Сто лет назад центром богемной жизни был "Подвал Бродячей собаки", в который могли попасть только поэты и сочувствующие. Сегодня не существует единого главного центра культуры: весь город – это открытый музей.
Если бы действие фильма "Полночь в Париже" Вуди Аллена происходило не в столице моды, а в городе трёх революций, то мы увидели бы, как сбывается мечта каждого петербургского романтика.
Только представьте: растерянный мечтатель–полуночник гуляет по ночному Петербургу в конце ноября, после позднего ночного сеанса в новом кинотеатре в "Англетере" выходит на свежий, морозный воздух и, изнемождённый прекрасным, садится отдохнуть на ступени Исаакия.
Вдруг ниоткуда к нему подъезжает ретро–"Делоне–Бельвиль", который отвозит нашего мечтателя в "Подвал Бродячей собаки", где уже вовсю пьют крепкое, танцуют, спорят и поют. Только если у режиссёра Аллена незнакомца из будущего встречают Фицджеральд и Хемингуэй, то у нас — Александр Блок, Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Андрей Белый и другие простые жители Петербурга начала 1900–х.
Самое известное литературно–артистическое кабаре эпохи открылось в новогоднюю ночь с 1911 на 1912 год в доме №5 по Михайловской площади (ныне площадь Искусств). С тех пор кафе стало эпицентром богемной жизни города, где проходили не только поэтические чтения и танцевальные представления, но и лекции, и, конечно, философские беседы.
Разумеется, не обходилось и без скандалов, виновниками которых в основном становились футуристы. Одним из самых громких явилось выступление Владимира Маяковского в феврале 1915 года, когда он прочёл со сцены кабаре стихотворение "Вам!". Собственно, на этой ноте весной 1915 года кабаре и было закрыто.
Сегодня новым прибежищем богемной публики стало здание неподалёку от "Бродячей собаки" — на пересечении Малой Садовой и Итальянской улиц, которое было построено в 1914 году по проекту архитекторов братьев Косяковых для петербургского Благородного собрания.
В Первую мировую здесь был открыт лазарет Красного Креста, после 1917 года в доме располагался Пролеткульт, и только в 1933 году на Итальянской, 27, поселилось Ленинградское радио, которое стало голосом жизни для жителей блокадного Ленинграда.
С 2019 года здесь обосновалась резиденция музыкального коллектива musicAeterna, а вместе с ним развернулась, пожалуй, самая загадочная и уже культовая культурная институция. На события "Дома Радио" выстраиваются очереди не только из интеллигентных петербуржцев, но и из москвичей, которые истосковались по возвышенной богемной жизни.
От здания на Итальянской улице неспешным шагом можно прогуляться до набережной реки Фонтанки. А если перейти по мосту Белинского и пройти по известной барной улице Белинского, вы окажетесь прямо на Литейном проспекте. Здесь, чуть в глубине от шумной магистрали, на улице Короленко, 14, неподалёку от пересечения с Пестеля, открыт для всех поклонников поэзии мемориальный музей Иосифа Бродского "Полторы комнаты".
“
"Эти десять квадратных метров были моими — лучшие десять квадратных метров, что я знал в жизни" — так писал сам поэт о комнате, где прожил 17 лет, вплоть до отъезда в эмиграцию.

Теперь в историческом доходном доме Мурузи располагается не только экспозиционное пространство, где можно "поклониться тени" Бродского, но ещё и книжный магазин "Конец прекрасной эпохи", а внизу типичный петербургский бар "Полторы комнаты" и китайская закусочная "Пища династии Минь" — известно, что нобелевский лауреат был заядлым любителем китайской кухни, в которую влюбился в Америке.
Прямо по Литейному по пути ещё одна литературная локация — книжный магазин "Подписные издания" — обязательный пункт посещения для всех гостей города и петербуржцев, которые ищут приют от ноябрьской хандры.

Разумеется, в Петербурге не обойтись без культурной программы. Эталонно завершить вечер можно, если спонтанно приехать в Мариинский театр и взять билетик на оперу или балет.
А пока не закрылся на длительную реставрацию культовый кинотеатр "Аврора" на Невском проспекте, 60, — здесь можно увидеть редкие артхаусные картины и классику мирового кинематографа на большом экране.
Одним словом, если вас мучает вопрос, куда пойти в Петербурге, — не нужно долго думать, достаточно просто оказаться в самом его сердце.
“
Выходные в Петербурге в формате "успеть за 48 часов" начните с Большого проспекта Петроградской стороны. Архитектура, скверы, улицы — погружают в атмосферу старого города. И хотя в свете фонарей под питерским "снождём" есть риск подхватить наш легендарный сплин, не переживайте — его мы по завету классика ("в Питере — пить", помните же?) смоем вечером в одном интересном месте. А чтобы прогулка при любой погоде была приятной, заходите там же, на Петроградке, в Gate31. Истинно петербургский бренд: минималистичный, стильный и, как и любой петербуржец, практичный. Если ваш образ более феминный, рекомендую неподалёку Latrika. Их трикотажные юбочные костюмы и свитеры — комфортная женственная база. Добавьте акцентные серьги и забегите на новую экспозицию в Манеже: самые современные выставки и вдохновение — тут. Не забудьте взять персональную экскурсию!
Образ к вечеру собирайте в Maker Design loft — здесь большой выбор акцентных вещей для игристого настроения. И на ужин — конечно, в центр, конечно, в новую Michelle в "Англетере". Отведайте улиток и обязательно луковый суп с видом на Исаакий. А сразу после — в соседнюю дверь — кинотеатр Cinéma Michèle. Здесь недавно обновили зал и артхаус теперь показывают в ослепительном интерьере 1920–х.
Немного стряхнём с себя дух снобизма и, как и обещала, отправимся поднимать настроение в Jam Cafe. Секретное место в модном квартале Hideout с бесконечной барной картой, оригинальным меню и диджей–сетами каждые пару недель. А утром купите ироничный брелок–лошадку во флагмане петербургского бренда сумок Arny Praht (да, всё на той же Петроградке) — как напоминание о таком разном Петербурге, куда, без сомнения, захочется вернуться.

Евгения Гудошина
персональный стилист для женщин, аналитик трендов goodoshina.ru
“
Если ещё пару лет назад "модное место" ассоциировалось с ресторанами, шоурумами и видами на крыши, то сегодня оно всё чаще звучит как шёпот сосен. То, что мы называем "загородным трендом", — это не побег из города, а возвращение к себе. Люди, привыкшие к высокому темпу, выбирают места, где можно замедлиться, ощутить пространство и воздух. На смену показному роскошеству приходит внимательность к деталям: натуральные материалы, архитектура, которая не спорит с ландшафтом, сервис, где главное — человеческое участие. Я вижу, как это меняет даже понятие "отдых". Умный, осознанный отдых — это не лежать у бассейна, а участвовать: лепить из глины, слушать истории, собирать ягоды, париться в бане, которая не просто баня, а ритуал, возвращающий тебе живое ощущение тела. Сегодня модно не демонстрировать, а чувствовать. Вместо новой сумки — новый опыт, вместо глянца — дерево, свет и звук ветра. И, может быть, именно это и есть настоящий люкс XXI века: когда ты можешь позволить себе тишину. Эта новая эстетика простоты и смысла меняет всё: отношение к пространству, к отдыху, к самому понятию роскоши. Глянцевый блеск уступает место дереву, свету и воздуху; вместо демонстративного потребления — тёплый, почти ручной подход. Сегодня ценится не то, что громко, а то, что искренне. И в загородном отдыхе это особенно заметно. Валяться у бассейна — давно не тренд. Люди хотят научиться чему–то новому, почувствовать связь с природой, поучаствовать в ритуале, а не просто наблюдать. Даже баня превращается в медитативный опыт — возвращающий тело и внимание в реальность, от которой мы всё чаще оторваны.
Мода, как ни странно, стала про человечность. Про тишину как новую роскошь, про участие — вместо потребления, про искренность — вместо позы. И, возможно, самый модный образ сегодня — тот, в котором ты возвращаешься в город после выходных, пахнущий дымком бани, свежим хлебом и лесом. Пожалуй, никакой бренд пока не создал аромата моднее.

Елена Черезова
совладелец курорта Marja Villas & Spa
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

