Председатель правления ОТП Банка: "Как такового кризиса уже не существует"

Председатель правления ОТП Банка Алексей Коровин рассказал, почему сейчас нет кризиса, от каких покупок можно отказаться и стоит ли ждать снижения процентных ставок по кредитам.

"ДП": В начале года у Венгрии сложилась непростая ситуация в экономике страны, в результате чего потребовались кредиты Евросоюза. Как при этом чувствует себя материнская структура ОТП Банка?
А.К.: Безусловно, нельзя игнорировать влияние экономической конъюнктуры. В то же время положение ОТП Банка, являющегося крупнейшим банком Венгрии и возглавляющего ведущую банковскую группу в Центральной и Восточной Европе, стабильно. Чистая прибыль ОТП банка в прошлом году составила более 700 млн евро. По этому году прогноз по прибыли уже подтвержден, в то время как другие участники рынка ожидают убытки. Из 150 млн евро, которые были обозначены в качестве цели на этот год, банк заработал 43 млн евро уже в I квартале 2009 года, что превысило ожидания аналитиков на 40%. Как результат — с начала года акции ОТП Банка поднялись более чем на 10%.
"ДП": Наблюдаете ли у себя в банке, как в целом по рынку, снижение объемов привлекаемых вкладов?
А.К.: Общий прирост по банку составил около 17% за I квартал, на текущий момент портфель депозитов физических лиц составил порядка 23 млрд рублей. Примечательно, что в этом году мы вошли в число 30 крупнейших игроков в России по депозитным продуктам. В частности, наш филиал в Петербурге добился прироста срочных депозитов физических лиц в I квартале 2009 года на 19% по сравнению с IV кварталом 2008 года, а балансовая прибыль филиала за I квартал 2009 года по сравнению с аналогичныПредседатель правления Председатель правления "ОТП банка": "как такового кризиса уже не существует"м периодом 2008 года выросла в 2,7 раза. Такой рост характерен для депозитной базы всего банка.
"ДП": Будете ли вы переориентироваться с потребкредитования в другие сегменты?
А.К.: Сейчас люди сконцентрированы на менее дорогостоящих покупках. Можно отказаться от покупки квартиры, повременить с новой машиной год–два, а вот купить чайник, холодильник или поменять в квартире окна — гораздо более насущная необходимость. Безусловно, происходит сокращение спроса, но это приводит к появлению отложенного спроса по мере того, как уровень дохода у людей восстанавливается. Мы уже сейчас видим такую тенденцию, когда компании, которые сокращали сотрудников, начинают снова привлекать персонал. Первый квартал для банков, работающих в сегменте потребкредитования, всегда был низким с точки зрения сезонного спроса, хотя объем наших выдач увеличился с начала год на 30%.
"ДП": Каким образом планируется нарастить темпы кредитования на 15–20%?
А.К.: Для завоевания новых позиций сейчас настало удачное время. В то время как ряд игроков сворачивают программы, мы, наоборот, наращиваем клиентскую базу за счет сотрудничества с рядом крупным ретейлеров. Недавно был заключен ряд договоров, которые имеют стратегическое значение для развития направления потребительского кредитования нашего банка.
Прежде всего речь идет о федеральных сетях "Техносила" и "Эльдорадо". Такие партнеры позволят значительно увеличить присутствие банка в регионах. Новые точки, где будут доступны потребительские кредиты ОТП Банка, откроются в Северо—Западном федеральном округе, где на текущий момент наши кредиты представлены в более чем 200 магазинах компаний — партнеров банка. Сегодня мы входим в топ–5 самых активных игроков на рынке кредитования в торговых точках. Думаю, в течение года ОТП банк сможет улучшить свои позиции.
В корпоративном бизнесе мы намерены работать в первую очередь со средними компаниями, занимающимися, например, оптовой и розничной торговлей, сельским хозяйством и т.д. В течение I и II кварталов мы в основном работали с нашими текущими клиентами, теми компаниями, чей бизнес мы хорошо знаем и пониманием. Сейчас, когда познакомились с годовой и квартальной отчетностью, мы готовы начать работу и с новыми клиентами. К концу лета мы планируем увеличить портфель корпоративных кредитов на 10%. Банк с 70%–ным запасом ликвидности выполняет норматив ЦБ РФ по достаточности капитала, а нормативы ликвидности превышают минимальные пороги в 5–10 раз, поэтому все возможности для активной кредитной экспансии у нас есть.
"ДП": А как же пресловутая волна кризиса, которая как раз должна прийтись на III квартал?
А.К.: До начала кризиса все ждали, когда же он придет. Теперь все говорят о второй волне. Мне кажется, что сегодня как такового кризиса уже не существует. Есть изменившаяся в результате кризиса экономика, в рамках которой нам предстоит строить свою деятельность в достаточно долгосрочной перспективе.
"ДП": Какой уровень просроченной задолженности в ОТП Банке?
А.К.: По юрлицам она составляет около 3,3%, а тенденции к росту мы не наблюдаем. Дело в том, что мы изначально очень консервативно работаем с юрлицами. На розничном рынке мы является активным игроком, поэтому идем в высокодоходные продукты. Просроченная задолженность по рознице у нас около 12,9%. Однако резерв по розничному портфелю у нас составляет 12–13%.
"ДП": За счет каких кредитов просрочка выросла до 12,9%?
А.К.: У нас просрочка не росла. Этот показатель на уровне прошлого года.
"ДП": Какие планы на 2009 год у ОТП Банка в России?
А.К.: В течение прошлого года мы реализовывали стратегию трех "Р": ребрендинг, розница, регионы. Было открыто порядка 40 офисов различного формата, обновлен розничный продуктовый ряд и проведен ребрендинг, позволивший повысить узнаваемость банка и лояльность клиентов.
В 2009 год мы вошли с хорошей наработанной клиентской базой, конкурентоспособными продуктами и развитой сетью. За первые месяцы работы банка в 2009 году мы получили чистую прибыль в размере 160 млн рублей, что не может не радовать в условиях, когда зарабатывать прибыль стало значительно сложнее.
Этот год объявлен в нашем банке годом "эффективности и качества". Основываясь на опыте нашего материнского банка и достигнутых успехах, мы хотим качественно улучшить работу и в то же время активно развиваться по ключевым для нас направлениям. Особое внимание будет уделено качеству кредитного портфеля.
Среди розничных кредитных продуктов потребительское кредитование и кредитные карты занимают для нас приоритетное место. В сфере потребительского кредитования мы планируем увеличивать количество партнеров. Также сейчас мы анализируем доходность наших точек в различных магазинах и на основании этой информации будем проводить специальные акции. Уже сейчас мы занимает позицию в топ–3 самых активных игроков рынка pos–кредитования. По нашим оценкам, доля ОТП банка на этом рынке составляет около 15%.
К концу года мы планируем ее увеличить до 20%. По кредитным картам мы сохранили темпы эмиссии прошлого года и сейчас работаем над качественным улучшением нашего предложения, в частности, собираемся предложить нашим клиентам льготный период кредитования по данному продукту. К тому же скоро будет введен новый продукт — сегментированный кредит наличными. Мы выделили ряд отраслей и компаний, чьи сотрудники входят в низкорисковую группу потенциальных заемщиков. Для них и будет реализовано это предложение — на очень выгодных условиях.
Я уверен, что сейчас у сильных игроков есть реальная возможность значительно усилить свои позиции в различных сегментах банковского бизнеса и прежде всего на рынке услуг для частных лиц. На фоне сокращения кредитных программ и отказов от инвестиционных проектов у ряда других банков необходимо выводить на рынок конкурентоспособные продукты и открывать новые офисы. Уверен, что ОТП Банк, как и в прошлом году, будет расти быстрее рынка. Сейчас для этого у нас есть все предпосылки. Полагаю, что рост составит не менее 15–20%.
"ДП": Планируете ли снижать процентные ставки по кредитам вслед за снижением ставки рефинансирования?
А.К.: Да, планируем снижать кредитные процентные ставки в среднем на 1–1,5%, так же, как за последнее время снижается ставка рефинансирования. В июле ОТП Банк намерен снизить процентные ставки по кредитным картам.
"ДП": За счет каких ресурсов вы в основном привлекаете деньги, активно ли пользуетесь инструментами Банка России?
А.К.: Рынок привлечения от Банка России сам по себе не очень развит. В нашем случае на эти привлечения приходится не более 5%. Основные два источника привлечения денег — это средства акционеров, лимит которых на российский бизнес превышает $700 млн сроком на 3 года, и средства наших клиентов.
"ДП": Не планируете ли поглощать других игроков?
А.К.: Безусловно, в текущих рыночных обстоятельствах появились новые возможности для сделок по слиянию и поглощению. В то же время сейчас, наверное, более вероятно получить в итоге проблемный актив. Я скорее склонен полагать, что сегодня открываются новые перспективы для перераспределения клиентской базы, поэтому для нас приоритетен органический рост бизнеса. Мы не планируем приобретений в этом году, а сконцентрируемся на завершении процесса присоединения дочернего банка в Ростове–на–Дону (Донской народный банк).
"ДП": Если брать в целом ситуацию по иностранным банкам в России, каков ваш прогноз?
А.К.: Сейчас иностранные банки мало чем отличаются от чисто российских игроков. Поэтому успех ждет те банки, стратегия и текущая деятельность которых окажутся эффективными вне зависимости от страны происхождения банка.
"ДП": Ваши ассоциации при слове "кризис"? Представьте, что через 5–10 лет вы начнете вспоминать 2008 год. Вспомните ли вы кризис? Cтал ли он для вас ярким событием?
А.К.: Могу сказать, что вместе с кризисом пришли новые силы и новый заряд бодрости —сформировалась новая повестка дня. Но, наверное, главное, что изменилось, — это количество и качество ежедневных контактов. Сегодня нужно как можно больше общаться с клиентами и партнерами, чтобы глубже проникнуть в их проблемы. Также необходимо постоянно общаться с коллегами.
И конечно, нельзя забывать о семье и друзьях. Любой кризис очищает отношения от шелухи и риторики, яснее видишь проблему — проще подобрать ключик для ее решения. Что же касается будущих воспоминаний, то тут нужно подождать. Обычно мы вспоминаем не сами события, а себя на фоне этих событий. Кроме того, "большое видится на расстоянии", как писал Есенин.