К 50-летию Тимура Новикова
В Петербурге как-то стыдно и страшно стать человеком-памятником: самого
города хватает. Современный талантливый человек, которому не хочется
безоглядно продаться журналу, иностранному дяде, тусовке, пишет в стол,
бежит публичности, делает все тайком. Не хочет быть актуальным. Или делает вид,
чтобы ненароком не превратиться в памятник и не ассимилироваться с окружающей
средой.
Тимуру Новикову, чей юбилей празднуют в пышной и мертвой обстановке
гвардейских мундиров Главного штаба, нечего было бояться: для него актуальность,
кажется, никогда не была проблемой, только подругой, потому что он ей жил
и именно ее делал; а не картины, и не ковры. Само понятие "актуальность" в
девяностые еще не было скомпрометировано рубрикой "герои месяца". Как бы
чувствовал себя наш герой, если бы попадал в нее в качестве православного
экстремиста или кого-нибудь еще. А куда бы он делся?
Петербург – город молодых памятников, Тимур Новиков – художник вечно молодых
и достойных увековечивания решений. Вот в литературе "памятником" называют
почтенный текст многовековой давности; в изобразительном искусстве и в жизни
другой темп. Люди круга Новикова подчеркивали его энергичность, "вихревость",
способность лавировать и выходить гениальным из любой воды, в какой бы он ни
плавал. Это как будто бы противоречит "монументальности", но надо сказать, что
выставка проекта "Эрмитаж 20/21" и не носит такого характера – она,
скорее, о ностальгии по "концу прекрасной эпохи" воодушевления и
небывалого подъема, когда еще было ощущение, что нужно сносить и утверждать.
Развлечений на экспозиции - на любой вкус. Трудно представить,
кому бы Новиков сейчас мог всерьез совсем не понравиться: женщинам приглянутся
коврики, молодежь посмотрит пародийный фильм "Золотое сечение", где Владик
Мамышев-Монро подвергается академической порке за малевание красного квадрата;
знатоки полистают хорошо составленный каталог, где в очередной раз
усмехнутся курьезным фактам биографии; старшее поколение одобрит классический
ракурс. Новичок, увидевший творчество Тимура в первый раз, сначала и не поймет,
в чем его провокативность и была ли она.
Чувствуя себя коренным ленинградцем/петербуржцем, приходится быть на коротком
поводке у вечности. Правда, место этой вечности художник сам определил как
"прикроватное". Аполлон, Вагинов, Бродский, Оскар Уайльд, Вагнер, Энди Уорхол –
случайные имена из лексикона мальчика эрмитажного кружка, которые
всплывают в связи с Тимуром, хотя могут всплывать и многие другие, сохраняют
детскую трогательность первой привязанности к высокому, но и дышат
самоуверенностью медиума, завлекшего в свои сети зрителя. Работы Новикова с
трудом отпускают, из них "трудно выйти", как говорил Бродский.
Тимур – завоеватель захватывал не только большие и разные пространства и
концептуализировал их одной левой, но и зрителю, воротящему нос от всей этой
игровой культуры и склонного к добротному академизму, алчущему хорошей живописи
после "смерти" всякого искусства, мог внушить вкус к придумыванию. Он был
"главным штабом" ленинградского андеграунда. Хорошо, что этот штаб не успел
переехать в гипермаркет: ведь не его же в самом деле ему оставалось
концептуализировать.