Реформу банков тормозит политика

Существенных изменений банковского законодательства следует

<BR><BR><B>Существенных изменений банковского законодательства следует</B><BR><B>ожидать лишь в следующем году, после выборов Госдумы и Президента</B><BR>Противоречия между законодательной и исполнительной властью на федеральном уровне привели к фактической приостановке реформы банковской системы России.<BR><BR>Как рассказал вчера на Восьмой Северо-Западной банковской конференции заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ Владимир Тарачев, законопроекты, имеющие ключевое значение для модернизации банковского сектора, законодатели будут рассматривать только осенью 2003 года. А окончательно примут в лучшем случае после выборов Президента РФ в марте 2004 года.<BR><BR><B>Административные</B><BR><B>барьеры</B><BR>Речь идет о новых редакциях законов о несостоятельности кредитных организаций, о валютном регулировании, законопроектах об ипотечных ценных бумагах и строительных сберегательных кассах, а также о новом законе о страховании вкладов физических лиц. Последний законопроект -- единственный, принятый в первом чтении, по словам Владимира Тарачева, не имеет шансов быть окончательно принятым до выборов, поскольку может вызвать недовольство как вкладчиков, так и банков. Расходы на страхование лягут на плечи вкладчиков через снижение процентов по депозитам. Банки же будут недовольны сложной процедурой проверок перед включением в систему страхования вкладов. К тому же некоторые банки не смогут пройти такие проверки и будут разочарованы этим.<BR><BR><B>Нужна команда</B><BR><B>из Кремля</B><BR>Владимир Тарачев пожаловался участникам конференции, что закон о несостоятельности кредитных организаций вообще не имеет шансов пройти необходимые согласования в министерствах и ведомствах, хотя на сегодняшний день в стране существует около 600 кредитных организаций с отозванными лицензиями, которые невозможно ликвидировать из-за запутанного законодательства.<BR>Особенным упорством в расставлении бюрократических рогаток на пути реформирования банковского законодательства, по оценке Владимира Тарачева, отличается Министерство экономического развития и торговли. "Для ускорения процесса нужна политическая воля Президента", -- считает он.<BR><BR><B>Реформа реформе рознь</B><BR>Реформирования банковского сектора требуют от России и международные финансовые институты. Задержка реформ называется ими как одно из главных препятствий к получению Россией инвестиционного суверенного рейтинга. Отсутствие такого рейтинга, в свою очередь, приводит к недооценке российских ценных бумаг, как государственных, так и корпоративных.<BR>Однако западные финансисты под реформой банковского сектора России понимают в основном либерализацию валютного законодательства и допуск иностранных банков на местный рынок финансовых услуг. Сейчас в России имеют право работать только дочерние банки иностранных кредитных организаций.<BR>Особое мнение о том, какой должна быть реформа банковской системы, имеют российские банкиры. Как рассказала "ДП" председатель правления ОАО "МДМ-банк Санкт-Петербург" Ольга Казанская, для банкиров самыми желанными изменениями законодательства стали бы поправки в Гражданский кодекс, запрещающие досрочное изъятие вкладов и устанавливающие приоритетное право банка на заложенное имущество при банкротстве заемщика. Кроме того, финансисты мечтают об изменениях в налоговых законах и инструкциях Центробанка, которые бы снизили затраты на ведение банковского бизнеса.