Дефолт, да не тот

Август 2008 года напоминает события 10-летней давности. Вновь на слуху пугающие слова "дефолт", "падение рубля", "инфляция". Но это лишь слабое эхо взрыва, грянувшего в 1998 году.

Кризис 1998 года определил судьбу многих людей и компаний на годы вперед. Первые потеряли сбережения, вторые – долю на рынке и рынок как таковой. И тем, и другим пришлось начинать жизнь с нуля. Но для большинства бизнесменов новый старт оказался удачным. Они приобрели бесценный опыт, заодно избавившись от сильных конкурентов в лице прежних лидеров рынка и импорта.
Населению пришлось сложнее. Потерянные накопления вернуть оказалось не так просто. Еще несколько лет люди предпочитали хранить сбережения в долларах, пока не убедились, что в таком виде они постоянно обесцениваются. Внезапный рост курса доллара на 1 рубль за 2 дня на этой неделе застал граждан врасплох. Особенно неприятна эта тенденция тем, кто взял долларовые кредиты. Объем кредита в рублях вырос на 4% за 2 дня. Впрочем, в следующие 2 дня доллар потерял 40 копеек.
Сергей Судиловский, заместитель начальника валютного управления петербургского филиала ОАО "АКБ "Югра", считает, что до конца лета доллар опустится ниже 24 рублей. "Максимум курса доллара в августе мы уже видели", – уверен он. По оценке эксперта, при негативном развитии событий (если банки и население по каким-то причинам кинутся скупать валюту) курс доллара может скакнуть и выше 24,6 рубля. Но наиболее вероятным он считает снижение доллара к 23 рублям до конца 2008 года.
Сейчас гораздо больший повод для беспокойства как граждан, так и компаний – инфляция. Тем более что ее динамика в нынешнем году обгоняет динамику десятилетней давности. Однако даже в самых смелых прогнозах экономисты не допускают роста цен более чем на 25% в 2008-м. Официальный же прогноз Банка России предполагает 10,5%. Начальник отдел макроэкономического анализа банка "Петрокоммерц" Наталья Сурикова прогнозирует инфляцию в 2008 году в пределах 14,5%. При негативном развитии событий (например, при резком росте цен на топливо) эта планка может быть поднята до 18%.
Любопытно, что до сих пор кризис 1998 года многие обыватели обозначают звучным словом "дефолт", хотя большинство из них непосредственно от дефолта государства по долговым обязательствам не пострадали. Главными пострадавшими от краха пирамиды ГКО стали крупные банки, а уже через них – десятки тысяч вкладчиков. На сегодня объем выпущенных Минфином рублевых облигаций в долларовом исчислении составляет около $50 млрд – примерно столько же, сколько и в 1998 году. Но, как говорится, миллиард миллиарду рознь. Международные резервы России теперь в 40 раз больше и, пока нефть на порядок дороже, чем десять лет назад, платежеспособности нашего государства ничто не угрожает.
Дефолты корпоративных эмитентов, которые начались в этом году и активно обсуждаются в финансовых изданиях (см., например, "ДП" №147/2008, www.dpgazeta.ru), участников рынка волнуют мало. По их словам, серия дефолтов, конечно, принесет убытки некоторым инвесторам. Но в целом для рынка результат будет скорее благоприятным: вкладчики научатся правильнее оценивать риски.