00:0029 октября 200300:00
5просмотров
00:0029 октября 2003
Слышали о том, что Госдума приняла поправки к закону "о защите прав предпринимателей" при проведении проверок, и, вроде бы, все они в пользу бизнеса. хотелось бы узнать подробнее, что изменилось?
Ольга Самойленко, независимый эксперт:<BR><BR>-- Слышали о том, что Госдума приняла поправки к закону "о защите прав предпринимателей" при проведении проверок, и, вроде бы, все они в пользу бизнеса. хотелось бы узнать подробнее, что изменилось?<BR><BR>-- Изменения в Закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.01 №134-ФЗ (далее -- Закон "О защите прав предпринимателей") были внесены Федеральным законом от 01.10.03 №129-ФЗ. Этот закон вступил в силу с 03.10.03.<BR>В новой редакции п. 4 ст. 7 Федерального закона от 08.08.01 №134-ФЗ дополнен абзацем следующего содержания: "В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации". Это действительно положительное для бизнеса дополнение в закон.<BR>Предприниматели не заметили самого главного изменения -- теперь чиновники получили практически безграничные права для назначения внеплановых проверок. Что, разумеется, с лихвой компенсировало чиновникам 3-летнее послабление для начинающих бизнесменов. Обставлено это было как техническая поправка: "в абзаце шестом пункта пять слова "вторым и третьим" заменить словами "третьим и четвертым", последствия же такой поправки губительны для российского бизнеса. Фактически мы вернулись в недалекое прошлое, когда контролирующие органы были ничем не ограничены в назначении проверок. Если в прежней редакции Закона "О защите прав предпринимателей" контролирующие органы могли самостоятельно, без жалоб и обращений граждан и прочих условий, вынести решение о проведении внеплановой проверки только в случае получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то с новой редакцией закона, т.е. с 03.10.03, они получили дополнительные полномочия.<BR>Теперь помимо указанного случая они смогут выносить решение о внеплановой проверке также в случаях возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров, работ и услуг других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Теперь контролирующий орган может сам оценивать наличие угрозы и назначать проверку. Стоит заметить, что это изменение в закон дает практически неограниченные права надзорным органам -- ведь совершенно не обязательно, чтобы при проверке подозрения контролеров подтвердились. Закон таких требований не выдвигает. Единственная надежда на то, что контролирующий орган обязан вынести "мотивированное решение" о назначении внеплановой проверки. Поэтому предприниматель вправе проверить, какие мотивы послужили для назначения внеплановой проверки в его адрес, и, если в документе отсутствуют достаточные мотивы, не допускать проведения внеплановой проверки в своей организации и обжаловать такое решение о назначении проверки в суд.