Дерипаска: Экономика России будет в хорошей форме менее чем через год

Автор фото: ДП
Олег Дерипаска

Глава "БАЗЭЛа" Олег Дерипаска считает, что во втором квартале 2009 года Россию ждет вторая волна кризиса, однако, сегодня страна намного лучше готова к борьбе с ним, чем в 1998 году.

Об этом он заявил, выступая на ежегодном круглом столе, организованном Economist Conferences в Москве.
Сокращение издержек и борьба с перепроизводством
"Я думаю, что ситуацию описывать не надо, она ясна. Мы имеем дело с рядом проблем - перепроизводством, радикальным изменением структуры потребления и поведения потребителей на ближайшие три года, которое обусловлено их материальным положением, суждениями и ценовыми ожиданиями; и, конечно же, нам необходимо провести реструктуризацию финансов и работать дальше в столь сложных условиях. Проблема перепроизводства реально существует, и мы, как Группа, которая включает сырьевые компании, производителей электроэнергии и товаров для конечных потребителей, ощущаем ее".
"Основная проблема - это затраты, и мы боремся с ними днем и ночью, чтобы сохранить лишь те мощности, которые будут конкурентоспособными в долгосрочной перспективе. В контексте текущей ситуации, долгосрочной перспективой я считаю 18 месяцев. Это совсем непросто: во многих бизнесах мы сокращаем затраты на 35-40%, и подспорьем в этом выступает снижение цен на некоторые импортируемые товары. В алюминиевом секторе мы должны сократить издержки на $500 с тонны в ближайшие 4 месяца, и мы добьемся этого, хотя потребуется реструктурировать значительную часть производственных мощностей. Это всегда сопряжено с социальными проблемами, с необходимостью сохранить социальную стабильность и конструктивные отношения с региональными и федеральными властями. Это самая важная задача, которую придется решать всем компаниям".
"Структура потребления и поведение потребителей в ближайшие 18 месяцев, конечно же, целиком зависят от наличия соответствующих финансовых инструментов. В настоящий момент, почти никакого решения этой проблемы нет. Но, если взять в качестве примера нашу автомобильную компанию, то мы верим, что люди будут покупать надежную продукцию, которую легко отремонтировать в любых условиях и которая, возможно, проще, чем год назад. В частности, "ГАЗ" силами своего дивизиона по производству легких коммерческих грузовиков обеспечит выпуск нового продукта с ценой ниже 6 тыс. долларов. Это будет самый конкурентоспособный продукт на рынке на ближайшие 24 месяца, и таким способом мы намерены победить в конкурентной борьбе в этом сегменте".
"Реструктуризация финансов, разумеется, во многом зависит от того, есть ли у банков ликвидность. В России пока никто не говорит о так называемых "токсичных активах", но это уже стало проблемой. Российские "токсичные активы" отличаются от американских или европейских. В нашем промышленном портфеле есть ряд активов, особенно в виде недвижимости, которые мы аккумулировали в надежде на дальнейший рост; мы также построили много производственных мощностей, которые в нынешней ситуации либо будут незагружены, либо будут приносить совсем иную выручку. Судьба таких "токсичных активов" в настоящее время зависит от переговоров между заемщиком и кредитором, но мы надеемся, что рано или поздно будет найдено общее решение для выхода из подобных ситуаций".
Российская экономика будет в хорошей форме менее чем через год
"Я считаю, что Россия сегодня намного лучше готова к борьбе с кризисом, чем в 1998 году. Многие из присутствующих здесь помнят, как было трудно в июле-ноябре 1998 года. И сегодня у нас есть такие же возможности (для развития экономики), как и тогда. Во-первых, почти завершился процесс девальвации рубля. У нас есть возможности для роста в инфраструктурном строительстве, импортозамещении, сельском хозяйстве и торговле. Если правильно реструктурировать производственные мощности, то мы сохраним экспортную конкурентоспособность. Конечно, во втором квартале 2009 года, когда ожидается вторая волна кризиса, будет нелегко. Но в целом я считаю, что российская экономика будет в весьма неплохой форме менее чем через год".
"Ранее представители государства заявляли, что выход из кризиса может занять больше времени, чем ожидалось, и что необходимо приготовиться к трудным временам. Но я верю, что нынешняя ситуация намного лучше, чем в 1998 году. Сегодня у нас во многих секторах созданы вертикально интегрированные компании, что предоставляет нам больше возможностей и позволяет более гибко действовать по отношению к издержкам. Как я уже сказал, РУСАЛу в достаточно короткий период удалось сократить издержки на 30%, что было бы невозможно в 1998 году из-за существовавшей тогда дезинтеграции и отсутствия достаточного уровня консолидации на рынке. Сегодня есть возможность вывести часть тех мощностей, которые находятся за гранью рентабельности, очистить систему и запустить ее заново".
"Сегодня я более оптимистично настроен, чем в сентябре 1998 года. К сожалению, в моем понимании, сегодня скорее июнь 1998 года, чем сентябрь".
Девальвация рубля может помочь, но не решит всех проблем
"Нам хотелось бы видеть более слабый рубль, это помогает нашим компаниям бороться с кризисом. Для многих компаний основной задачей является сохранение конкурентоспособности в условиях, когда нужно почти вдвое сократить производственные мощности. Девальвация рубля может помочь, но не решит всех наших проблем. Слабый рубль дает нам возможность адаптироваться к новым условиям".
"Промышленность чувствует себя сегодня уже намного лучше, чем в январе. Конечно, вы можете возразить, что это связано с ситуацией в Китае и мерами по стимулированию. Но я думаю, что именно девальвация рубля дает нам пространство для маневра".
"Основная работа должна проводиться внутри компаний. Это борьба за конкурентоспособность, и мы должны создавать для этого необходимые инструменты. Нам нужен правильный подход к решению проблем на производстве, к инструментам производственной системы и экономии ресурсов. Нам надо помнить об экологических задачах, которые могут казаться не самыми приоритетными вопросами в сегодняшней повестке дня, но, тем не менее, они важны и требуют решения. После конференции в Копенгагене, которая пройдет в декабре 2009 года, будут введены новые платежи за выброс парниковых газов, и это реальность, которую нам нужно осознавать".
"Наш потребитель ожидает от нас конкурентоспособного продукта, не только в плане цены, но и в плане качества. Поэтому, как мне кажется, денежная политика должна быть направлена в большей степени на предоставление средств конечному пользователю. Я сомневаюсь, что сегодня необходимы более высокие кредитные ставки. Мне не понятно, какую пользу они принесут. Видимо, политика высоких ставок является попыткой решить проблему инфляции. Но, в моем понимании, не денежное предложение вызывает инфляцию в России. Ее причинами всегда были проблемы физической поставки товаров, дистрибуции, розничной системы, логистики, цен на электроэнергию, газ или железнодорожные перевозки".
Социальная стабильность имеет особое значение
"Я считаю, что социальная стабильность имеет сегодня особое значение. Некоторым из наших компаний приходится сокращать персонал почти на 30%. В этой непростой ситуации мы ведем переговоры с профсоюзами, регионами, с людьми - мы обещаем, что через 18 месяцев, когда мы снова сможем запустить производственные линии, мы вновь примем их на работу. Это наш с ними договор - они нам доверяют и поэтому соглашаются, хотя придется ждать, пока ситуация не улучшится".
"В настоящий момент речь идет не о курсе рубля, а о социальной стабильности. Курс мог бы быть и лучше, но в нынешнее время вопросы социальной стабильности и производства куда важнее, чем вопрос об интенсивной девальвации рубля".
Государственные компании стали более гибкими в ценовой политике
"Государственные компании проводят правильную ценовую политику. Теперь мы можем вести переговоры, скажем, о тарифах на железнодорожные переводки. Если вы можете гарантировать объемы, то вам предложат довольно привлекательные условия для того, чтобы вы оставались конкурентоспособными. Таким образом, выигрывается время для снижения издержек. Таким же образом можно договориться с энергокомпаниями. Это великолепная возможность ускорить сокращение издержек путем переговоров. Как я уже говорил, монопольное регулирование сильно отличается о того, каким оно было в 1998 году. Это видно на примере рынка нефтепродуктов - насколько быстро власти реагируют на изменения. Я надеюсь, что цены будут снижены до того уровня, на котором они должны быть, поскольку это также очень важно для многих наших потребителей и поставщиков".
Жилищная программа – уникальный шанс для миллионов получить свое жилье
"Есть много причин, по которым я сдержанно оптимистично отношусь к инфраструктурным проектам, как к панацее в условиях нынешнего кризиса. Одни инфраструктурные проекты в Сочи, Санкт-Петербурге или Владивостоке не спасут российскую экономику от кризиса. Я более оптимистично настроен в отношении эффективной поддержки рынка жилья. В России около 39 млн человек, или 14 млн семей не имеют своего жилья. Наша ситуация сильно отличается от той, которая сложилась в европейских странах, где люди столкнулись с проблемами невыплат по жилищным кредитам. В России многие не имеют даже возможности купить себе квартиру или дом. Я согласен с тем, что строительство аэропорта в Сочи, Санкт-Петербурге или Владивостоке, безусловно, важно, но строительство аэропорта в регионе, где ожидается снижение пассажиропотока, может обернуться напрасной тратой средств".
"Сегодня, в столь сложный момент, у нас есть уникальная возможность дать людям шанс на получение жилищных кредитов; в этой связи государство могло бы выделять средства на эти цели непосредственно людям. В Москве цены на недвижимость уже упали более чем на 30%. Я не говорю об элитном жилье, где цена всегда базировалась на спекуляциях и ожиданиях. Я говорю о ценах на обычное панельное жилье".
"Это возможность может быть использована для разных целей - например, для повышения мобильности рабочей силы, если реализовывать программу в российских регионах - не только в Москве или крупнейших городах, но также в Омске, Иркутске, Ставрополе и других региональных промышленных центрах".
"Месяцев семь назад, из-за проблемы отсутствия жилья мы столкнулись с ситуацией, когда не могли привезти квалифицированных рабочих в Красноярск; а нам нужны именно такие рабочие, поскольку на наших предприятиях строгая трудовая дисциплина и высокие квалификационные требования, нам нужны высококлассные специалисты, которые разбираются в технической документации. Это же касается нашего розничного и строительного бизнеса. Мы держимся за наших людей. Я помню, как менее года назад группа хедхантеров, которых нанял наш конкурент - одна из западных компаний, стояли у проходной нашего завода с плакатами и предлагали работу у наших конкурентов. А почему? Потому, что наши специалисты хорошо подготовлены. Более того, если вы сравните уровень менеджмента на наших предприятиях сегодня с тем, который был лет 20 назад, то увидите, что в плане опыта он существенно изменился в лучшую сторону".
"В 60-х Никита Хрущев предоставил миллионам людей возможность получить жилье, хотя и не лучшего качества. Сегодня у нас есть возможность лучше. Существует инфраструктура, были сделаны огромные инвестиции в производство строительных материалов, есть дешевая и квалифицированная рабочая сила. Стоимость строительства сократилась на 50%, и если государство изменит региональные правила инвестиционных программ, которые включают региональное со-финансирование социальной и бытовой инфраструктуры, то для сектора это будет конкурентным решением".
"Я думаю, что со стороны государства было бы разумно предоставлять частным лицам кредиты на строительство собственных домов и покупку квартир. Это решило бы, в том числе, структурные проблемы, возникшие в недавний период экономического роста. Эти меры помогли бы банкам и повысили уровень занятости, они обеспечили бы предсказуемость в строительном секторе".
"Такая жилищная программа за ближайшие семь лет позволила бы решить проблемы более чем 30 млн людей - они смогли бы себе позволить кредиты. При этом значительно улучшилось бы положение как потребителя, так и производителей потребительских товаров. В России создалась бы совершенно иная обстановка".