Производители шоколада распробовали потенциал местного рынка

Новый сценарий предполагает консолидацию и перераспределение активов

<BR><BR><B>Новый сценарий предполагает консолидацию и перераспределение активов</B><BR>В этом году на рынке шоколадных изделий наметилось замедление роста. Если в последние 5 лет рынок прирастал в среднем на 20% в натуральном выражении, то в этом году участники рынка говорят о меньших цифрах.<BR><BR>По прогнозам директора по маркетингу и развитию продуктов ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" Дмитрия Шабанова, он увеличится на 5-7% по сравнению с 2002 г. в натуральном выражении и на 20% -- в денежном: "В следующем, 2004 г. мы прогнозируем замедление роста до 4% по сравнению с 2003 г. по объему в тоннах и до 13% -- по обороту".<BR>Такое неравное соотношение показателей роста в натуральном и денежном выражениях, отмечают производители, свидетельствует о развитии более дорогих сегментов рынка.<BR><BR>Возможности роста...<BR>Эксперты ACNielsen считают, что в этом году россияне потратят на изделия из какао-бобов около $1,9 млрд против $1,6 млрд в 2002 г.<BR>Тем не менее сейчас производится кондитерских изделий в пересчете на одного человека в год в 1,5 раза меньше, чем в 90-х гг. -- около 13,5 кг. "Мы еще не достигли уровня производства тех лет, когда на человека приходилось около 20 кг, -- говорит президент Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) Виктор Шаршапин. -- Поэтому потенциал рынка очевиден. Тем более что существующие в отрасли мощности задействованы на 60%".<BR><BR><B>...заложены в 90-х</B><BR>Наращивание объемов производства шоколадных изделий произошло за счет иностранных компаний, в середине 90-х пришедших на российский рынок в качестве производителей (см. "ДП" №60/03, www.dp.ru). С тех пор тенденция переноса производственных площадей на территорию России сохранилась.<BR>По сравнению с Европой, где рынок практически выработал свой потенциал и динамика его роста сравнительно низкая, российский рынок для зарубежных компаний является возможностью продолжить реализацию своих амбиций. "В Германии потенциал роста ограничен, -- не так давно сказал в интервью газете Frankfurter Allgemeine Михаэль Габауэр, директор по сбыту германской компании Alfred Ritter GmbH, выпускающей шоколад под ТМ Ritter Sport. -- С оборотом в 24% для действий на этом рынке есть лишь небольшой простор, гораздо лучшие шансы мы видим за границей".<BR>Именно поэтому Alfred Ritter GmbH запустила совместный проект с ООО "Одинцовская кондитерская фабрика" (ОКФ), которому принадлежит ТМ "А. Коркунов". Проект предполагает расширение мощностей российской фабрики. И половину его стоимости ($10 млн) оплачивает германская сторона. В 2004 г. немцы начнут выпускать продукцию под собственной торговой маркой на новой производственной площадке ОКФ. При этом поставки Ritter Sport из Германии полностью прекратятся.<BR>Одной из последних -- в конце 2002 г. -- о выходе на российский рынок шоколадных изделий заявила французская Group Danone SA, работающая в секторе молочной продукции.<BR><BR><B>Местное сопротивление</B><BR>Иностранным гигантам кондитерской отрасли, не первый год работающим на российском рынке, -- Nestle, Mars, Kraft Foods и Cadbury -- с российской стороны противостоят "Объединенные кондитеры", куда входят фабрики "Красный Октябрь", "Рот Фронт", концерн "Бабаевский" и некоммерческое партнерство "СладКо" (екатеринбургское ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" и ульяновское ОАО "Кондитерская фабрика "Волжанка"). Притом что по составу основных игроков рынок сформировался, на нем наблюдается перераспределение активов и появление небольших региональных предприятий.<BR>Так, "СладКо" летом 2003 г. продало свое казанское подразделение -- ОАО "Казанская кондитерская фабрика "Заря". Однако, по словам директора по связям с общественностью ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" Екатерины Капраловой, выход казанской фабрики из объединения не сказался на объемах производства: "В этом году силами двух фабрик мы произведем продукции примерно столько же, сколько в прошлом году на трех".<BR>Кроме того, акционеры кондитерского объединения "СладКо" приступили к поиску стратегического партнера, которому в 2004 г. будет продана часть акций холдинга.<BR>ОАО "Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь" также заявило о намерении продать принадлежащие ему пакеты акций петербургского ЗАО "Кондитерская фабрика им. К. Самойловой" (СПб), ОАО "Кондитерская фирма "ТАКФ" (Тамбов), ЗАО "Пензенская кондитерская фабрика", ОАО "Йошкар-Олинская кондитерская фабрика", ОАО "Тульская кондитерская фабрика "Ясная поляна" и ОАО "Железногорская кондитерская фабрика "Красный Октябрь" (Красноярский край).<BR><BR><B>Региональная мелочь</B><BR>Появление небольших местных производителей, нацеленных на удовлетворение спроса региональных рынков, погоду на рынке не делает. Их успешное сосуществование бок о бок с крупными игроками возможно только при условии заполнения незанятой ниши, считает коммерческий директор ЗАО "Первый кондитерский комбинат "Азарт" Юрий Азаров: "В противном случае этим компаниям выжить не удастся".<BR>"Вполне возможно появление новых производств, которые будут ориентированы на выпуск конкретных видов продукции, -- дополняет начальник отдела маркетинга ЗАО "Кондитерская фабрика им. Крупской" Наталья Федорова. -- Возможно, на новых предприятиях не будет полного производственного цикла, а будут использоваться полуфабрикаты, выпускаемые другими кондитерскими фабриками.