Человеку нужен человек: цифровизация медицины на практике

Автор фото: Сергей Ермохин/ "ДП"

Какую роль играет цифровизация в медицине, почему для врача важно говорить с пациентом и чего не хватает молодому поколению медиков – в беседе с "ДП" рассказали д.м.н, заместитель начальника госпиталя по хирургии СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" , профессор кафедры общей хирургии СЗГМУим. И.И. Мечникова Тимофей Горшенин ик.м.н., руководитель гинекологической службы, врач акушер-гинеколог высшей категории Анатолий Борисов.

Государственная и частная медицина конкурируют или дополняют друг друга?
Тимофей Горшенин (Т.Г.): Государственная и частная медицина могут как конкурировать, так и дополнять друг друга — в зависимости от конкретной ситуации. Это может быть конкуренция за пациентов. Частные клиники могут привлекать клиентов, предлагая более быстрое обслуживание или более комфортные условия. Это особенно актуально для тех, кто имеет финансовые возможности и готов платить за дополнительные удобства. В других случаях государственная и частная медицина могут дополнять друг друга. Например, государственные учреждения обеспечивают базовое медицинское обслуживание для всех граждан, в то время как частные клиники предоставляют специализированные услуги или дополнительные возможности для тех, кто может позволить себе их оплатить. Это разгружает государственную систему и упрощает доступ к услугам.
В идеале, если государственная и частная медицина будут работать вместе, это сделает систему здравоохранения лучше. Обе стороны будут стараться помочь пациентам, делая медицинские услуги более доступными и качественными.
Анатолий Борисов (А. Б.): Направления государственной и частной медицины не могут конкурировать друг с другом, потому что у первой намного больше возможностей. Особенно хорошо это заметно в стационарах. Много ли мы знаем частных стационаров, которые могли бы превзойти городской госпиталь? Но дело не только в инвестициях и оснащении, также важна научная база, которая сейчас на порядок выше именно в государственных больницах и НИИ. Можно сказать, что частные клиники ведут своего рода отбор пациентов. Потому что у каждого бизнеса есть ограниченный ресурс и возможности. На практике далеко не каждая частная клиника сможет справиться со сложными пациентами, которые требуют особого подхода.
Вместе с тем у пациентов есть стереотип, что если платно — значит, точно качественно. Как вы с ним боретесь?
Т. Г.: Существует распространённый стереотип о том, что платные медицинские услуги всегда выше по качеству. Однако важно предоставлять пациентам точную информацию, чтобы они могли принимать обоснованные решения. На самом деле стоимость услуг не всегда является показателем их качества. Многие государственные медучреждения сегодня предлагают услуги высокого уровня. Их работа основывается на клинических рекомендациях и стандартах оказания медицинской помощи. Регулярно проводятся отчёты о результатах лечения и уровне удовлетворённости пациентов.
Для преодоления стереотипов мы предоставляем платформы, где можно сравнить государственные и частные медицинские услуги по различным критериям, таким как качество, стоимость и доступность. Это помогает пациентам делать более осознанный выбор. Наши пациенты оставляют отзывы о качестве услуг на различных интернет–платформах. Мы активно работаем с медицинским персоналом, уделяя особое внимание вопросам деонтологии, эмпатии, доверия и сострадания к пациентам.
Какова сейчас структура пациентов вашего госпиталя?
Т.Г.: Долгое время Госпиталь для ветеранов войн был известен тем, что в основном принимал ветеранов Великой Отечественной войны и граждан, приравненных к этой категории. Надо отметить, что до пандемии коронавирусной инфекции средний возраст больных госпиталя составлял 84 года. Отсюда мы имеем колоссальный и уникальный опыт лечения пациентов старших возрастных групп, у которых имеется множество сопутствующих заболеваний. Пандемия также дала нам большой опыт. Помимо того что мы научились хорошо лечить коронавирусную инфекцию, у нас всего за 6 месяцев был построен новый корпус–трансформер, оборудованный на самом современном уровне. В настоящее время госпиталь принимает на лечение людей всех возрастов.
Как новые технологии и вызовы влияют на требования к студентам–медикам?
Т.Г.: Современные медицинские технологии и вызовы предъявляют новые требования к студентам–медикам, обуславливая необходимость развития широкого спектра навыков и знаний для успешной профессиональной деятельности. Будущим врачам необходимо освоить работу с электронными медицинскими картами, телемедицинскими платформами и другими цифровыми инструментами. Это требует способности быстро адаптироваться к нововведениям и эффективно применять их в клинической практике. Студенты должны понимать, как работают эти технологии, и уметь интерпретировать результаты их применения. С другой стороны, в условиях быстрого развития медицинских технологий и появления большого количества информации необходимо уметь критически оценивать научные исследования. Также новому поколению врачей придётся осваивать законы кибербезопасности. При этом на фоне неизбежной цифровизации необходимо сохранить клиническое мышление, а также человечность, эмпатию.
Каким образом вы воспитываете фундаментальный подход у своих подопечных?
Т.Г.: В госпитале мы сохраняем принцип преемственности и наставничества, когда опытные специалисты постарше передают свои знания и умения молодым врачам. У нас представлены кафедры семи городских вузов, но основная кузница наших кадров — это кафедра общей хирургии. Самых талантливых мы оставляем на работе, они в настоящее время трудятся в хирургических отделениях, некоторые из них стали заведующими отделений. Как хирургия, так и профессия врача в целом требует одержимости и самоотречения. По моим наблюдениям, молодое поколение сейчас не всегда к этому готово, всё чаще получают диплом и уходят из профессии, потому что не готовы посвящать всё своё время работе.
А.Б.: Не только для хирургов, но и для всех врачей очень важно сочетать разные навыки и умения. В том числе общечеловеческие знания. Важно правильно уметь общаться с пациентами, развивать эмпатию.
Как вы оцениваете текущий уровень цифровизации медицины?
Т.Г.: На мой взгляд, существует два разных подхода в цифровизации. Первый — это обязательная цифровизация, которая спускается "сверху" в виде единых информационных систем для управления процессами. Второй подход — это внедрение технологий на местах исходя из реальных потребностей. Но есть нюанс — медицинское сообщество очень консервативно и любые радикальные нововведения принимаются с трудом.
А.Б.: Пока мы не можем говорить о прорыве с использованием ИИ. Во всех процессах, начиная от консультации до проведения манипуляций, вся ответственность лежит на человеке, и только. Да, есть операции, которые проводятся с помощью роботических систем, но в конечном итоге клятву Гиппократа даёт врач, он же и отвечает за все свои решения.
Искусственный интеллект каким–то образом применяется в вашей практике сейчас?
Т.Г.: Нейросети широко применяются для интерпретации результатов КТ, МРТ и т. д. В отличие от человеческого интеллекта искусственный может анализировать огромное количество информации. Но есть одна проблема: у ИИ нет клинического мышления, а именно оно необходимо для лечения пациента. Сейчас мы часто рассуждаем о потенциале использования ИИ, как это перевернёт современную медицину, мгновенно облегчит многие процессы. Но на деле всё намного проще: с одной стороны, нейросети пока остаются несовершенной технологией, которую нельзя внедрить полностью в процесс, а с другой — мы ощущаем кадровый голод и недостаток профессиональных специалистов. Никакой искусственный интеллект не проведёт операцию, не диагностирует, не выпишет какие– то лекарства, действительно нужные человеку. Для врача важно всегда оставаться человеком.
А.Б.: Действительно, ИИ пока остаётся лишь скромным помощником в анализе данных, для быстрого поиска справочной информации. Но при условии, что специалист не примет на веру полученные данные от нейросети, а ещё и всё перепроверит. Кроме того, у искусственного интеллекта нет эмпатии, которая так важна в общении с пациентом.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.