Стратегия и тактика туризма

Вице-президент, директор департамента стратегии и корпоративного развития ВАО "Интурист" Елена Юшманова рассказала dp.ru о ситуации на рынках въездного и выездного туризма, а также о том, как дальше "Интурист" планирует строить свой бизнес.

<b>DP.RU: Каковы ваши планы по развитию въездного туризма – сектора, в котором позиция "Интуриста" традиционно сильны?</b>
<b>Е. Ю.: </b>В отношении развития въездного туризма планы у нас, конечно, амбициозные, но мы – реалисты и понимаем, что в силу объективных причин возможности роста рынка не безграничны. Сейчас этот сектор туризма находится в состоянии стагнации, и связано это в первую очередь с острым дефицитом номерного фонда. Из-за этого проживание в гостиницах достаточно дорого, так что среднему иностранцу из Западной Европы гораздо выгоднее поехать, например, в Китай, чем в Россию. Поэтому, несмотря на нашу лидерскую позицию по въезду, надо быть объективными: существенно увеличить турпоток в страну силами одной компании, пусть даже и такой крупной, как "Интурист", невозможно. Для этого должна быть задействована полноценная федеральная программа. Наша компания может увеличить свою долю внутри существующего турпотока на 20–30%. И именно это сейчас – одна из приоритетных стратегических задач ВАО "Интурист".
<b>DP.RU: И за счет чего же в первую очередь вы собираетесь увеличивать свою долю присутствия на въездном рынке?</b>
<b>Е. Ю.:</b> Мы разработали много новых интересных программ. До сих пор это была достаточно стандартная продуктовая линейка – экскурсионные туры по Москве, Санкт-Петербургу и Золотому кольцу. А сейчас мы собираемся предложить туристам экологический туризм (поездки на Алтай и в Карелию), а также увлекательное путешествие по транссибирской магистрали на поезде и многое другое.
<b>DP.RU: Но</b> <b>ведь у большинства туристов путешествие на поезде ассоциируется с не слишком комфортными условиями, тем более если эта поездка длится несколько дней...</b>
<b>Е. Ю.:</b> Наша программа будет коренным образом отличаться от того, что вкладывается в понятие "путешествие на поезде" жителями постсоветского пространства. Это совсем не те переполненные и душные вагоны, путешествие в которых – настоящая пытка, а очень комфортный современный поезд, оборудованный в соответствии с самыми взыскательными требованиями клиента. В нем есть вагоны-рестораны, вагон-бар, вагон-душ, конференц-вагон, а также все остальное, что может понадобиться путешественнику. Сама по себе поездка из Москвы в Пекин по Транссибу для иностранцев – очень романтичное, полное тайн путешествие практически "на край света". И оно очень популярно среди тех, кто хочет попробовать что-то новое, неизведанное. Например, нередко такую поездку выбирают молодожены из европейских стран как оригинальный вариант медового месяца. Но это достаточно дорогой продукт, за такое путешествие придется выложить от 3 до 8 тыс. евро – притом, что в среднем иностранцы тратят на поездку в Россию 1,2–1,5 тыс. Поэтому такой маршрут востребован у небольшой категории клиентов, способных позволить себе люксовый отдых. Но среди них спрос на такое путешествие огромный, его надо заказывать за полгода вперед, потому что количество мест в поезде ограничено.
<b>DP.RU: А каковы ваши планы по выезду?</b>
<b>Е. Ю.:</b> На рынке выездного туризма сейчас, напротив, наблюдается активный рост – в среднем от 15 до 50%, в зависимости от направления. Это динамично развивающийся сектор, здесь гораздо больше возможностей, чем на въездном рынке. На выезде сейчас есть семь-восемь основных направлений, которые выбирает наибольшее количество россиян, плюс быстрыми темпами начинают расти турпотоки в страны, никогда не бывшие массовыми. Это Гоа, Мальдивы, Канары, Доминиканская республика, Куба, различные острова – направления, принимающие в год до 50 тыс. российских туристов. Это происходит в связи с тем, что россияне уже успели побывать в Турции и Египте, они становятся более взыскательными, ориентируются на индивидуальные туры и экзотические страны. Это высокодоходные направления, имеющие очень большой потенциал, здесь можно и нужно активно развиваться.
<b>Если говорить о массовом выезде,</b> то наши основные направления – Турция, Египет, Испания, Италия, Болгария, Греция и Таиланд, где мы собираемся укреплять свои позиции и в дальнейшем. Однако большие по объему рынки не слишком высоки по доходности, тогда как с нишевыми все наоборот. При формировании продуктовой линейки мы применяем портфельную стратегию, уравновешивая массовые направления уникальными, ориентированными на конкретную категорию клиентов, продуктами.
<b>Что касается стран </b>массового туризма – то и там есть свои тенденции, которые мы отслеживаем. Например, сейчас очень быстро растет спрос на отдых в Таиланде. А то, что этой весной для россиян отменили визы, только поспособствует дальнейшему росту популярности этой страны. Поэтому "Интурист" будет увеличивать количество курортных предложений по курортам Таиланда.
<b>Кроме того, в Турции и Египте</b> у нас сейчас есть собственные принимающие компании. В этом году мы собираемся создавать аналогичные компании и на остальных "своих" направлениях: в Таиланде, Греции, Болгарии. В принципе, собственная принимающая компания при большом количестве туристов – это стандарт. Мы к нему стремимся, поскольку это помогает контролировать отдых туристов и поддерживать высокое качество обслуживания.
<b>DP.RU: У вас есть собственные отели за границей? Предполагается ли развитие в этом направлении и какое именно? </b>
<b>Е. Ю.:</b> Есть. Поскольку наша приоритетная задача – выстраивание вертикальной цепочки бренда "Интурист", мы хотим, чтобы обслуживать своего туриста каждой стадии отдыха. Первый шаг – покупка путевки в магазине путешествий "Интурист". Затем он едет с туроператором "Интурист", в стране отдыха его встречает принимающая компания "Интурист" и т. д. Поэтому естественно, мы хотим, чтобы у нас были и свои отели. Сейчас у нас за рубежом уже есть две пятизвездочные гостиницы в собственности. Одна из них – Savoy Westend Hotel в Карловых Варах (Чехия). Это очень красивое здание XIX века с бассейном. Для Карловых Вар такие отели – редкость, потому что город находится в горах, и построить там отель с бассейном технически очень сложно. Кроме того, в гостинице предоставляется весь комплекс современных медицинских услуг. Второй отель – Principe, тоже пять звезд de luxe, находится в Форте-дей-Марми, на западном побережье Италии. Это уникальное место по климатическим условиям, там расположены только самые роскошные виллы, и поэтому в этом месте имеет смысл строить только действительно люксовые отели, рассчитанные на вполне определенную категорию отдыхающих. Сейчас мы проводим реконструкцию отеля, улучшаем его качество, расширяем спектр услуг, которые будут предоставляться клиентам (включая SPA-процедуры), и уверены, что это полностью себя оправдает.
<b>Кроме того, сейчас</b> мы рассматриваем несколько бизнес-предложений по возможности получения гостиниц в управление в Турции и Египте, а также в Болгарии – то есть в тех странах, где у нас самый большой турпоток. Это четырех-пятизвездочные отели, популярные у россиян. В принципе, на каждом массовом направлении есть несколько отелей, куда туристы постоянно возвращаются, которые традиционно популярны у россиян. Нам интересно получить в управление именно такие отели, потому что мы собираемся загружать их собственными силами. Это, конечно, продукт массовый, в отличие от гостиниц в Карловых Варах и Италии, однако очень качественный.
<b>DP.RU: А в Москве у вас есть какие-то планы строительства новых гостиниц?</b>
<b>Е. Ю.:</b> У нас есть две свои гостиницы – "Космос" и "Пекин", и мы также тесно сотрудничаем с комплексом "Измайлово" и другими отелями в Москве. Кроме того, "Интурист" сейчас уделяет самое пристальное внимание всем гостиницам, строящимся в столице. Многие инвесторы начинают осознавать, что строительство гостиниц – совершенно особый вид бизнеса, принципиально отличающийся от строительства других объектов недвижимости. И поэтому мы все чаще стали получать предложения выступить в качестве консультанта. И в принципе, если гостиничный оператор консультирует строительство, это подразумевает, что впоследствии эта гостиница будет сдана ему в управление. В настоящий момент мы рассматриваем сразу несколько таких предложений из Москвы, Санкт-Петербурга и региональных городов-миллионеров.
<b>Более того</b>, полным ходом идет строительство горнолыжного курорта на Алтае. Это достаточно большой проект, им уже активно интересуются инвесторы. Сейчас там строят SPA-комплексы, отель и горнолыжный спуск. Также у нас есть планы развития сети гостиниц в городах Золотого кольца – традиционно популярного направления среди иностранцев и россиян. Две гостиницы у нас в управлении уже есть: одна в Угличе – "Москва", другая в Ростове Великом – "Московский Тракт". Сейчас мы рассматриваем в этом ключе Тверь, Кострому и Владимир.
<b>DP.RU: Собирается ли "Интурист" создавать собственную авиакомпанию? </b>
<b>Е. Ю.:</b> Мы нацелены на контроль воздушного флота в любой форме. Это может быть партнерство, может быть лизинг самолетов, но не исключено и создание собственной авиакомпании – при ежегодных объемах выездного турпотока свыше 400 тыс. человек эта задача становится одной из самых важных. И мы понимаем, что эта идея, несмотря на нынешний дефицит воздушных судов, вполне осуществима. Ведь недаром мы уже не первый туроператор, который мыслит в этом направлении, другие крупные игроки рынка тоже уже говорили о своих планах. Для решения этого вопроса мы наняли компанию "Люфтганза консалтинг", обладающую большим опытом в разработке бизнес-планов для авиаотрасли. Разрабатываемая ее специалистами схема будет включать в себя полную финансовую модель работы, предполагаемую полетную сетку, количество самолетов, необходимых под наш турпоток, модели этих самолетов и многое другое. Пока этот бизнес-план находится в стадии разработки. После того, как он будет готов и детально изучен, уже станет можно говорить о какой-то конкретной стратегии.
<b>DP.RU: Каковы планы "Интуриста" в области открытия своих точек продаж? </b>
<b>Е. Ю.:</b> К 2010 году мы собираемся открыть до 1 тыс. таких точек по всей стране. По нашим понятиям, это будет около 10% всего розничного рынка – таковы прогнозы на текущий момент. Если вдруг рынок начнет расти быстрее, чем сейчас, естественно, планы будут подкорректированы. При этом мы, как и все туроператорские сети, развиваем продажу и через собственные точки, и через франчайзинговоые агентства (у нас их сейчас около 40). При этом акцент мы делаем именно на собственные точки продаж, потому что в наших планах – создание полностью контролируемой сети "Интурист".