Виктор Тихомиров: "Народ любит молодцеватых и бодрых "

Штатный ротозей "Выходного" о Союзе Кинематографистов и картине "Меньшиков в Березове".


Прежние съезды Союза кинематографистов не вызывали особого интереса широкой публики, а нынешний на редкость сделался ей любопытен. К тому же их было два подряд. Все потому, что скандал вышел, а скандал — вещь, содержащая в себе столько таинственной энергии, что народ всегда рад за ним с безопасного расстояния понаблюдать, подзарядиться. Картина нарисовалась следующая: лидера союза и народного любимца Никиту Михалкова в чем только не обвинили и переизбрали было, но, как выяснилось, не совсем легитимно.
А после подумали, еще разсобрались (иным немного составом) и не стали обвинять и переизбирать, хотя он как следует не оправдался. Все потому, что имущество, как бы принадлежащее всем, не так велико, чтоб если поделить, то каждому что–нибудь осязаемое досталось, да и механизма распределения не придумать. А в одном месте оно ценно и может еще пригодиться в дальнейшем для общего дела, если усовестить ближний круг руководителей (как сказал герой михалковского фильма «Свой среди чужих»: «Это надо одному!»).
Командира же, наделенного такой энергией и энтузиазмом, как у Михалкова, более не создала природа. Да и не развалился бы, мол, союз, от которого тоже еще может выйти какая–либо польза. Словом, переизбрали опять Никиту Сергеевича, а победителей не судят, тем более история нашего Отечества почти сплошь из одних таких случаев и состоит. Народ любит молодцеватых и бодрых, но недолюбливает угрюмых крючкотворов. Петр Первый, к примеру, все воровские выходки прощал Меньшикову за молодцеватость и личный героизм. А следом за ним и народ. Даже художник Суриков историческую картину написал «Меньшиков в Березове», не лишенную сочувствия этому персонажу.
Так что если кому позарез необходимо народное расположение, то следует как минимум продемонстрировать лукавство, а лучше прямо украсть. Но — не погореть. В период кризиса полезно вслушаться и вглядеться в телевизор, этот учебник жизни. С утра до вечера учат, как умные люди поступают, чтоб деньжат срубить. Необходимо только после поделить добычу. А кто этого не сделал, того показывают в криминальных новостях.
Не работать же идти, когда увольнения повсюду? Из рассуждений экономистов ясно следует, что самый полезный член общества не труженик, с которым непонятно что и делать, когда всюду перепроизводство, а тот, кто безоглядно тратит деньги, поскольку он–то и есть кормилец. Деньги же, как известно из сериалов, лежат в некоторых местах большими красиво упакованными кучами. Приходи и забирай. Знаменитому памятнику Ленину у Финляндского вокзала нанесен удар террористами. Ниже талии образовалась дыра. Образ вождя мирового пролетариата от этого стал даже несколько более пролетарским (в скульптурно–реалистическом смысле).
Пальто как бы порвано, висят лохмотья. Но особо впечатляет открывшаяся пустота внутри. Монумент многим поколениям горожан всегда казался монолитом, и вдруг полость, как в «Киндер–сюрпризе», но без подарка. У философа Флоренского сказано, что такого рода пустота — признак сатаны. Памятники ломать нехорошо, и Ленина на броневике, надеюсь, починят. Он мне дорог, я к нему и с детсадом приходил на прогулку, и в пионерлагерь от него стартовал не раз. И свидания на окрестных скамеечках принято было назначать. В случаях неявки или опоздания можно было занять себя созерцанием скульптуры, а все равно принесенные цветы возложить Ильичу. Произведений живописи с этим памятником не счесть. Но неужто и другие памятники вождю полые? Есть над чем поломать голову и ротозею.