12:2518 мая 200412:25
7просмотров
12:2518 мая 2004
На прошлой неделе губернатор Валентина Матвиенко посетила редакцию «Делового Петербурга». Присутствовавших на встрече с ней журналистов интересовали главным образом вопросы собственности и строительства на территории Петербурга.
<P>На прошлой неделе губернатор Валентина Матвиенко посетила редакцию «Делового Петербурга». Присутствовавших на встрече с ней журналистов интересовали главным образом вопросы собственности и строительства на территории Петербурга. <br><br><br><P><b>- В январе администрация Петербурга ввела мораторий на застройку любых территорий, имеющих зеленые насаждения. Сколько муниципалитетов или товариществ собственников жилья с тех пор обратилось с просьбой оформить эти участки в собственность, чтобы избежать уплотнительной застройки?</b><br><br><P>- Прежде всего, с января мы не приняли ни одного решения по уплотнительной застройке. Однако мы вынуждены были принимать ряд решений по предыдущим инициативам администрации в соответствии с существующим порядком. Ведь сначала выпускается распоряжение администрации на проектно-изыскательские работы, а затем, в случае отсутствия юридических препятствий, мы не можем запретить строительство. Те решения старой администрации, по которым были явные нарушения, мы не утверждали. Что касается моратория на застройку территорий с зелеными насаждениями, то он был объявлен на год. Я категорический противник того, чтобы хотя бы одно дерево вырубалось в городе. В соответствии с нашим решением, ЖСК и ТСЖ могут оформить в аренду часть территорий вокруг своих домов, благоустраивать ее, и тогда эти земли ничем не могут застраиваться. Пока процесс идет медленно: поступило около 50 обращений на оформление придомовых территорий. Сложности есть с учетом межевания земли: встречаются попытки под видом межевания захватить часть территории вокруг домов, оградить ее забором и сделать на ней стоянку. Эти вопросы требуют внимания как со стороны муниципальных, так и со стороны районных и городских властей. Это не должно превратиться в некий нецивилизованный бизнес. Наша главная задача – чтобы каждый кусок земли имел хозяина, с которого можно спросить за содержание и благоустройство территорий. <br><br><P><b>- А как дело обстоит с уплотнительной застройкой в историческом центре города и сложившихся районах? </b><br> <br><P>- В исторической части города есть так называемые лакуны – незастроенные дыры между домами, оставшиеся после войны. Для архитектуры Петербурга это все равно, что вырванные зубы. Такие территории должны постепенно застраиваться. Однако, при современном состоянии жилого фонда, застройка должна вестись очень аккуратно, с использованием новых технологий. Что касается сложившихся районов застройки, то, по Генеральному плану развития, еще достаточно много площадей, которые подлежат застройке. И мы их будем застраивать, но это не является классическим, негативным случаем уплотнительной застройки. <br><br><br><P><b>- Некоторые фирмы-проектировщики уже после согласования своих планов с администрацией сталкиваются с тем, что под давлением общественности им запрещают строить…</b><br><br><P>- Решения могут отменяться в случае, если не было проведено общественных слушаний (этого требует закон), или они были проведены с нарушениями. Бывает, что инвесторы под видом общественных слушаний приглашают 5-7 человек и составляют протокол. Я не принимаю решения под топот ног, и тогда, когда эти митинги не носят правового характера. Сегодня никто не хочет, чтобы где-либо что-либо строилось. Но каждый метр городской территории должен эффективно использоваться и приносить доходы в бюджет. В городе есть мигрирующие из одного района в другой инициативные группы, которые будоражат население, поднимают волну и протестуют против любого строительства. Мы не поддаемся эмоциональному давлению и отменяем решения, только если для этого есть правовые основания. Мы очень бережно подходим к рассмотрению каждого инвестиционного проекта.<br><br><P><b>- Разработан ли новый механизм управления платными автостоянками и будут ли переданы исключительные права аренды земли под автопарковки в управление городского профильного центра?</b><br><br><P>- Такого эксклюзивного права никто не собирался давать, все участки под автопарковки выделяются на конкурсной основе, через КУГИ и районные администрации. Сегодня в городе порядка 600 таких стоянок, на которых может располагаться около 120 тыс. машин. Никому не нравится, когда рядом появляются автостоянки. Однако они нужны, и мы стараемся очень взвешенно подходить к определению места под автостоянки. Иногда чиновники принимают решения наобум, не считаясь с ситуацией в том или ином микрорайоне. Что касается нового механизма, то его сейчас прорабатывает Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. Мы его еще не обсуждали. Сейчас конкурсы по автостоянкам проводят районные администрации.
<P><b>- Как открытые автостоянки будут уживаться с паркингами?</b>
<P>- Тем, кто строит паркинги, даются преференции, они даже не платят отчислений на городскую инфраструкутуру. Рядом с паркингами неразумно ставить открытые автостоянки, потому что начинается конкуренция, естественно, демпингуют цены и цивилизованные стоянки становятся экономически несостоятельными. Культуры у наших автолюбителей в этом плане нет. Паркинги пустуют, хотя цена там копеечная. И у нас везде стоят неизвестно где припаркованные машины. Когда пустуют закрытые стоянки, а рядом в запрещенном месте стоит машина, то это, конечно, неэффективная работа ГАИ. Сегодня администрация не примет ни один проект строительства супермаркета, не предусматривающий строительства рядом парковки. Мы будем поддерживать строительство закрытых автостоянок, потому что это выгодно. Конечно, их развитие потребует времени и изменения менталитета горожан.
<P><b>- Как в Петербурге будут решаться вопросы военного имущества?</b>
<P>- В городе очень много зданий и земельных участков, принадлежащих Министерству обороны и ВМФ. Я уже полгода веду переговоры с чиновниками, и недавно получила письмо от министра обороны Сергея Иванова, в котором он сообщает о том, что мы создаем совместную рабочую группу и начинаем шаг за шагом решать вопросы военного имущества. Позиция Министерства обороны такова: «Даром не отдадим». Я, в принципе, даже с такой позицией готова согласиться. Нам главное, чтобы не было неэффективно используемых зданий, разрушенных фасадов, чтобы вся недвижимость была в обороте и работала, а все недострои были ликвидированы. Мы готовы оказать Минобороны помощь в организации торгов по продаже избыточного имущества, которое мы вынуждены содержать. Мы уже практически договорились об этом с заместителем министра обороны Гребенюком, и оставалось только зафиксировать нашу договоренность с Минимущества, но тут некстати произошла смена правительства. Когда там все «устаканится», я надеюсь, что мы сумеем совместно с Федеральной службой по имуществу эту тему по Петербургу отработать. Потому что военные сами от этого страдают: посмотрите, что с Адмиралтейством происходит. Это недопустимо, когда военные структуры сидят в памятниках архитектуры федерального значения. Это обременительно для них – содержать такие памятники. Таких денег нет у минобороны, и главное, что это не нужно. Что касается Адмиралтейства, то пока не стоит вопрос о выселении из него училища. Но там есть часть площадей, которые требуют срочного ремонта после пожара, и там уже сегодня должны быть приняты меры по гидроизоляции и укреплению фундамента. Конечно, этим должны заниматься специализированные организации. Минобороны готово нам отдать это здание только после того, как мы построим для них новое здание стоимостью $100 млн., в которое переедет училище. После того, как мы решим эту проблему, мы найдем этому Адмиралтейству культурное или туристическое применение. Минобороны утверждает, что у них пустых училищ в Петербурге нет, что они все заняты. Но в директиве министра обороны нам дано право вместе с ними анализировать всю материальную базу и эффективность ее использования и, в случае сдачи в аренду. Вместе с КУГИ все это проверить и принять решение. Это не одного дня вопрос. Для того, чтобы поэтапно разобраться с каждым объектом, потребуется от одного до трех лет. У нас уже есть реестр первой очереди военных недостроев в Петербурге, сейчас мы будем вести с ними переговоры о том, как мы все это будем реализовать. Главная проблема – жилье для военных. Поэтому будут проводиться конкурсы на приобретение того или иного участка земли, победители которых будут предоставлять Минобороны, условно говоря, 200 квартир и за это получать участки или здания.
<P><b>- Недавно арендаторы помещений на Невском проспекте получили уведомление о том, что, в зависимости от процента занимаемой ими площади, они обязаны перечислить определенную сумму на ремонт фасадов и внести этот пункт в договоры аренды… </b>
<P>- Мы поставили для себя задачу в течение 2 лет привести Невский проспект и прилегающие к нему дворы и улицы в надлежащий порядок. Сейчас создана рабочая группа, которая занимается этой комплексной задачей. Мы хотим закончить рабочие покрытия от Фонтанки до Площади Восстания. Я раз в неделю хожу по Невскому, чтобы приучить чиновников к тому, чтобы там был порядок. Параллельно с этим мы хотим приучить собственников, которые имеют здания на Невском проспекте, самой престижной улице, нести ответственность за дома. Формы могут быть разными. Если в одном здании несколько собственников, тогда районная администрация дает предписание: либо сами сбрасывайтесь – складывайтесь. Либо, если вы не хотите, то это сделает районная администрация и рассчитает смету для каждого. Мы должны приучить каждого хозяина, у нас уже нет старой системы, когда государство за все отвечало. За то, что принадлежит жилищным агентствам, будут нести ответственность власти и жилищные агентства. А собственник должен содержать фасад и трубы в надлежащем порядке, это дополнительное условие к действующим договорам аренды. Сейчас мы принимаем законопроект по мерам наказания в случае нарушения такого порядка. Поэтому я считаю, это нормально.
<P><b>- Повышение тарифов ЖКХ. Депутаты поправками пытаются установить ставки по инфляционной составляющей, а не по тем экономически обоснованным расчетам, которые представила администрация города. Администрации такая позиция не кажется конструктивной…</b>
<P>- Мы говорим: «Не хотите принимать тарифы: пожалуйста, верните нам эти функции, мы сами будем принимать, объяснять населению». Но депутаты не хотят отдать нам эти функции и не хотят принимать, хотя наша позиция аргументирована.<br>
В Петербурге 4 года не повышали плату за жилищно-коммунальные услуги, отменили плату за ремонт. Даже если учитывать инфляцию за эти 4 года, повышение составит 50 %, мы повышаем на 18-20 %. Если мы сейчас не примем меры, чтобы не ухудшить ситуацию в жилом фонде, не допустить резкого падения, кто будет за это отвечать. Каждый закон дается с боями, нам легче говорить с населением, чем с депутатами.
<P><b>- В отличие от предыдущих конкурсов на проектирование Южного участка КАД заказчиком выступает комитет по благоустройству и дорожному строительству, а не Дирекция транспортного строительства Минтранса РФ. Это политика города – брать под контроль объекты, которые строятся в Петербурге - или федерального центра?</b>
<P>- Это политика федерального правительства и министерства транспорта РФ: проектирование ведет субъект федерации за свои деньги. А федеральный бюджет выделяет средства на строительство. Но проектно-сметная документация будет утверждаться на техническом совете Росавтодора.
<P><b>- Раньше по доверенности заказчиками по освоению федеральных средств выступали петербургские структуры. В последние несколько лет в городе начали создаваться дублирующие федеральные структуры: например, свое агентство Минкультуры РФ, у Госстроя РФ. Вы считаете это целесообразным?</b>
<P>- Я считаю это нецелесообразным, неоправданным. Что касается крупных федеральных строек, как КАД и комплекс защитных сооружений, где каждый год осваивается по десятку миллиардов рублей, то здесь должна быть специальное подразделение федерального центра. Что касается филиала Минкультуры, Госстроя, то эти функции должны передаваться городу и выступать заказчиком по таким объектам должен быть город. Например, по реставрации Смольного собора. Здесь заказчиком должен быть, конечно, город. <br>
Мы готовим такие предложения к заседанию Госсовета 2 июня, где будет рассматриваться вопрос о взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Сегодня, к сожалению, в Петербурге развелось столько федеральных структур, представительств федеральных министерств и ведомств, что они уже просто избыточны. Мы к заседанию Госсовета проводим их ревизию, какие функции они выполняют. Даже те функции, которые законодательство закрепляет за федеральным центром, могут быть по соглашению переданы органам власти субъектов федерации.
<P><b>- Это касается и управления федеральным имуществом?</b>
<P>- Это тема более сложная. У нас не было проблем с своевременной регистрацией федерального и городского имущества. Но попытки разделить эти функции и создать федеральные представительства по управлению имуществом в регионах существуют.
Я считаю, абсолютно неправильно было реализовано решение по введению системы Ростехинвентаризация – ФГУПы в каждом регионе, которая дублировала нашу систему регистрации имущества и недвижимости. Мы выступили категорически против. Мы будем настаивать на том, чтобы не разрушалась существующая система регистрации, иначе инвесторы и собственники не будут понимать, куда идти регистрировать имущество. Нас поддерживают в этом Минэконоразвития РФ и Минимуществом РФ.
<P><b>- Административные районы Петербурга будут укрупняться, объединяться?</b>
<P>- В реформировании ради реформирования я не вижу смысла. Объединение Ломоносовского и Петродворцового районов логично – искусственно было разделено одно целое. Тоже самое с Пушкиным и Павловском. Но Калининский, Выборский, другие районы – это по масштабам – областной центр, где проживает 300-500 тыс населения. И управлять такими районами очень сложно. Я думаю, что объединять их пока не стоит, в мои планы это не входит.
<P><b>- Петербуржцы, работающие в Федеральном центре, помогают родному городу? </b>
<P>- Не было случая, чтобы я к кому-то обратилась и не помогли. Другое дело, что хочется большего. А на это тоже нужно время. Например, перевод крупных налогоплательщиков в Петербург. Я считаю, что это корректная постановка вопроса.
<P><b>- Может быть, им нужно создавать условия в Петербурге?</b>
<P>- Да, чтобы они захотели перерегистрироваться здесь из Москвы или другого региона, нужно создать им какие-то преференции. Поэтому я и говорю о том, что надо строить работу с крупными, стратегическим партнерами, инвесторами. Это не значит, что мы будем обижать петербургский бизнес. Но мы не можем «вариться в собственном соку», замкнуться в собственных интересах. Мне, как губернатору, абсолютно все равно, откуда придут инвестиции, главное, чтобы они пришли, начали работать на город. Или мы открытый, цивилизованный, европейский город и мы создаем одинаковые условия для всех.
<P><b>- Но после соглашения с Лукойлом у администрации возник конфликт с нефтетрейдерами?</b>
<P>- Мы не отменяем торги. Но одно не противоречит другому. Те участки, по которым местные нефтетрейдеры, члены Нефтяного клуба, готовили документацию, будут выставлены на торги, они будут изъяты из списка Лукойла. <br>
Мы сказали, что места под заправки будет выделять только тем компаниям, которые платят акцизы в бюджет Петербурга, все эти правила приняли. Далее мы сказали, что готовы заключить соглашения со стратегическими партнерами. Заинтересовались Славнефть, Лукойл, Сибнефть и Татнефть. Условия города были жесткие: первые гарантированная оплата акцизов в бюджет с ежегодным ростом платежей, инвестиции в город, участие в социальных программах и единовременное перечисление средств в бюджет за АЗС. Первым откликнулся Лукойл.
Если приходит вертикально интегрированная компания, то она приходит серьезно: будет здесь обосновываться, строить свои нефтяные базы. Лукойлу интересен субъект федерации, если компания займет около 20 % рынка, и подписал аналогичные соглашения с несколькими субъектами федерации. <br>
Город получает 2,4 млрд рублей акцизов от компании к 2007 году, $ 100 млн будут инвестированы в строительство современных автозаправок, компания заплатит в этом году $ 20 млн за 60 потенциальных участков, которые будут подобраны в течение трех лет, и по $ 1 млн ежегодно на социальные программы города.
Что мы сделали плохого для города? Местные трейдеры могут прийти с такими же условиями, мы с удовольствием подпишем с ними такие же соглашения. Городу надо еще порядка 250 АЗС.
<P><b>- А ситуация с дворцом Штиглица, который Лукойл получил от города?</b>
<P>- Компания получила дворец в аренду 6 лет назад, они ничего там не делали. Алекперов пришел ко мне отказаться от аренды этого дворца. Компания оценила стоимость реставрационных работ: порядка $ 30 млн. Собрание акционеров не дало согласие на вложение денег не в собственность компании. Город в собственность отдать дворец не может, но договором прописали, что условия аренды останутся неизменными. Я с трудом уговорила Алекперова, чтобы ион не отказывались от аренды, потому что здание разрушается, в городе сегодня нет компании, которая готова вложить такие же деньги в его восстановление.
<P><b>- Но Алекперов уже заявлял, что к 2002 году дворец будет отреставрирован…</b>
<P>- Если через 2 года реставрация здания не будет закончена, то ситуация изменится…
<P><b>- Инвестиции в недвижимость: когда будет запущен механизм торгов?</b>
<P>- Во-первых, в городе не было закона об инвестициях в недвижимость. На прошлой неделе депутаты обсуждали его во втором чтении. Мы очень ждем этого закона, в нем оговорен порядок торгов. <br>
Во-вторых, когда мы начали заниматься организацией торгов, оказалось, что очень сложно состыковать их порядок с существующим законодательством. Выставлять на торги объекты с полным пакетом документации на сегодня невозможно. Подготовка документации на участок требует как минимум год. На заседании правительства мы примем решение о праве привлечения бизнеса для подготовки участков к торгам. Параллельно с этим мы готовим ряд крупных участков на продажу, но это потребует времени до конца года. По «короткому пакету» уже 4 участка выставлены, до конца мая будут выставлены еще 6 участков. Проанализируем, как пройдут торги, если потребуется, внесем коррективы, и дальше уже быстрее пойдет подготовка. Конечно, в идеале нужно выставлять участки инженерно подготовленные. Поправками в бюджет уже на этот год мы заложили приоритет – инженерная подготовка территорий массовой застройки. В этом году мы заложили деньги на проектирование, со следующего года начнем инженерную подготовку и продажу уже подготовленных участков.
<P><b>- В Петербурге есть крупные строительные компании, возможна ли в этом случае такая же схема, как с Лукойлом? </b>
<P>- Возможна. Если такой стратегический партнер будет, в законе подписано право администрации заключить такое соглашение. Но мы считаем, где это возможно, в инженерию должен вкладываться бюджет, тогда город получит больше отдачи. Там, где это будет бюджету не под силу, будем отдавать генеральному застройщику территории под развитие.
<P><div align="right"><b> Алексей Коломенцев, Ольга Федина
</b>, dp.ru, 18 мая 2004 года</div>