Нарушителем скоростного режима может признаваться даже водитель, двигавшийся с минимальной скоростью. Хоть 20 км в час. К такому выводу пришел Верховный суд России, который обобщил практику по уголовным делам, связанных с нарушением правил дорожного движения. Но наказание за ошибки водителей, повлекшие даже самые тяжкие последствия, нельзя назвать жестким.
В новом постановлении пленум Верховного Суда России отошел
от формальной оценки нарушений правил дорожного движения (ПДД). Самый, можно
сказать сенсационный вывод, сделан относительно споров о превышении скорости.
Нарушителем предлагается признавать далеко не только тех, кто превысил
установленный правилами или дорожными знаками скоростной режим.
Высшая судебная инстанция обратила внимание на положение
ПДД: водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей
установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения,
особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и
метеорологические условия.
"Исходя из этого, при возникновении опасности для движения,
которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению
скорости вплоть до остановки. Уголовная ответственность наступает, если у
водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного
происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена
причинная связь", – констатировал Верховный суд России.
В итоге виновником может оказаться любой, кто вел автомобиль
со скоростью пусть даже в несколько раз ниже установленного на конкретном
участке максимума. В каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки суд
будет определять, когда водитель имел возможность обнаружить опасность для
движения. Все остальные аргументы – темное время суток или недостаточная
видимость не реабилитируют водителя – снижай скорость, останавливайся или –
отвечай по закону.
Читайте также:
Медведев "пристегнул" Путина к ДТП
Определены и смягчающие вину обстоятельства. Так, если ДТП
произошло не только из-за нарушения водителем правил (в том числе относительно
высокой скорости), но и вследствие иных причин – плохого состояния дороги,
моста, железнодорожного переезда и т.п. использование неисправного транспортного
средства, прошедшего государственный технический осмотр, в иных случаях. Судам
рекомендуется решать вопрос о возможности учета таких обстоятельств в качестве
смягчающих наказание, а также выносить частные определения и обращать внимание
соответствующих организаций и должностных лиц на необходимость ремонта дорог и
т.д.
Действующий российский уголовный кодекс предусматривает
очень мягкое наказание для водителей, виновные действия которых привели к тяжким
последствиям. Если в результате ДТП погиб человек – до пяти лет лишения свободы,
несколько погибших – до семи лет.
Причем, как правило, даже злостные нарушители отделываются
"легким испугом" – условным сроком. Редким исключением можно назвать
приговор, по которому экс-милиционер Сергей Шереметьев проведет 4,5 года в
колонии-поселении: в январе он будучи пьяным сбил на тротуаре четырех человек –
трехлетняя девочка погибла, а трое взрослых стали инвалидами. А Алексей Боталев,
виновный в смерти дочери мэра Сочи на Дворцовой набережной, получил 1,5 года
условно. Максимум семь лет лишения свободы грозит водителю "маршрутки", который
26 октября снес павильон автобусной остановки на Таллинском шоссе, убив шестерых
и покалечив еще несколько человек.
Законопроект, ужесточающий наказание по статье 264
Уголовного кодекса РФ, уже принят Госдумой в первом чтении. Он предусматривает
более суровое наказание для водителей, совершивших нарушение в состоянии
алкогольного опьянения – помимо безальтернативного лишения свободы любитель
выпить на три года потеряет права. Также предлагается увеличить максимального
наказания – в случае смерти одного человека – с пяти до семи лет, если погибло
двое или более лиц – с семи до девяти лет лишения свободы.