Согласно разработанной в правительстве России доктрине продовольственной безопасности, к 2012 году отечественные птицефабрики должны занять 85 % российского рынка мяса птицы, а затем и вовсе вытеснить импорт. Ленобласть готова включиться в гонку.
В 2009 году на российском рынке соотношение отечественного и
импортного куриного мяса составило 3 к 1. После запрета Роспотребнадзора с 1
января 2010 года обрабатывать курятину хлором, у кур Ленинградской области
появился серьезный шанс занять часть ниши "ножек Буша". В северо-западном
федеральном округе 60% производства курятины сосредоточено именно в Ленобласти.
Начальник сектора птицеводства комитета по агропромышленному
комплексу правительства Ленобласти Сергей Цивинский сообщил, что ряд птицефабрик
региона активно строит новые производственные площадки. Так, птицефабрика
"Северная" после завершения строительства 80 птичников в 2014 году сможет выйти
на показатель 137 тысяч тонн куриного мяса – это почти в два раза больше, чем
сейчас. На развитие ее производства до 2011 года планируется потратить 6
млрд рублей.
"Если "Северной" удастся в этом году запустить новую
производственную линию, то прирост по мясу птицы составит в области 25%", -
сказал Сергей Цивинский.
Директор по производству ЗАО "Птицефабрика Роскар" Лидия
Шведкова также не исключает увеличения объемов производства курятины на своей
птицефабрике. "Приоритетное направление "Роскара" – производство яиц, доля
производства мяса птицы составляет не более 25%. Но все будет зависеть от спроса
на мясо и объемов господдержки".
Читайте также:
Возвращение "ножек Буша"
С 2006 по 2010 годы объем инвестиций в реконструкцию фабрики
составил 2 млрд. рублей. В числе новых объектов появились площадка для
переработки отходов убойного цеха и участок для переработки куриного помета в
гранулированное удобрение. В декабре 2009 года "Роскар" первый в России получил
на него сертификат Роспотребнадзора.
Общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов на
птицефабриках Ленинградской области - 11 млрд рублей. Источники финансирования –
банковские кредиты и собственные средства. Проценты по кредитам субсидируются по
линии государственной программы "Развитие сельского хозяйства" в размерах ставки
рефинансирования Центробанка. Кроме того, 2% процентной ставки дополнительно
финансируется из областного бюджета.
В Ленобласти не прочь пойти по пути диверсификации
птицеводства. У фермеров и у инвесторов есть желание наладить производство
индюшатины. Потенциальные инвесторы, имена которых в правительстве Ленобласти
назвать отказались, сейчас пытаются получить земельные участки в Волосовском и
Выборгском районах под птицефабрики мощностью соответственно 12 и 6 тысяч
тонн, однако этап согласований растягивается из-за бюрократических
проволочек. И это не исключение - Северная птицефабрика собирала
необходимые разрешения полтора года.
Увеличение объемов производства куриного мяса в регионе не
должно создать трудности с его сбытом. Курятина считается недорогим мясом и в
условиях кризиса наиболее востребована. Закупочная цена охлажденной курицы в
среднем составляет 70 рублей за кг, для сравнения - замороженные окорочка
до ценового предновогоднего обвала рынка стоили около 60 руб. Вся
продукция областных фабрик реализуется в ближайших регионах. 65%
охлажденного куриного мяса идет в Санкт-Петербург, 20% - в Москву и 15% -
на Северо-Запад.
В пресс-службе X5 Retail Group заявиди, что "готовы
увеличивать объемы закупок, так как наши сети постоянно растут, а спрос на
курятину стабильный". Главные условия, выдвигаемые холдингом, касаются
соблюдения производителями всех необходимых ГОСТов по качеству продукта, его
упаковке, маркировке, оформлению документации и соблюдения графиков поставок в
оговоренных в контрактах объемах.
Президент Объединения работодателей агропромышленного
комплекса Северо-Запада Юрий Трусов не видит впереди серьезных проблем со сбытом
курятины: "При увеличении ее производства возникнет возможность снижения цен, а
это простимулирует потребление".
Однако, считает он, препятствием может стать ценовая
политика сетей, которые делают торговую наценку в 35-40%.
Многие производители признаются, что им тяжело
договариваться с сетями о реализации своей продукции. Сети настаивают на
дополнительных бонусах, иногда до 90 дней задерживают оплату товара. Хоть
отчасти сгладить разногласия производителей и продавцов должен закон "О
торговле", который вступит в силу с 1 февраля 2010 года.