00:0024 июля 200300:00
22просмотров
00:0024 июля 2003
Производители технологического оборудования желают понравиться родному потребителю, но репутация мешает
<BR><BR><B>Производители технологического оборудования желают понравиться родному потребителю, но репутация мешает</B><BR>По темпам экономического роста большинство отечественных машиностроителей захватили лидирующие позиции, в хвосте остались только производители оборудования.<BR><BR>Хотя по логике самые высокие темпы роста производства c 1999 года должны были демонстрировать поставщики средств производства: предприятия наращивают выпуск продукции, обновляют оборудование. И спрос на дерево-, металлообрабатывающие, ткацкие, печатные и другие станки увеличивается.<BR>Например, самый емкий сектор рынка станков в России -- сектор металлообрабатывающих станков за последние 2 года вырос на 150%. В 2002 году его емкость составила $700 млн. Из них, по данным Фонда информационных технологий, около 40% пришлось на импортную продукцию, преимущественно бывшую в употреблении. Стоит она не дороже российской, а по качеству не хуже. Купить ее можно в рассрочку или в лизинг под проценты вдвое ниже, чем в России.<BR>Отечественные заводы только начинают продавать технику в лизинг. И у них нет той репутации, какой обладают именитые иностранные производители. Все это заставляет российского потребителя склоняться в сторону иностранной продукции.<BR>Доля импорта стремительно растет. На российском рынке уже закрепились основные станкостроительные державы -- Германия, Япония, Швейцария, а также Украина. Экспорт этой страны в Россию сопоставим с экспортом из России в другие страны, вместе взятые.<BR>Российским компаниям приходится догонять, но сделать это не просто. Разрушение электронной промышленности привело к тому, что отечественные заводы начали закупать всю электронную начинку станков за границей.<BR>В России чаще всего применяются числовые системы управления германской фирмы Siemens. Доля импортных комплектующих в общей стоимости отечественного станка составляет 35-40%.<BR><BR><B>Поднять, не поднять</B><BR>России остается разве что ввести запретительные пошлины на ввоз оборудования, чтобы поддержать производство на собственной территории. Но правительство пока не спешит с этим. "Мы изучаем вопрос о введении запретительных мер, но только на то оборудование, которое не производится в нашей стране. В то же время мы считаем, что нужно снять ограничения на импорт станков, которые не выпускаются в России. Это позволит продвинуть технологическую мысль", -- считает Николай Сорокин, руководитель департамента промышленной и инновационной политики в машиностроении Министерства промышленности, науки и технологий РФ.<BR>Пока таможенная пошлина за ввоз станков в Россию колеблется в пределах 5-10%, и чем проще оборудование, тем ниже ставка пошлины. "Увеличить пошлины практически невозможно. Их снижение инициируют сами потребители. Например, "АвтоВАЗ" традиционно ориентирован на импортное оборудование, борется за отмену ввозных пошлин", -- поясняет Александр Касьяненко, заместитель руководителя департамента промышленной и инновационной политики в машиностроении Министерства промышленности, науки и технологий РФ.<BR><BR><B>Русская мечта</B><BR>Станкостроители рассчитывают на финансовую поддержку со стороны. Причем на помощь государства они не надеются. А точнее, их не устраивают условия ее предоставления.<BR>Станкостроители всерьез верят, что в отрасль придут иностранные инвесторы, годами ищут их. Но ни финансовые институты, ни профильные компании Европы или Америки вкладывать деньги в эту отрасль российской промышленности пока не рвутся.<BR>У них свои проблемы. Уже 3 года подряд продажи станков в Европе, США, Японии сокращаются. Так, по данным БИКИ, мировой спрос на продукцию станкостроения в 2001 году сократился на 2% (до 39 млрд евро), а в 2002 году -- более чем на 10%. В большинстве стран-производителей станков ожидается дальнейшее падение производства.<BR>Российский рынок, с точки зрения новых заказов, иностранным компаниям не очень интересен. Здесь самое низкое потребление нового оборудования среди европейских стран. Например, в Италии, по данным Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции "Станкоинструмент", потребление станков на душу населения составляет 9% от мирового потребления, а в России -- менее 1%.<BR><BR><B>Болезнь отрасли</B><BR>Родные капиталисты тоже не спешат вкладывать деньги в станкозаводы. По сути, этот трудо-, энерго- и капиталоемкий бизнес не сулит быстрых доходов. Срок изготовления станка -- от 3 месяцев, а может превышать и год. Все это время завод оплачивает электроэнергию, тепло, выплачивает зарплату сотрудникам. Эти затраты, пожалуй, кроме трудовых, постоянно растут.<BR>Оплату изделия заказчик производит, как правило, после исполнения заказа. И станкостроители вынуждены постоянно пополнять оборотные средства за счет кредитов. Если заказчик вовремя не расплатится, то завод рискует утратить способность своевременно расплачиваться по долгам.<BR>Все это не воодушевляет металлургические и нефтяные холдинги. А именно они могли бы вложить деньги в станкозаводы. Тем более что сейчас наиболее благоприятная ситуация для захвата этого сектора машиностроения.<BR>Особенность российского станкостроения -- в высокой конкуренции в отрасли. В Европе и США станкозаводы объединены в три-четыре вертикально интегрированных холдинга. За счет концентрации производства предприятия снижают издержки и повышают рентабельность. "В России эта отрасль достаточно рыхлая: в стране работают 186 станкостроительных заводов. Многие из них производят продукцию полного цикла", -- поясняет Николай Сорокин.<BR>Годовой доход среднего завода в России -- $1,6 млн: одни простаивают, другие зарабатывают более $50 млн в год. Больше всех зарабатывают, конечно, те, чья продукция уходит за границу. Главные заказчики России -- страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.<BR><BR><B>Свердлов и Маркс</B><BR><B>попали</B><BR>Все это ведет к сокращению количества производителей оборудования в России. Низкая стоимость активов российских станкозаводов, в большинстве случаев не более $3 млн, привлекает инвесторов, но не всегда с целью развивать завод.<BR>Так, земельный участок, на котором расположено предприятие, может стоить дороже. И инвестору, желающему завладеть землей, выгоднее обанкротить предприятие, чем, например, покупать участок на аукционе.<BR>Например, ОАО "Машиностроительное объединение имени Карла Маркса" -- единственный в России производитель специальных машин для изготовления нитей и пряжи из химического волокна, текстильных вытяжных машин, волочильных машин для химического волокна -- доживает остаток дней. По мнению Бориса Васильева, заместителя председателя исполкома Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада РФ (Ассоциация "Северо-Запад"), это предприятие обанкротили умышленно, ему хватило бы заказов на 2 года вперед.<BR>"Нынешних собственников привлекает не предприятие, а территория, на которой оно находится -- площадка на Выборгской стороне, имеющая выход к Неве, -- говорит Борис Васильев. -- В этом районе располагалось множество предприятий, большинство их уже предано забвению".<BR>В похожей ситуации оказалось ЗАО "Станкостроительный завод "Свердлов", расположенное на Свердловской набережной напротив Смольного. В 2001-2002 годах ОАО "Банк "Санкт-Петербург" выдавал заводу кредиты на пополнение оборотных средств. Из этих денег предприятие закупало необходимые материалы, выплачивало зарплату сотрудникам.<BR>Но что-то не сложилось между заводом и банком. Банк подал в суд. Завод задолжал банку около 200 млн рублей. Осенью прошлого года суд решил арестовать расчетные счета завода, недвижимость и оборудование в обеспечение иска о возврате кредита.<BR>"Конфликтная ситуация осложнила производственную деятельность завода. Сейчас ситуация нормализуется, мы ищем инвестора, который станет нашим стратегическим партнером", -- говорит Константин Корнаков, помощник генерального директора по связям с общественностью ЗАО "Станкостроительный завод "Свердлов".<BR>Весной этого года стороны заключили мировое соглашение. "Банк взял под контроль управление предприятием: завод ввел в совет директоров наших представителей. Также банку отошли некоторые здания завода. Мы заинтересованы в продолжении деятельности завода и в возврате кредитных ресурсов. Так что ликвидировать производство мы не собираемся", -- говорит Андрей Ибрагимов, вице-президент ОАО "Банк Санкт-Петербург".