Балтийский завод, который сейчас надеется на получение заказа на строительство кораблей типа "Мистраль", подвергся информационной атаке. Все это происходит на фоне предположений о покупке завода структурами друга Владимира Путина.
В начале этой недели пришли сообщения о проблемах
Балтийского завода, которые могут привести к тому, что завод прекратит свою
деятельность как судостроительное предприятие.
Сперва СМИ со ссылкой на источники в "Росатоме" рассказали, что
бедственное финансовое положение завода может привести к его банкротству и
потере действующего контракта на строительство плавучей АЭС стоимостью 9,8 млрд
рублей. Затем оказалось, что ФГУП "Росморпорт" исключило предприятие из списка
претендентов на строительство крупного ледокола стоимостью 7,9 млрд рублей.
Появление порочащей репутацию завода информации может иметь
реальную основу. До сих пор не опровергнута информация о замораживании 1,7 млрд
рублей на счетах Межпромбанка, контролирующего Балтийский завод (банк управляет
активами сенатора Сергея Пугачева). Они были выданы "Росатомом" в счет аванса за
плавучую АЭС. Кстати, вчера появилась еще одна плохая для Балтийского завода
новость: в офисе Межпромбанка прошли обыски, а представители Центробанка всерьез
заговорили о возможности уголовного преследования Сергея Пугачева по подозрению
в преднамеренном банкротстве.
С другой стороны, недавнее строительство заводом ледоколов
"Москва" и "Санкт–Петербург" за 8 млрд рублей, похоже, действительно подорвало
отношения его владельцев с "Росморпортом".
И то, что он ищет формальные поводы для отказа от
дальнейшего сотрудничества с заводом, вполне понятно: ледоколы были сданы с
опозданием на год, а получить за это неустойку в 360 млн рублей "Росморпорту" пока так и не
удалось.
Правда, оказалось, что в сообщениях о проблемах завода краски несколько
сгущены. Вчера "Росатом" заявил, что удовлетворен сотрудничеством с заводом,
"несмотря на объективные трудности", и не намерен добиваться его банкротства.
Одновременно Балтийский
завод объявил, что в споре с "Росморпортом" нашел защитника в лице ФАС,
которая признала незаконным отстранение завода от конкурса на строительство
ледокола. Кроме того, судостроители заявили, что в недавно опубликованной
бухгалтерской отчетности завода никаких нарушений или же финансовой
несостоятельности не выявлено.
Вместе с тем анализ портфеля заказов и отчетности
предприятия действительно может вызвать тревогу. Кроме плавучей АЭС, которая
должна быть достроена через 1,5 года, у завода есть заказ на строительство
шести нефтеналивных барж. Стоимость этого контракта не сообщается, но, по
оценкам экспертов, она вряд ли превысит 1,5 млрд рублей. Кроме того, завод
выполняет несколько машиностроительных заказов.
Балтийский завод сейчас надеется на получение заказа на
строительство кораблей типа "Мистраль" (по 500 млн евро каждый), а также на
модернизацию атомных крейсеров ВМФ РФ. Кроме того, глава "Росатома" Сергей Кириенко
говорил о возможности заказа атомного ледокола за 17 млрд рублей. Однако после
информационной атаки на завод эти планы могут оказаться под вопросом.
О скорой смене собственника завода говорится как о решенном
деле. Судостроительные активы Межпромбанка находятся в залоге у Центробанка, и
он готовит их к продаже. Основной претендент — государственная Объединенная
судостроительная корпорация. Она недавно объявила свою цену — 23 млрд
рублей за 75% Северной верфи и 88% Балтийского завода. Но есть и другие
варианты.
Эксперты говорят, что Балтийскому заводу нет равных в
атомном судостроении. В связи с этим, рассуждая о потенциальных покупателях,
бывший глава завода Олег Шуляковский считает, что хорошим владельцем предприятия
мог бы стать "Росатом".
Также интерес к петербургским заводам могут проявить
совладельцы Выборгского судостроительного завода (ВСЗ). В их числе называется
близкий друг премьера Владимира Путина и основной владелец банка "Россия" Юрий Ковальчук. Год назад
ВСЗ обнародовал планы по строительству в Приморске новой верфи за 38,5 млрд
рублей. Это позволит Юрию Ковальчуку побороться за заказ структур ОАО "Газпром" на строительство
арктических газовозов стоимостью $5–7 млрд. Однако судя по тому, что в активную
стадию этот проект так пока и не перешел, возможно, инвесторы решили еще раз
пересчитать экономическую эффективность своего проекта и поискать, на чем можно
сэкономить. А сэкономить можно, не строя верфь с нуля, а реконструируя
существующий крупный завод. Олег Шуляковский полагает, что модернизация
Балтийского завода до уровня современных мировых верфей обойдется в $700–800
млн, то есть вдвое дешевле нового завода в Приморске. Так что, вероятно, Юрий
Ковальчук мог бы пойти именно по такому пути.
Решение о продаже Балтийского завода ожидается в ближайшие
месяцы, и, вполне возможно, потенциальные покупатели уже сейчас начали игру на
понижение его стоимости.