Виолончелист

Есть что-то символическое в том, что всего через несколько дней после кончины Бориса Ельцина ушел в мир иной и Мстислав Ростропович, который так стремительно примчался в 1991 году к Белому дому – защищать новую демократию. Окружавшая штаб революции многотысячная толпа защитников расступилась тогда, словно по волшебству и по рядам пронеслось восторженно-взволнованное придыхание – "Ростропович! Ростропович приехал!..."

<b>От тех времен</b> остался знаменитый снимок – маэстро сидит где-то в коридоре, на стульчике и с автоматом Калашникова на коленях. Конечно же, виолончель была ему куда более к лицу и прославился он на весь мир именно благодаря ей. А также благодаря свой потрясающей супруге – мировой оперной приме Галине Вишневской, женщине потрясающей красоты и достоинства, словно бы взявшихся из XIX века, из пушкинских времен. Безусловно, это была потрясающая пара и именно парой мы и воспринимали их все последние годы, когда они были на виду.
<b>Говорить о музыкальном величии</b> Мстислава Леопольдовича, его заслугах и мировой музыке должны его коллеги, и они, безусловно, еще скажут полагающиеся случаю слова, здесь же уместно сказать о его общественной значимости. Она была, как бы сказать поточнее, не сильно раздута, не выпирала нарочито. "Музыкант должен играть на свадьбах и похоронах", – мы помним эту фразу, да? Ростропович пришел со своей виолончелью играть у гроба Андрея Тарковского, когда тот умер в изгнании. Просто сидел и играл. Он играл и на похоронах князя Монако, с которым, видимо, дружил, но нам-то ближе Тарковский.
<b>Каким-то волшебным образом </b>все европейские монархи и президенты выстраивались в очередь на торжества к Ростроповичу и удостаивали его своими наградами, которых он не носил, видимо, из-за чрезмерного их обилия. Но свою дружбу с Дмитрием Шостаковичем маэстро все-таки, видимо, ценил повыше. Всем запомнился его поступок, когда он дал приют Александру Солженицыну на своей даче в Жуковке. Конечно, времена были не сталинские, но по головке за такое не гладили, и лишь звание Народного артиста СССР – двойное, свое и жены – служило некоторой защитой: скандал на западе вышел бы сильный.
<b>А потом они уехали</b> из страны, и Ростропович концертировал – в Белом доме (в том, другом, не московском), в лучших мировых залах. Наряду с другими гениями, что не вынесли советской духоты, Ростропович прославил свою страну самым должным образом. Он красиво и со вкусом жил, хорошо получая за свою музыку, но что такое эти доходы со списками Форбса? Сущая ерунда, мизер по нынешним временам. Жизнелюбие же Ростроповича, его почти детская непосредственность были настолько искрящимися, что ощущались даже через телеэкран и заметно контрастировали со строгой статью его супруги. Ей, и прежде всего ей – сегодня наши самые искренние соболезнования.