целевое обучение медиков

Автор фото: Известия/ Эдуард Корниенко

Госдума в третьем чтении приняла закон об обязательных отработках для студентов-медиков

Инициаторы законодательной новеллы считают, что подобная мера поможет решить вопрос кадрового дефицита в российском здравоохранении. Однако в профессиональном сообществе мнения разделились: некоторые эксперты считают, что вынужденные отработки в медицинских вузах станут поводом для абитуриентов вообще отказаться от идеи стать врачом в пользу профессий, где социальный лифт имеет меньше барьеров.

Ответственности не избежать

Как объяснил генеральный директор медтех–компании Lab4U Алексей Образцов, целевое обучение предполагает для выпускника–медика обязательство по работе в течение заранее установленного срока (до 3 лет) строго в том медицинском учреждении, которое указано в договоре. Ключевое отличие от обычного трудоустройства — ответственность за неисполнение данного обязательства.
При этом ответственность, предусмотренная новым законом, является материальной. Теперь при отказе от обязательной отработки выпускник должен возместить стоимость обучения и выплатить штраф.
"Если посчитать по московским расценкам, сумма может достигать 15 млн рублей. Это огромные деньги, и будущим студентам стоит очень внимательно читать договоры перед их подписанием", — предупреждает преподаватель химии в онлайн–школе ЕГЭLand Евгения Порванова.
Однако и петербургским выпускникам придётся нелегко. По подсчётам экспертов, в Первом медицинском университете в случае нарушения договора бывшему студенту придётся заплатить от 2,4 млн до 6 млн рублей. В СЗГМУ им. Мечникова штраф может составить до 3,1 млн. В Санкт–Петербургском государственном педиатрическом университете отказ от отработки после обучения выльется в сумму от 2,4 млн до 8,2 млн рублей.
"В случае нарушения условий договора о целевом обучении выпускник обязан возместить в бюджет полную сумму затраченных на его обучение средств (компенсацию), а также выплатить штраф, размер которого равен двукратной сумме этой компенсации. Поскольку целевой приём финансируется государством, а не конкретным работодателем, выплаты поступают в бюджет", — поясняет Алексей Образцов.
При этом, по словам эксперта, законопроект сформулирован достаточно жёстко и оставляет минимальное пространство для споров относительно применения штрафных санкций.
"Вероятно, основным путём для освобождения от ответственности станет наличие уважительных причин. Со стороны депутатов прозвучали инициативы о разработке перечня таких причин, которые будут учитываться при расторжении договора", — говорит эксперт.

Всё по справедливости

Подобные жёсткие меры объясняются двумя основными причинами. Первая — это планирование кадровой потребности, вторая — борьба с "утечкой мозгов", поскольку система здравоохранения должна компенсировать вложения бюджетных средств, которые тратятся на обучение одного студента–медика. А это — сотни тысяч рублей в год.
"Цели государства очевидны — необходимо решить проблему дефицита кадров и обеспечить равный доступ к медицине независимо от места проживания, — комментирует совладелец сети клиник доктора Омарова Зарема Омарова. — Обе проблемы являются одинаково острыми для системы здравоохранения. И, судя по всему, другого пути решения этих задач нет, учитывая дефицитный бюджет".
По словам генерального директора детской клиники стоматологии и ортодонтии "Светофор" Виктора Казакова, долгое время высшее образование в России было бесплатным, однако все прекрасно понимают, что финансирование высшего образования происходит из бюджетных средств, которые составляют в том числе налоговые отчисления граждан.
"Таким образом, каждый работающий россиянин вносит свой вклад и тем самым имеет право получить медицинскую помощь в любом месте в любое время, а государство — вернуть вложенные инвестиции, — убеждён эксперт. — Но не везде этот подход реализуется. Поэтому государство ищет возможные пути решить данный вопрос. Пока что больше с применением административных механизмов".
Однако в общественном дискурсе и студенческих кругах часто мелькает эмоциональное словосочетание — "обязательная отработка" для медиков. Оно создаёт образ почти крепостной зависимости выпускника от государства. При этом юридически и фактически речь идёт только о целевом обучении — особой форме подготовки кадров, основанной на трёхстороннем договоре между студентом, медицинским вузом и будущим работодателем, чаще всего органом власти субъекта РФ или конкретным медучреждением. Эта система — один из ключевых, но спорных инструментов решения кадрового дефицита в здравоохранении, особенно в отдалённых и депрессивных регионах.
"Новый закон регулирует обязательные отработки как часть социальной ответственности для решения очень важной задачи снижения дефицита кадров, — комментирует генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга Александр Солонин. — Термин “кабальные условия” появляется, когда обсуждается вопрос отработки выпускников, поступивших не по целевому приёму, на который они были согласны, а когда медицинское образование выделяется в особую категорию учёбы за счёт бюджета, но в других отраслях этот же источник финансирования не требует отработки".
Однако это не совсем так. Как рассказал Виктор Казаков, это не первая образовательная инициатива подобного рода.
"В 2023 году уже обсуждался резонансный проект по введению отработки для студентов–бюджетников всех вузов и колледжей, не только в медицине, — комментирует эксперт. — Идея не умерла и периодически обсуждается на уровне предложений из комитетов Государственной думы".
Кроме того, стоит отметить, что закон об обязательных отработках касается только выпускников ординатуры, поступивших на бюджетное место.
"Закон вызвал широкий резонанс из–за недопонимания, — считает Евгения Порванова. — Многие решили, что все бюджетные места в медицинских вузах — и на специалитете, и в ординатуре — теперь станут целевыми. Однако на практике нововведение касается только ординатуры".
Эксперт рассказала, что обучение в ординатуре — это следующий этап после 6 лет специалитета (например, по направлению "лечебное дело" или "педиатрия"). Именно там будущие врачи получают узкую специализацию — хирурга, гинеколога, кардиолога и др.
"Теперь все бюджетные места в ординатуре станут целевыми, то есть попасть туда можно будет только при условии заключения договора с конкретным медицинским учреждением, которое направляет студента и затем ожидает его на работу. Другой путь — платное обучение. Таким образом, получить узкую медицинскую специализацию можно будет только по целевому направлению с обязательной трёхлетней отработкой либо на коммерческой основе", — поясняет Евгения Порванова.

Мнения разделились

Не все представители медицинского сообщества уверены, что закон об обязательной отработке поможет в долгосрочной перспективе решить кадровый кризис в российском здравоохранении. Существуют мнения, что он, напротив, лишь усугубит его.
"Есть критические точки зрения экспертов, которые отмечают, что такие меры ещё больше усугубят выгорание на фоне неподготовленности к стрессу и повысят текучку, — комментирует Александр Солонин. — Способно ли это решить кадровый кризис? Краткосрочно — да, так как закон как инструмент социального регулирования за счёт возмещения затрат на обучение может заставить медиков остаться в системе. Но долгосрочно — это достаточно условно, так как потенциальный отток молодых специалистов будет связан с поиском лучших условий труда и более высокого уровня качества жизни. При невозможности адаптации в новой социальной среде медики могут покинуть профессию, а абитуриенты будут рассматривать другие отрасли, где социальный лифт имеет меньше барьеров".
Однако, по словам Виктора Казакова, в любом случае в моменте дефицитные регионы смогут закрыть срочные вакансии.
"Если будут применяться жилищные льготы, наставничество и повышение квалификации, динамика уровня заработной платы, карьерные перспективы после отработки, различные экономические механизмы, то они помогут создать дополнительную мотивацию для молодого врача не просто приехать в регион, но и остаться там жить дальше. Цель государства в любом случае будет достигнута — кадрового кризиса не будет".
Виктор Казаков убеждён, что даже при уменьшении количества желающих поступать в медицинские вузы госучреждения ежегодно будут продолжать получать молодых специалистов и корректировать их дальнейший путь и перемещение. Ведь платное образование в стране доступно немногим, а отказываться от бесплатного высшего только из–за отработки будут единицы.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.