Михаил Шурыгин: когда Саманта Фокс сидела в моем "Опеле", сердце мое трепетало

Петербургский рок может приносить прибыль, уверен глава концертного агентства NCA Михаил Шурыгин. О перспективах промоутерского бизнеса, "мистических" требованиях и о том, можно ли считать концерт Мадонны успешным, он рассказал dp.ru.

<b>DP.RU:</b> Почему вы выбрали именно этот вид бизнеса?
<b>М. Ш.:</b> Можно сказать, что так исторически сложилось. Я со школы связан с английским языком и когда появилась возможность сменить преподавательскую деятельность на более интересное занятие, но при этом продолжать использовать языковые навыки, я ею, конечно же, воспользовался. В Питере в то время создавался клуб "Голливудские ночи" и требовался человек, владеющий английским языком и имеющий амбиции. Видимо, я пришелся ко двору. Собственно, с этого все и началось. Вначале я занимался маркетингом и рекламой, затем – приглашением артистов. Со временем появилась возможность создать свою компанию.
<b>DP.RU:</b> Расскажите о первом концерте, который вы организовывали.
<b>М. Ш.:</b> Самый первый концерт, сделанный полностью самостоятельно – выступление группы Scooter в "Юбилейном". Начало было очень успешным. Но сказать, что это – первый опыт концертной деятельности, неправильно, потому что на тот момент я уже был вовлечен в клубную жизнь города и участвовал в организации концертов таких звезд, как, например, Саманта Фокс. Ощущения были очень сильные. Когда Саманта Фокс сидела в моем "Опеле", сердце мое трепетало.
<b>DP.RU:</b> У кого из звезд самый "жесткий" райдер? И что в него входит?
<b>М. Ш.:</b> Райдер может быть крайне перегруженным в бытовом плане и чрезвычайно лояльным в техническом. Это очень характерно для российской эстрады. Впрочем, не секрет, что большинство наших исполнителей поет под фонограмму. Зарубежные музыканты более придирчивы к технике. Команда может быть клубного уровня, но при этом очень притязательной в выборе аппаратуры. Последний пример – концерт группы Def Tones в клубе "Порт". Эти ребята очень популярны за рубежом, они корифеи своего жанра, но их питерская аудитория не превышает тысячи человек.
Откровенно говоря, мы с этим концертом намаялись. При всем уважении к клубу "Порт", их техническое оснащение не дотягивало до нужного уровня, и нашей компании пришлось дополнительно арендовать очень много техники, что привело к серьезным финансовым вложениям. Нередки случаи, когда музыканты рассматривают концерт как промо-акцию и готовы жертвовать гонорарами и бытовыми удобствами, лишь бы выступить. Очень многие популярные на Западе, но малоизвестные у нас группы готовы приезжать за символическую плату.
<b>DP.RU:</b> А не могли бы вы припомнить самые необычные требования звезд?
<b>М. Ш.:</b> Конечно. Один из самых ярких примеров – Элис Купер требовал предоставить для всей группы белые носки по четным дням и черные – по нечетным. Обязательное требование Ричи Блэкмора – номер в гостинице не должен быть кратен числу шесть. У многих музыкантов мистицизм – часть их творчества. Распространенное требование артистов – запись в гостиницу под псевдонимом. Вообще, в отелях случаются разные истории. Когда в Москву приезжал Мэрилин Мэнсон, одна очень известная гостиница отказалась его селить. Дело в том, что в много лет назад в отеле этой сети за рубежом Мэнсон устроил настоящий беспредел. Пришлось даже оставить залог, дабы заверить администрацию, что такого не случится.
<b>DP.RU:</b> Сколько требуется людей для организации концерта звезды?
<b>М. Ш.:</b> Мы довольно большая компания, в штате у нас сегодня 25 человек. NCA – компания полного цикла, мы практически все организуем собственными силами. Крупный концерт, конечно, требует большого количества персонала. В организации выступления Мадонны с нашей стороны участвовали 600 человек.
<b>DP.RU:</b> Кого из звезд вы мечтаете привести в Россию?
<b>М. Ш.:</b> Я бы очень хотел быть причастным к приезду Radiohead и U2. Очень люблю канадскую рок-группу Rash. Но, к сожалению, этой мечте не суждено сбыться. Rash в России имеет очень ограниченную аудиторию, и мы не в состоянии выполнить их финансовые требования. Конечно, всегда есть личные предпочтения. Но руководствоваться ими в этом бизнесе нельзя – слишком опасно.
<b>DP.RU:</b> Петербургский рок может приносить прибыль?
<b>М. Ш.:</b> Безусловно. Российский рок – очень востребованное направление. А Петербург по праву считается столицей русского рока, и здесь это еще более актуально. Мы проводим большое количество таких концертов – работаем с группами ДДТ, "Алиса", "Король и Шут", "Сплин", с Земфирой и так далее.
<b>DP.RU:</b> Насколько прибылен промоутерский бизнес в России в целом и в Петербурге в частности?
<b>М. Ш.:</b> Бизнес достаточно прибыльный, если сравнивать его с, например, театральной деятельностью. Но менее прибыльный, чем, скажем, кинематография. И, конечно, доходы промоутера ниже, чем у его клиентов-артистов. К тому же доходность крайне нестабильна из-за влияния огромного количества факторов, обеспечивающих самое главное – приход зрителя в зал. Мы стараемся просчитывать риски, но это не всегда удается.
<b>DP.RU:</b> Есть ли ниши для новых игроков?
<b>М. Ш.:</b> Рынок меняется, и здесь нет догм. Компании, которые появились раньше, имеют определенный вес и возможности на рынке, что, безусловно, дает им преимущество. С нуля пытаться договориться с артистами и успешно проводить мероприятия невозможно. Потенциально успеха могут добиться только компании, "отпочковавшиеся" от других. Развитие индустрии возможно при разделе собственности или при наличии вспомогательных факторов, например, своих концертных залов или доступа к информации.
<b>DP.RU:</b> Концерт Мадонны был прибыльным для вашей компании или это скорее PR-акция? И почему московское шоу организовывала петербургская компания?
<b>М. Ш.:</b> Концерт принес достаточную прибыль, однако назвать его крайне успешным нельзя. Но компания Life Nation, которая была фактическим организатором, оценила концерт и нашу работу высоко.
<b>DP.RU:</b> В Москве нет желающих или способных на это?
<b>М. Ш.:</b> При выборе компании руководствуются не такими критериями. Просто на тот момент для Life Nation мы были самой солидной компанией на российском рынке.