Председатель правления ОТП Банка Алексей Коровин рассказал, почему сейчас нет кризиса, от каких покупок можно отказаться и стоит ли ждать снижения процентных ставок по кредитам.
"ДП": В начале года у Венгрии сложилась непростая ситуация в
экономике страны, в результате чего потребовались кредиты Евросоюза. Как при
этом чувствует себя материнская структура ОТП Банка?
А.К.: Безусловно, нельзя игнорировать влияние экономической
конъюнктуры. В то же время положение ОТП Банка, являющегося крупнейшим
банком Венгрии и возглавляющего ведущую банковскую группу в Центральной и
Восточной Европе, стабильно. Чистая прибыль ОТП банка в прошлом году
составила более 700 млн евро. По этому году прогноз по прибыли уже подтвержден,
в то время как другие участники рынка ожидают убытки. Из 150 млн евро, которые
были обозначены в качестве цели на этот год, банк заработал 43 млн евро уже
в I квартале 2009 года, что превысило ожидания аналитиков на 40%. Как
результат — с начала года акции ОТП Банка поднялись более чем на 10%.
"ДП": Наблюдаете ли у себя в банке, как в целом по рынку, снижение
объемов привлекаемых вкладов?
А.К.: Общий прирост по банку составил около 17% за I
квартал, на текущий момент портфель депозитов физических лиц составил порядка 23
млрд рублей. Примечательно, что в этом году мы вошли в число 30 крупнейших
игроков в России по депозитным продуктам. В частности, наш филиал в Петербурге
добился прироста срочных депозитов физических лиц в I квартале 2009 года на
19% по сравнению с IV кварталом 2008 года, а балансовая прибыль филиала
за I квартал 2009 года по сравнению с аналогичны
м периодом
2008 года выросла в 2,7 раза. Такой рост характерен для депозитной базы всего
банка.
"ДП": Будете ли вы переориентироваться с потребкредитования в другие
сегменты?
А.К.: Сейчас люди сконцентрированы
на менее
дорогостоящих покупках. Можно отказаться от покупки квартиры,
повременить с новой машиной год–два, а вот купить чайник, холодильник или
поменять в квартире окна — гораздо более насущная необходимость.
Безусловно, происходит сокращение спроса, но это приводит к появлению
отложенного спроса по мере того, как уровень дохода у людей восстанавливается.
Мы уже сейчас видим такую тенденцию, когда компании, которые сокращали
сотрудников, начинают снова привлекать персонал. Первый квартал для банков,
работающих в сегменте потребкредитования, всегда был низким с точки зрения
сезонного спроса, хотя объем наших выдач увеличился с начала год на 30%.
"ДП": Каким образом планируется нарастить темпы кредитования на
15–20%?
А.К.: Для завоевания новых позиций сейчас настало удачное
время. В то время как ряд игроков сворачивают программы, мы, наоборот,
наращиваем клиентскую базу за счет сотрудничества с рядом крупным ретейлеров.
Недавно был заключен ряд договоров, которые имеют стратегическое значение для
развития направления потребительского кредитования нашего банка.
Прежде всего речь идет о федеральных сетях "Техносила" и
"Эльдорадо". Такие партнеры позволят значительно увеличить присутствие банка в
регионах. Новые точки, где будут доступны потребительские кредиты ОТП Банка,
откроются в Северо—Западном федеральном округе, где на текущий момент наши
кредиты представлены в более чем 200 магазинах компаний — партнеров банка.
Сегодня мы входим в топ–5 самых активных игроков на рынке кредитования в
торговых точках. Думаю, в течение года ОТП банк сможет улучшить свои позиции.
В корпоративном бизнесе мы намерены работать в первую
очередь со средними компаниями, занимающимися, например, оптовой и розничной
торговлей, сельским хозяйством и т.д. В течение I и II кварталов мы в
основном работали с нашими текущими клиентами, теми компаниями, чей бизнес мы
хорошо знаем и пониманием. Сейчас, когда познакомились с годовой и квартальной
отчетностью, мы готовы начать работу и с новыми клиентами. К концу лета мы
планируем увеличить портфель корпоративных кредитов на 10%. Банк с 70%–ным
запасом ликвидности выполняет норматив ЦБ РФ по достаточности капитала, а
нормативы ликвидности превышают минимальные пороги в 5–10 раз, поэтому все
возможности для активной кредитной экспансии у нас есть.
"ДП": А как же пресловутая волна кризиса, которая как раз должна
прийтись на III квартал?
А.К.: До начала кризиса все ждали, когда же он придет.
Теперь все говорят о второй волне. Мне кажется, что сегодня как такового кризиса
уже не существует. Есть изменившаяся в результате кризиса экономика, в рамках
которой нам предстоит строить свою деятельность в достаточно долгосрочной
перспективе.
"ДП": Какой уровень просроченной задолженности в ОТП
Банке?
А.К.: По юрлицам она составляет около 3,3%, а тенденции к
росту мы не наблюдаем. Дело в том, что мы изначально очень консервативно
работаем с юрлицами. На розничном рынке мы является активным игроком, поэтому
идем в высокодоходные продукты. Просроченная задолженность по рознице у нас
около 12,9%. Однако резерв по розничному портфелю у нас составляет 12–13%.
"ДП": За счет каких кредитов просрочка выросла до 12,9%?
А.К.: У нас просрочка не росла. Этот показатель на уровне
прошлого года.
"ДП": Какие планы на 2009 год у ОТП Банка в России?
А.К.: В течение прошлого года мы реализовывали стратегию
трех "Р": ребрендинг, розница, регионы. Было открыто порядка 40 офисов
различного формата, обновлен розничный продуктовый ряд и проведен ребрендинг,
позволивший повысить узнаваемость банка и лояльность клиентов.
В 2009 год мы вошли с хорошей наработанной клиентской базой,
конкурентоспособными продуктами и развитой сетью. За первые месяцы работы банка
в 2009 году мы получили чистую прибыль в размере 160 млн рублей, что не может не
радовать в условиях, когда зарабатывать прибыль стало значительно
сложнее.
Этот год объявлен в нашем банке годом "эффективности и качества". Основываясь на опыте нашего материнского банка и достигнутых успехах, мы хотим качественно улучшить работу и в то же время активно развиваться по ключевым для нас направлениям. Особое внимание будет уделено качеству кредитного портфеля.
Этот год объявлен в нашем банке годом "эффективности и качества". Основываясь на опыте нашего материнского банка и достигнутых успехах, мы хотим качественно улучшить работу и в то же время активно развиваться по ключевым для нас направлениям. Особое внимание будет уделено качеству кредитного портфеля.
Среди розничных кредитных продуктов потребительское
кредитование и кредитные карты занимают для нас приоритетное место. В сфере
потребительского кредитования мы планируем увеличивать количество партнеров.
Также сейчас мы анализируем доходность наших точек в различных магазинах
и на основании этой информации будем проводить специальные акции. Уже
сейчас мы занимает позицию в топ–3 самых активных игроков рынка
pos–кредитования. По нашим оценкам, доля ОТП банка на этом рынке составляет
около 15%.
К концу года мы планируем ее увеличить до 20%. По кредитным
картам мы сохранили темпы эмиссии прошлого года и сейчас работаем над
качественным улучшением нашего предложения, в частности, собираемся предложить
нашим клиентам льготный период кредитования по данному продукту. К тому же скоро
будет введен новый продукт — сегментированный кредит наличными. Мы выделили
ряд отраслей и компаний, чьи сотрудники входят в низкорисковую группу
потенциальных заемщиков. Для них и будет реализовано это предложение — на
очень выгодных условиях.
Я уверен, что сейчас у сильных игроков есть реальная
возможность значительно усилить свои позиции в различных сегментах банковского
бизнеса и прежде всего на рынке услуг для частных лиц. На фоне сокращения
кредитных программ и отказов от инвестиционных проектов у ряда других банков
необходимо выводить на рынок конкурентоспособные продукты и открывать новые
офисы. Уверен, что ОТП Банк, как и в прошлом году, будет расти быстрее рынка.
Сейчас для этого у нас есть все предпосылки. Полагаю, что рост составит не менее
15–20%.
"ДП": Планируете ли снижать процентные ставки по кредитам вслед за
снижением ставки рефинансирования?
А.К.: Да, планируем снижать кредитные процентные ставки в
среднем на 1–1,5%, так же, как за последнее время снижается ставка
рефинансирования. В июле ОТП Банк намерен снизить процентные ставки по кредитным
картам.
"ДП": За счет каких ресурсов вы в основном привлекаете деньги,
активно ли пользуетесь инструментами Банка России?
А.К.: Рынок привлечения от Банка России сам по себе не очень
развит. В нашем случае на эти привлечения приходится не более 5%. Основные два
источника привлечения денег — это средства акционеров, лимит которых на
российский бизнес превышает $700 млн сроком на 3 года, и средства наших
клиентов.
"ДП": Не планируете ли поглощать других игроков?
А.К.: Безусловно, в текущих рыночных обстоятельствах
появились новые возможности для сделок по слиянию и поглощению. В то же время
сейчас, наверное, более вероятно получить в итоге проблемный актив. Я скорее
склонен полагать, что сегодня открываются новые перспективы для
перераспределения клиентской базы, поэтому для нас приоритетен органический рост
бизнеса. Мы не планируем приобретений в этом году, а сконцентрируемся на
завершении процесса присоединения дочернего банка в Ростове–на–Дону (Донской
народный банк).
"ДП": Если брать
в целом ситуацию по иностранным
банкам в России, каков ваш прогноз?
А.К.: Сейчас иностранные банки мало чем отличаются от чисто
российских игроков. Поэтому успех ждет те банки, стратегия и текущая
деятельность которых окажутся эффективными вне зависимости от страны
происхождения банка.
"ДП": Ваши ассоциации при слове "кризис"? Представьте, что
через 5–10 лет вы начнете вспоминать 2008 год. Вспомните ли вы кризис? Cтал ли
он для вас ярким событием?
А.К.: Могу сказать, что вместе с кризисом пришли новые силы
и новый заряд бодрости —сформировалась новая повестка дня. Но, наверное,
главное, что изменилось, — это количество и качество ежедневных контактов.
Сегодня нужно как можно больше общаться с клиентами и партнерами, чтобы глубже
проникнуть в их проблемы. Также необходимо постоянно общаться с коллегами.
И конечно, нельзя забывать о семье и друзьях. Любой кризис
очищает отношения от шелухи и риторики, яснее видишь проблему — проще
подобрать ключик для ее решения. Что же касается будущих воспоминаний, то тут
нужно подождать. Обычно мы вспоминаем не сами события, а себя на фоне этих
событий. Кроме того, "большое видится на расстоянии", как писал
Есенин.