Правительство РФ опубликовало свой план антикризисных мер на 2010 год. Всего на них отводится 195 млрд рублей, значительная часть из которых пойдет на спасение убыточных госкорпораций.
Как говорится в опубликованном в новом году на сайте
правительства РФ документе под названием "Основные направления антикризисных
действий правительства РФ на 2010 год", по итогам третьего квартала 2009 года
российская экономика вышла из острой фазы кризиса.
Об этом, по мнению чиновников, сговорит возобновление роста
российской экономики во второй половине 2009 года. В III и IV кварталах 2009
года, по предварительной оценке, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1%
и 1,9% соответственно.
Принимаемые меры позволили в глазах членов правительства РФ
улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали
стабильной работе аграрного сектора. Так, в годовом исчислении, в течение 2009
года падение промышленного производства существенно замедлялось - с 14,3% в I
квартале до 5% в IV квартале. По итогам года ожидается спад промышленного
производства на 11,5% против его роста на 2,1% в 2008 году. По предварительной
оценке, падение ВВП в 2009 году составит не более 8,5 процентов.
Правда, при этом чиновники соглашаются с тем, что
положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и
увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с
падением в других. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста
- инвестиционной и кредитной активности.
В экономике продолжают доминировать факторы, обусловившие
быстроту и глубину спада: зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары
сырьевого экспорта, низкий внутренний спрос и неспособность российской
промышленности его обеспечить, слабая финансовая система и отсутствие в
экономике "длинных" денег. Эти и многие другие причины и дали повод чиновникам
потратить 195 млрд рублей на антикризисные меры.
Из этих денег больше всего - 40 млрд рублей - уйдет на
дотации системообразующим организациям и стратегическим предприятиям
оборонно-промышленного комплекса - исполнителям гособоронзаказа.
Второй по величине статьей расходов станет закупка
федеральными органами власти автомобильной техники и дорожно-строительной
техники. На это за год планиурется потратить 20 млрд рублей.
Третье по значимости место в программе отведено
имущественному взносу в госкорпорацию Фонд содействия реформированию ЖКХ на
расширение программ по капитальному ремонту и переселению граждан. На эти цели
налогоплательщики потратят 15 млрд рублей.
На увеличение уставного капитала ОАО "Объединенная
промышленная корпорация "Оборонпром" для погашения задолженности перед
банками-кредиторами и выплаты процентов по кредитам россияне скинутся на 2,5
млрд рублей. На погашение задолженности ОАО "Объединенная авиастроительная
корпорация" перед банками-кредиторами и увеличение его уставного капитала -
10,7 млрд рублей. На программу утилизации подержанных автомобилей выделяется
11,05 млрд рублей. Эти деньги получат автодилеры, которые будут принимать
сертификаты, выдаваемые взамен автохлама.
Разъяснения требует строчка "Субсидии российским
организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения на возмещение
части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2010 гг, а
также в международных финансовых организациях, в которых участвует РФ,
направленным на технологическое перевооружение". Пока не сообщается, означает ли
она, что 2,5 млрд рублей уйдет на то, чтобы российский автопром, несмотря на
свою катастрофическую неэффективность, мог не чувствовать себя стесненным в
переговорах с банкирами, в отличие от подавляющей части российских бизнеменов,
или же речь идет о более продуманных мерах.
Еще 7 млрд рублей планируется потратить на субсидии
российским организациям-экспортерам промышленной продукции на возмещение части
затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных
организациях в 2005 - 2012 гг, для производства продукции на экспорт. Каким
именно критериям должна отвечать эта продукция, в тексте документа не
указано.
Еще менее понятной строчкой стало выделение 1 млрд рублей на
субсидии российским банкам на возмещение выпадающих доходов по кредитам,
выданным в 2009 - 2010 гг физическим лицам на приобретение легковых автомобилей.
Видимо, автокредитование останется доходным лишь у очень узкого круга банков и
можно уже начинать угадывать, каких именно.
Зато на что пойдет еще 10 млрд рублей очень понятно - на
имущественный взнос в уставный капитал ОАО "НПК "Уралвагонзавод" имени
Ф.Э.Дзержинского". Налогоплательщикам предложено в разгар кризиса инвестировать
их средства в производство вагонов.
Правда, при этом куда и что эти вагоны будут возить,
чиновники не сообщают. К примеру, президент РЖД Владимир Якунин 29 декабря
сообщил, что в 2009 году объем перевозок по железной дороге упал на 15%. В 2010
г. он обещает еще 4%-ное падение. Оценки и прогнозы независимых транспортных
экспертов еще более пессимистичны. Так что остается надеться, что инвестиции в
10 млрд рублей в "Уралвагонмаш" вернутся за счет какой-то другой продукции
завода.
Реализация инвестпроектов в монопрофильных городах потребует
10 млрд рублей. Из них 2 млрд рублей уйдет на создание технопарков и
бизнес-инкубаторов. На регулирование сельхозрынка и интервенции уйдет 5 млрд
рублей. Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на
рынке труда потребуют 4,2 млрд рублей.
Еще 56 млрд рублей чиновники пока оставили себе в резерве.
Кроме того, в тексте документа упоминается создание и капитализация
Агентства страхования экспорта, на что отводится 30 млрд рублей, не упомянутых
пока в основной таблице расходов.
В 2010 году, обещают чиновники, в полном объеме
заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 году на базе
ОАО "Российский банк развития", а также механизм гарантийных фондов для
кредитования малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры "Российского банка
развития" малый бизнес получит не менее 100 млрд рублей кредитов, через механизм
гарантийных фондов - не менее 80 млрд рублей. Малый бизнес обещают активно
привлекать к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для
проведения энергоаудита предприятий.
Еще одной финансовой рекой, которая может хлынуть в
российскую экономику в 2010 году - это начало реализации средств по выданным с
2007 года сертификатам "материнского капитала". Потенциально на жилищное
строительство из этих средств может быть направлено до 102 млрд. рублей,
подсчитали в правительстве.