Владимир Прохоренко: "Мы работаем только на свои"

СПб. В планах директора Санкт-Петербургского филиала сети универсамов "Патэрсон" Владимира Прохоренко расширить сеть в 2005 г. до 20 магазинов.

СПб. В планах директора Санкт-Петербургского филиала сети универсамов "Патэрсон" Владимира Прохоренко расширить сеть в 2005 г. до 20 магазинов.<BR> Однако восемь из них открывались в течение 2 лет. <P> -- Какие изменения на рынке произошли, что позволяет вам строить столь оптимистичные планы?<BR> -- В Петербурге долгое время отсутствовали крупные сети универсамов, в то же время активно развивались сети дискаунтеров и гипермаркетов. В результате сегодня в городе преобладает "покупка выходного дня". Однако со стороны потребителя растут требования к качеству товара, сервису и т.п.<BR> Ниша, которую мы сейчас занимаем, -- классический супермаркет. Вероятно, подвижки в восприятии форматов и способствуют более активному освоению местного рынка сетями универсамов. Можно сказать, что по сравнению с Москвой Петербург -- поле не паханое.<BR> Магазинам, где мало что поменялось еще с советских времен, тяжело конкурировать с современными сетями. Поэтому они либо сдают помещения в аренду, либо продают их как объекты недвижимости. Есть возможность расширять сеть за счет этих магазинов. <P> -- Но вы не идете по пути выкупа старых зданий или строительства новых. Не боитесь оказаться в зависимости от арендодателей, а, сформировав потребительские потоки, потерять их?<BR> -- Во-первых, рынок торговой недвижимости в городе перегрет, т.е. цены завышены. Во-вторых, мы не строим, так как заемные средства мы не привлекаем, работаем только на свои. В этом случае для нас важно вернуть вложения за короткий период.<BR> Хотя, если будут адекватные предложения по покупке, мы готовы вести переговоры. Что касается опасений, то мы максимально снижаем риски аренды за счет заключения долгосрочных арендных договоров, грамотной и добросовестной работы с арендодателями.<BR> Кроме того, на этапе проектирования предлагаем варианты планировки, значительно повышающие конкурентоспособность всего торгового центра. В результате владелец может сдавать остальные площади по более высокой цене.<BR> -- Экспресс-опросы покупателей показывают, что они с легкостью меняют сети. Как вы боретесь за клиента, каковы ваши программы повышения лояльности?<BR> -- Это система накопительных скидок, дисконтные карты, раз в месяц проводим розыгрыши туристических поездок и крупных призов, двухнедельные акции "Шок-цена". Их суть в том, что цены на так называемые топовые позиции -- известные бренды -- устанавливаются значительно ниже, чем в среднем по городу. Это возможно за счет снижения цены поставщиков, которое достигается путем переговоров. Кроме этого, даем и свои скидки. <P> -- Рекламной поддержки сети практически нет. Почему?<BR> -- Мы использовали прямую рекламу при выходе на рынок. Сегодня данные исследований показывают, что уровень осведомленности населения о сети достаточен. По данным компании "Бизнес аналитика", это каждый второй петербуржец.<BR> Поэтому мы сосредоточили бюджет на стимулирующих мероприятиях. К таковым относятся акции и розыгрыши, о которых я уже сказал. <P> -- С мая компания работает по аутсорсингу в логистике, хотя многие ваши конкуренты говорят, что собственный центр эффективнее.<BR> -- Очевидно, вы имеете в виду Национальную логистическую компанию (НЛК), с которой работает Москва. В Петербурге несколько иная ситуация.<BR> Мы работаем с производителями напрямую. Своего логистического центра у нас нет. Мы считаем, что для нас это экономически нецелесообразно. <P> -- В ноябре в Петербурге появится ваш ближайший конкурент -- сеть "Рамстор". Выход на рынок нового игрока -- это обострение проблемы кадров и, соответственно, текучести. Как вы решаете проблему кадров и текучести?<BR> -- К сожалению, в ритейле готовых кадров практически нет, особенно это касается топовых позиций. Поэтому сегодня единственный выход -- это купить специалиста, перекупить его.<BR> Средний и низший состав необходимо обучать.<BR> Мы пытаемся решить эту проблему тем, что открыли учебный центр. Но главное -- пытаемся создать команду, чтобы человек чувствовал себя защищенным и нужным в компании. Тогда одной тысячи в случае переманивания сотрудников будет мало.