Алкотреш теснит модные клубы

Автор фото: trend

В 2010 году на закрытие клубов в Петербурге повлияли санкции пожарных и уход спонсоров. Публика перетекает в заведения других форматов.

До кризиса в Петербурге было зарегистрировано 200
действующих ночных клубов, c тех пор закрылось около 10%. Уход с рынка эксперты
не связывают напрямую с кризисом в экономике — желание отдыхать и тратить деньги
осталось, в среднем посетитель ночного клуба тратит 600 рублей за вечер.
Закрылись в основном так называемые модные клубы: "Арена", "Блеск", "Декаданс",
заставив экспертов заговорить о крахе luxury–сегмента. Оборот клуба вместимостью
800 человек за выходную ночь с демократичным форматом составляет 300 тыс.
рублей.
"Посещаемость клубов в связи с кризисом, безусловно, упала,
но не настолько, чтобы в них совсем стало пусто. Людям нужны отдых и общение", —
говорит промоутер Юрий Туполев.
В 2010 году на клубы пришлось сразу несколько ударов. Из–за
холодной зимы этого года снизилась посещаемость. Инцидент в пермском клубе
"Хромая лошадь" заставил некоторые заведения закрыться. Так произошло, например,
с клубом Delight на Литейном пр., 57. Пожарники предложили владельцам сделать
существенные инженерные изменения, требующие вложений (клуб размещался в
историческом здании). В итоге он попросту закрылся. На месте клуба в сентябре
2010 года открылся бар американской сети "Гадкий койот".
Всего, как отмечал "ДП", после инцидента в "Хромой лошади"
ГУ МЧС Петербурга провело внеплановые проверки 253 городских клубов, ресторанов
и дискотек.
"Показателем количества клубной публики можно считать
танцевальные фестивали, ведь если человек пойдет на большой рейв, то пойдет и в
клуб", — говорит диджей, обозреватель TimeOut Илья Розов. Крупнейший фестиваль
Петербурга GLOBAL GATHERING Freedom Festival, ежегодно проходящий в
Туутари–Парке, собирает 25 тыс. человек. На ресурсе Geometria.ru, уже более 10
лет отслеживающем с помощью фотохроники ночную жизнь Петербурга,
зарегистрировано 60 тыс. человек.


"Прибыль ночных танцевальных

клубов связана с формированием группы постоянных посетителей, которые
будут приходить каждые выходные", — говорит Андрей Мухоморов, арт–директор
закрывшегося "Редклаба", организатор вечеринок в клубе "Эфир".
Этих людей надо холить и лелеять, отмечает он, выдавать им
клубные карты, делать скидки и пр. Способом получить прибыль для танцевальных
клубов традиционно были спонсорские день­ги — табачных, пивных и алкогольных
брендов.
По словам pr–директора Geometria.ru Алексея
Тараканова, тренд, больно ударивший по клубам из–за кризиса, — существенное
снижение маркетинговых бюджетов алкогольных и табачных компаний, ранее
реализуемых на рынке досуга.
"Недавно был пример как раз из разговора с
алкогольным брендом: "У вас в Питере нет сейчас клубного рынка, бюджеты местные
сокращаем почти полностью". А ситуация как раз в том, что без этих денег рынок и
не оживить", — отмечает Алексей Тараканов.
Александр Соколов, создатель Geometria.ru, считает
снизившуюся активность спонсоров ошибочным явлением: в связи с ограничением на
рекламу пива и табака клубы для них — возможность сосредоточить свою целевую
аудиторию за счет какого–то культурного события, считает он. Спонсоры перекинули
свою поддержку в сторону крупных фестивалей.
Например, в пятницу, 22 октября, в Петербурге пройдет
национальный фестиваль конкурса диджеев Movida Corona, мероприятие посетят 2
тыс. человек. Хедлайнером станет диджей James Zabiela из Англии. Бюджет
мероприятия — 20 тыс. евро, большую часть оплачивает спонсор. "Большинство
крупных компаний после кризиса перешли на постопла­ты, поэтому сначала
приходится привлекать собственные деньги", — отмечает тенденцию Леонид Яковлев,
соучредитель коммуникационного агентства "Модуль Про" (организует
фестиваль).
"Деньги, получаемые со входа, едва покрывают зар­плату
фейс–контрольщика и гардеробщика. Это связано с тотальным нежеланием
петербургской публики платить за вход — все пытаются "вписаться", — говорит Илья
Розов.
Эксперты отмечают, что клуб вместимостью 300 человек может себе
позволить привезти dj за 2 тыс. евро, а площадка на 1,5 тыс. человек может
потратить на "привоз" уже 10–20 тыс. евро. Однако о наличии таких площадок в
городе говорить не приходится. Единственное исключение — танцевальный клуб,
который недавно открыл диджей Федор Бумер.
На вопрос о том, какой формат ночного танцевального
заведения является наиболее удачным с точки зрения бизнеса, эксперты единодушно
отвечают — бары.
В итоге многие клубы переформатируются в бары. "Это
направление связано с алкотрешем: неважно, какая музыка звучит, главное —
атмосфера веселья", — говорит Александр Соколов.
Выигрывают заведения с акцентом на бар и большую
проходимость — клуб "Метро", бары "ХХХХ" и т.д. Их владельцы продают
пространство, которое вполне удовлетворяет посетителя. Они знают, что там много
людей, там музыка, весело.
Также проще оказалось выжить небольшим
заведениям, рассчитанным на студентов.
"Место больших клубов занимает
множество маленьких баров, открытых без серьезных финансовых вложений,
рассчитанных на достаточно непритязательную публику", — говорит Андрей
Мухоморов.
Открывается масса клубов и баров в спальных районах, причем
они весьма успешны. "Людям не нужно ехать в центр, тратить день­ги на такси,
можно вполне неплохо отдохнуть рядом с домом", — добавляет Андрей
Мухоморов.


Приглашение диджеев и тематические вечеринки,
привязанные к различным празд­никам, — распространенный и действенный прием
продвижения клуба, но он требует вложений. "Как правило, у каждого диджея и
группы есть какое–то количество поклонников, готовых постоянно ходить на
вечеринки или концерты с их участием", — говорит Юрий Туполев. Чем больше связей
с такими коллективами у клуба, тем шире диапазон реальных и потенциальных
постоянных посетителей.
Еще один инструмент продвижения — социальные сети,
но их эффективность не всегда высока в связи с большим количеством событий,
проходящих в городе.
Средний возраст посетителей ночных танцевальных клубов в
Петербурге составляет 18–30 лет. Аудитория, посещающая ночные танцевальные
клубы в Петербурге, — 60 тыс. человек. За ночь пятницы и субботы в
заведения разных форматов приходит 20–30 тыс. человек.