Национальная торговля цвела

На Садовой было шесть оптовых рынков

Оказавшись в многонациональном Петербурге, татары, например, сумели остаться обособленной замкнутой прослойкой населения столицы. К ХIХ в. внутри татарской диаспоры возникло несколько крупных образований. Формировались они по принципу землячества. Самыми многочисленными были группы казанских, нижегородских, пензенских, касимовских татар.
Еврейские купцы, рабочие, ремесленники получили возможность на постоянное жительство в столице только после 1860 г., когда был отменен ценз оседлости. До этого времени еврейская колония Петербурга состояла из временных жителей. В период царствования Екатерины II, например, евреям можно было приезжать в столицу только по особому разрешению либо полулегально и нелегально.
"Халат, халат!"
Сложившийся стереотип о татарах только как о дворниках или тряпичниках реальности соответствовал мало.
Татары работали в различных сферах - строительной, промышленной, ремесленной, транспортной, услуг. Им принадлежали все трактиры и рестораны по Николаевской, Царскосельской, Варшавской и Балтийской железным дорогам.
Татары были незаменимы в качестве прислуги. Многие знаменитые рестораны Петербурга славились татарами-официантами. Известно, что в начале ХХ века в Зимнем дворце чернорабочая артель полностью состояла из татар (100 человек).
Но заметнее и активнее всего они были в торговле. По словам автора "Брюха Петербурга" А.?Бахтиярова, "татарин-торговец существует двух родов: халатник и разносчик "красного", галантерейного товара. Татарин-халатник торгует старым платьем. Татарин - разносчик мануфактурного красного товара представляет собой ходячую лавку". Жили они артелями по 10-30 человек.
16 марта 1859 г. Александр II подписал закон "О предоставлении купцам I гильдии и евреям - иностранным подданным права жительства и торговли вне черты постоянного жительства евреев".
Таким образом, сначала право повсеместного жительства предоставляли наиболее обеспеченным. Согласно переписи 1869 г. среди евреев преимущество было за торговцами и ремесленниками.
Коломна
Многочисленные ремесленные мастерские располагались в Коломне, и больше половины содержали отставные евреи-солдаты. Торговцы не отставали от ремесленников.
Купцов еврейского происхождения было довольно много - по официальным данным, 871 человек. Поначалу у них было право только на оптовую реализацию промтоваров. В 1860-е гг. торговля съестным не была характерной для большинства евреев. Эту сферу фактически монополизировали русские крестьяне, торговавшие сельхозпродукцией: зеленью, птицей, рыбой, мясом, мукой и пр.
Еврейские лавочки и магазинчики появились позднее. Торговали разным товаром - тряпьем, мануфактурой, изделиями из меха. Евреи и татары обычно ремесленничали и торговали рядом с местами своего проживания. В XVIII в. татары жили в Татарской слободе, за кронверком Петропавловской крепости. В XIX-м столетии они перебрались в Московскую и Адмиралтейскую части города.
Евреи селились в кварталах между Сенным и Никольским рынками. Здесь сосредоточилось почти две трети еврейского населения Петербурга. Вокруг Садовой в течение ХIХ в. формировался торгово-ремесленный район, который был самым многонациональным.
Садовая улица была важнейшей торговой артерией Северной столицы. Здесь преобладала привозная торговля и располагались шесть крупнейших оптовых рынков столицы. Самым большим рынком был Александровский.
Александровский
Построенный в 1867 г. по проекту архитектора А.?К. Бруни и с величайшего соизволения получивший имя императора Александра II, этот рынок занимал обширное пространство - от Вознесенского пр. до Садовой ул. и от Фонтанки до Малкова пер. Для Северной столицы он был явлением уникальным и едва ли не единственным в своем роде - на его территории работало около 800 магазинов и магазинчиков, лавок и ларьков. Внутри самого рынка находилось три пассажа - Татарский, Еврейский и Садовый. Скопление мелких мастерских и лавочек приходилось на первые два. Большинство ремесленных и торговых мест принадлежало здесь евреям и татарам. Благодаря этому пассажи и получили свои названия.
Сферы деятельности были четко разделены. Торговля подержанным товаром была практически монополизирована татарами. Они активно вели крупную торговлю мехами, текстильной продукцией, галантереей, а также хлебом, солью и кожей. Евреи преобладали в торговле птичьими шкурками и перьями. Также они скупали и поставляли тряпье на писчебумажные и суконные фабрики. С конца XIX в. татары были владельцами известных в Петербурге крупных магазинов и ресторанов - ковры и мебельная материя, Адельханов, на Невском, 44, Суровские товары, Аминов, на Мурзинке, 2, ресторан "Крестовский сад" Ялышева, ресторан Карамышева на Невском, 44, ресторан "Самарканд" Халитова и пр.
В еврейской диаспоре, напротив, доля торговых людей к началу ХХ в. составляла незначительный процент. Очень сильным было влияние евреев в финансовой и банковской сферах. Большую известность получили банкиры Гинцбурги - Евзель и его сыновья Гораций и Давид, Авраам Зак (директор Петербургского учетного и ссудного банка). Не менее знамениты были железнодорожные магнаты братья Поляковы - Самуил, Яков и Лазарь. Но большинство ушло либо в сферу интеллектуального труда - юриспруденцию, медицину, преподавание, либо продолжало заниматься ремесленным делом.
Кстати
В 1860-е гг. в Петербурге насчитывалось 3600 лавок. Под этим подразумевались и крупные магазины, и крохотные лавчонки.
Источник: Юхнева Н. "Евреи Петербурга в период реформ 1860-х гг.: социально-демократическая характеристика"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.