"Образование можно спасти только общественными усилиями"

По мнению кандидата педагогических наук, директора образовательного центра "Участие" Михаила Эпштейна сегодня усилия государства во многом разрушают образование, а не помогают ему. Спасти образование можно только общественными усилиями.

Сегодня усилия государства во многом разрушают образование, а не помогают ему. Массовые кампании, бесконечные реформы и "новые инициативы" "сверху" привели в этой сфере к возрождению двойного стандарта и имитации. По моему глубокому убеждению, образование можно спасти только общественными усилиями. Государство должно оставаться осн"Образование можно спасти только общественными усилиями"овным истоОбразование можно спасти только общественными усилиямичником финансирования, задавать общие рамки, но необходима поддержка сообществ, которые будут выстраивать образование изнутри. Примером могут быть физико–математические школы, предмет гордости Советского Союза, которые были созданы во многом благодаря инициативе довольно узкой группы заинтересованных людей из ВПК, ученых, интеллигенции. И сейчас важно, чтобы основой изменений в образовании стали различные сообщества, чтобы в процессы включились родители, бизнес, негосударственные фонды, и неважно, касается ли это проектов в государственных школах или частных инициатив.
В Петербурге существует много инициативных групп, которые, действуя на свой страх и риск, пытаются строить образование. Иногда им удается найти поддержку у бизнеса, но скорее — нет. Сложность в том, что предприниматели считают эффективность в рублях, PR–эффектах, а настоящее образование — процесс достаточно долгий, мало эффектный с точки зрения сиюминутного пиара и часто не совсем поддающийся количественному измерению. Хотя, казалось бы, кто, как не бизнесмены, должны понимать, что если рядом с детьми люди, которые чувствуют себя ущемленными, то они передадут свое ощущение жизни детям. Если педагоги будут профессионально успешными, личностно самоценными, внутренне свободными, то они и новое поколение воспитают таким же. Сегодня остро нужны вложения в новое поколение учителей, а то завтра просто некому будет работать в новых красивых школьных зданиях.
Родители, как правило, готовы помочь решать школе задачи "внешние" — ремонт, мебель, пособия, а важно вкладывать деньги в методическую поддержку учителей, которые сегодня в большинстве своем слабо владеют современными педагогическими методами. На городском уровне профессия методиста постепенно сворачивается, люди думают, что они не нужны. Хороших методистов мало, поддерживать нужно действующие практики, там, где есть связка "исследователи — методисты — опытные учителя — молодые педагоги". В таких сообществах становятся "на ноги" учителя–профессионалы.
Мы у себя в школе, например, включились в длительный процесс освоения идей и технологий "педагогики поддержки". Более полутора лет с учителями работает методист, который помогает педагогу осознать собственные проблемы в работе с детьми. Понять, что если у ребенка что–то не складывается в школе, то виноват в этом не только и не столько он. И педагог должен задать себе вопрос: "Что я сделал не так? Как сделать так, чтобы ученик понял?" Это в корне меняет отношения в школе. В результате у нас появляется целое сообщество учителей, которые так размышляют, так общаются с детьми, так смотрят на свои с ними отношения, и это сообщество уже изнутри влияет на весь остальной коллектив. Это достаточно длительный проект по изменению людей, но он ведет к устойчивому изменению всей школы.
В 1984 году в Красноярске на государственном уровне были поддержаны две группы педагогов, работающих с практиками "Развивающее обучение" и "Коллективный способ обучения". Средства были выделены на исследования, семинары, конференции, повышение квалификации педагогов, печатные материалы. В результате произошла настоящая "педагогическая революция", давшая в том числе и социальный эффект. В Красноярске выросло целое поколение успешных людей, которые знают, что такое "проект", умеют договариваться, выстраивать командную работу. И уже эти люди начинают изнутри менять систему — и не только образования, и не только своего края. Сегодня Красноярск можно назвать педагогической столицей нашей страны. А все потому, что 26 лет тому назад там прозорливые управленцы поддержали несколько педагогических сообществ. В Петербурге такие группы тоже есть, только их, к сожалению, пока всерьез никто не поддерживает — ни на государственном уровне, ни на общественном.