Судьбу Мариинского театра решат тринадцать членов жюри

Жюри конкурса "Мариинский II"

<BR><BR>Жюри конкурса "Мариинский II"<BR><BR>Людмила Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Россия.<BR>Валерий Гергиев, художественный руководитель -- директор Государственного академического Мариинского театра. Санкт-Петербург, Россия.<BR>Юрий Гнедовский, президент Союза архитекторов России. Москва, Россия.<BR>Джозеф Кларк (Joseph Clark), технический директор Метрополитен Опера. Нью-Йорк, США.<BR>Александр Кудрявцев, президент Российской Академии архитектуры и строительных наук, ректор Московского архитектурного института. Москва, Россия.<BR>Билл Лейси (Bill Lacy), исполнительный директор Архитектурной Премии Притцкера (Pritzker Architecture Prize). Нью-Йорк, США.<BR>Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. Санкт-Петербург, Россия.<BR>Владимир Попов, президент Региональной творческой общественной организации "Санкт-Петербургский союз архитекторов", главный архитектор "ЛенНИИпроект". Санкт-Петербург, Россия.<BR>Вольф Прикс (Wolf D. Prix),<BR>Coop Himmelblau. Вена, Австрия.<BR><B>Кристин Файрайс (Kristine Feireiss), директор Международного форума современной архитектуры Аedes -- Berlin, советник Министра культуры Германии по вопросам архитектуры. Берлин, Германия</B><BR>Массимилиано Фуксас (Massimiliano Fuksas), Massimiliano Fuksas Architetto. Рим, Италия.<BR>Олег Харченко, главный архитектор Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, Россия.<BR>Колин Эмери (Сolin Amery), директор Британского отделения Памятников архитектуры всемирного значения (World Monuments Fund in Britain). Лондон, Великобритания.<BR><BR>1<BR><B>Андрей Боков</B><BR>Москва, Россия. 1943 г. р.<BR>Философия: "Проблема состоит не в том, какой заказ выполняет архитектор -- государственный или частный, а в том, ощущает ли архитектор при выполнении этого заказа присутствие в себе некой сверхзадачи".<BR>Основные постройки: Государственный музей А.С. Пушкина, Москва, ул. Пречистенка (реконструкция, 2000); Дворец спорта "Хоккей -- 2000" в Санкт-Петербурге (2000).<BR><BR><B>Олег Романов</B><BR>Россия, 1945 г. р.<BR>Философия: "Работая с историческими памятниками, мы стремимся, с одной стороны, сохранить их дух, с другой -- привнести в них элемент современности".<BR>Основные постройки и проекты: реконструкция Михайловского сада, Санкт-Петербург,1996-2002; реконструкция комплекса островных фортов Кронштадта, 1991-2002.<BR>Проект Мариинского театра: Два здания образуют "один театр со многими сценами". Металлокерамическое покрытие нового театра по цвету и фактуре сходно с театральным занавесом, зально-сценический блок (с коническим слегка асимметричным зрительным залом) облицован натуральным камнем. Двухуровневая стеклянная галерея-мост через канал (с проемами для любования Никольским собором и Новой Голландией) ведет с Театральной площади в фойе, зрительный зал и к новой Фестивальной площади, созданной над Крюковым каналом для перемещения грузов из одного здания в другое и уличных концертов. Сохранены портик ДК имени Первой Пятилетки (экспонат под стеклом) и фрагмент Литовского рынка Кваренги ("подвешенный" в плоской обойме). Нижние уровни (публичные пространства с кафетериями и магазинами) имеют прямые выходы на набережную и площадь. Проектом предусмотрено также создание концертного зала на крыше или Концертной площади.<BR><BR>2<BR>Марио Ботта (Mario Botta)<BR>Швейцария. 1943 г. р.<BR>Философия: "Архитектура находится на стыке двух миров: новейшей техники и местности, наполненной воспоминаниями и историей. Ландшафт беспощаден к проекту. Если архитектурные идеи верны, место становится в 10 раз лучше, чем ожидалось. А если нет -- в 50 раз хуже".<BR>Основные постройки и проекты: головной офис Союза швейцарских банков, Базель, Швейцария (1986-95); "Центр пяти континентов", Лугано-Парадизо, Швейцария (1986-92); Кафедральный собор в Эври, Франция (1988-95); Музей современного искусства в Сан-Франциско, США (1989-95); Хоральная синагога в Тель-Авиве, Израиль (1996-98).<BR>Проект Мариинского театра: Новое здание скомпоновано из двух различных объемов. Верхний -- парящий "световой" параллелепипед (днем стекло, из которого сделаны его стены, улавливает свет и позволяет видеть все происходящее внутри, ночью весь ярус превращается в огромный "фонарь"), нижний -- эллипс, отделанный фактурными каменными блоками золотисто-желтого цвета, установленными под разным углом. Прямоугольная "крыша" -- двухэтажная платформа с репетиционными залами, помещениями для администрации и гостей, рестораном. Присутствие старого театра оттеняет образ нового, символизируя стремление к обновлению. Фрагмент Литовского рынка служит пра-входом в комплекс. Со старым зданием новое соединено остекленным пешеходным мостом.<BR><BR>3<BR><B>Юрий Земцов</B><BR>Россия, Санкт-Петербург, г.р.1938.<BR>Философия: "Нам всегда казалось правильным, чтобы в одном объекте прочитывались слои разных строительных культур, особенно если речь идет о реконструкции".<BR><BR><B>Михаил Кондиайн</B><BR>Россия, Санкт-Петербург, 1954 г. р.<BR>Философия: "Наша цель -- найти для каждой конкретной площадки ту идею, которая ей изначально присуща. В разгар творческого процесса архитектор работает как приемник -- пытается уловить из эфира некий исходный импульс. В той мере, в какой удается его почувствовать и передать, настолько у результата есть шанс стать произведением искусства".<BR>Основные постройки и проекты: отель "Невский палас", Санкт-Петербург, Невский пр., 1993; подземное пространство, Санкт Петербург, пл. Труда, 1999; торговый комплекс "Балтийский", Санкт-Петербург, Большой пр. В. О., 68, 2000.<BR>Проект Мариинского театра: Земцов и Кондиайн предлагают расширить границы Мариинского театра и создать единый театрально-фестивальный комплекс на территории от Коломны до Васильевского острова, от Никольского собора до Академии художеств. При подходе к театру пространство предполагается организовать в единый театральный портал, за стеклянным занавесом которого -- фойе с ярусами галерей. Городское и театральное пространство должны быть неразделимы: фойе можно превращать в реальную сценическую площадку для фестивалей. Снаружи основой композиции станут 12 пилонов с вертикальными коммуникациями, а участки фасадов между ними воссоздадут архитектуру бывшего Литовского рынка в стекле. Центральной фигурой новой "триумфальной арки" станет портал главного фасада, выходящий на новую площадь -- к Академии художеств и улице Декабристов.<BR><BR>4<BR>Арата Исодзаки (Arata Isozaki)<BR>Япония, 1931 г. р.<BR>Философия: "Я начал создавать собственный архитектурный словарь -- "Мега-словарь Архитектуры с большой буквы". В его основе -- соединение Платоновых форм как классический композиционный принцип". Мариинский II призван стать архитектурным символом новой России, чтобы выразить эту главную идею, мы предлагаем вспомнить и переосмыслить революционные арт-теории".<BR>Основные проекты и постройки: Музей Современного Искусства префектуры Гунма, Такасаки, Япония (1971-74); Музей Современного искусства в Лос-Анджелесе, США (1981-86); культурный комплекс Art Tower в Мито, Япония (1986-1990); Дворец спорта San Jordi в Барселоне, Испания (1990).<BR>Проект Мариинского театра: Арата Исодзаки видит в Мариинском театре архитектурный символ новой России, воплощенный методом "реструктуризации базовых элементов". Новое здание заставляет вспомнить о конструктивизме и супрематизме: плоскости будто парят в воздухе, обрываясь и наслаиваясь друг на друга. Сектор театрального производства занимает 2/3 площади и скрыт от публики, остальная часть -- открыта и доступна. Фойе решено в смелой цветовой гамме, в зале главное -- обзор и акустика. За кулисами -- обилие технических и технологических приспособлений для жизнеобеспечения сценического процесса. Все трансформируется, демонтируется и реорганизуется.<BR><BR>5<BR><B>Сергей Киселев</B><BR>Москва, Россия, 1954 г. р.<BR>Философия: "Делать архитектуру как искусство за свой счет у архитекторов возможности нет, а самовыражаться за чужой -- неприлично. Если вас нанимают, чтобы вы сделали что-то функционально необходимое заказчику, то превратить это в искусство очень сложно".<BR>Основные проекты и постройки: Резиденция Президента Российской Федерации в Московском Кремле (реконструкция здания Сената), Москва (1993-1996); Спортивно-развлекательный центр с аквапарком, Москва, Голубинская ул. (1999-2002).<BR>Проект Мариинского театра: Сергей Киселев предлагает превратить Мариинский театр в "Дом над домом": зона активности с променадом и торговыми павильонами расположена на высоте 17 м от земли. Конфигурация "нижнего дома" соответствует историческому кварталу, "верхний дом" затянут серебристой металлической сеткой. Фрагмент Литовского рынка перемещается на улицу Декабристов, становясь частью декорации главного фасада, через арку которого входят на "небесную площадь". Главный вход обозначает "Золотая башня", она же служит видовой площадкой. По ночам нижняя часть и башня будут подсвечиваться "теплыми" тонами, верхняя -- "холодными". Понижение уровня набережной образует пешеходную зону с возможностью подъезда автомобилей к VIP-входу и подхода катеров к причалу под стеклянным мостом-фойе.<BR><BR>6<BR>Эрик Оуэн Мосс (Eric Owen Moss)<BR>США, 1943 г. р.<BR>Философия: "Глухая фасадная стена в заклепках стальных деталей. оштукатуренные кабинеты и световые колодцы, как будто беспорядочно расположенные внутри здания. Скульптурная деталь в помещении или во дворе -- таков архитектурный словарь построек Мосса, в равной степени выразительных и коммерчески привлекательных". (Джеймс Стилл, журнал "Архитектура сегодня")<BR>Постройки и проекты: Central Housing Office, Калифорнийский Университет в Ирвине, США (1986-89); ревитализация бывшей промышленной зоны в Калвер-Сити, Лос-Анджелес, США: Paramount -- Lindblade -- Gary Group Complex (1987-1990); офисное здание Samitaur (1989-1995); Hayden Tower (1992); Stealth (1993-2001); I. R. S. Building (1993-94); The Box (1995); Green Umbrella (1996-1999) и др.; Center for Governmental Studies (CGS), Лос-Анджелес, США (1996); Trivida, Калвер Сити, Лос-Анджелес, США (1998).<BR>Проект Мариинского театра: Эрик Оуэн Мосс метафорически описывает новый театр как "помещенный внутрь театральной люстры". По периметру расположатся невысокие прямоугольники, "продолжая" историческое здание, в центре вознесется более высокая часть. Фойе образовано из трех стеклянных модулей высотой 43 м, а интерьер формируется изогнутыми поверхностями: по мере движения вверх пространство то расширяется, то сужается. Стеклянные поверхности ассоциируются у архитектора с водой, на которой стоит Петербург, а также позволяют любоваться видами города. Старый театр "отражается" в новом: там, где здания разделяет канал, рисунок и структура окон идентичны.<BR><BR>7<BR>Доминик Перро (Dominique Perrault)<BR>Франция, 1953 г. р.<BR>Философия: "Можно ли не восхищаться красками Петербурга? Не только красками времени, но и живыми красками города, его силуэтом, расцвеченным золотыми сполохами. Эта городская феерия и определяет внешний облик Санкт- Петербурга. Золотые купола, главки и шпили расставляют семантические вехи города, отмечая его сакральные места -- церкви, дворы, музеи -- Но ОПЕРА покуда пребывает в тени. Новый Мариинский театр должен вспомнить о своих корнях и быть обращенным в будущее. Одновременно принадлежа Петербургу наших дней".<BR>Постройки и проекты: Национальная Библиотека Франции в Париже (по конкурсу, 1989-97); Олимпийский комплекс (велодром и бассейн) в Берлине, Германия (1997-99); стадион Montigala в Барселоне, Испания (в процессе реализации).<BR>Проект Мариинского театра: Новый Мариинский театр должен помнить о своих корнях и быть обращенным в будущее, являясь при этом символом оперного искусства. Золоченая сень новой оперы коконом обволакивает стены, не касаясь ни их, ни берегов канала. Верхние уровни (рестораны, террасы, галереи, бутики) открыты для всех. Под золотой "накидкой" -- черный мрамор, в зрительном зале золото и пурпур смешиваются в огромной фреске (пока не выключен свет, она и есть главная декорация). Рационализм -- в организации внутреннего пространства, где все функционально разделено и при этом досягаемо. Союз истории и современности воплощен в виде телескопического моста между зданиями, возможен и подземный переход.<BR><BR>8<BR><B>Марк Рейнберг</B><BR>Россия, Санкт-Петербург, 1938 г. р.<BR>Философия: "Двадцатый век -- это нечто непостижимое уму. На протяжении одной человеческой жизни сменялось пять-шесть направлений в архитектуре. А ведь архитектура -- искусство медленное, она должна нравиться как минимум 200-300 лет"<BR><BR><B>Андрей Шаров</B><BR>Россия, Санкт-Петербург,<BR>1960 г. р.<BR>Основные проекты и постройки: Духовный центр адвентистов седьмого дня, Санкт-Петербург, пр.Мориса Тореза, 1998; лыжный курорт "Орлиная гора", Ленинградская обл., пос. Токсово, 2000.<BR>Проект Мариинского театра: "Новая волна музыки". Идея заключается в трансформации как внешнего, так и внутреннего пространства зданий для максимальной новизны и привлекательности (снаружи) и реализации разнообразных музыкальных проектов (внутри). Акустический потолок в зале в разных положениях служит отражателем или резонатором, благодаря чему создаются идеальные условия как для оперных постановок, так и для симфонических концертов и органных вечеров. Снаружи фасады трансформируются при помощи стержней-поршней. Главный фасад чуть отступает от улицы Декабристов, образуя камерную площадь, фойе располагается по вертикали, группируясь вокруг центрального атриума и "нависая" над этой площадью. Вдоль Крюкова канала восстанавливается галерея Кваренги с магазинами и кафе. Перемещение декораций происходит по рельсам на улице.<BR><BR>9<BR><B>Александр Скокан</B><BR>Россия, Москва, 1943 г. р.<BR>Философия: "Существуют два пути развития современной архитектуры. Первый -- создавать нечто, тяготеющее к логике, простоте, точности и целесообразности. Второй -- создавать нечто, тяготеющее к сложным пластическим экспериментам, по определению излишнее и потому необязательное, имеющее большее отношение к скульптуре, чем к архитектуре. Конечно, мне ближе первый путь"<BR>Основные проекты и постройки бюро: здание Международного Московского Банка, Москва, Кропоткинская наб., 9/11 (1992-1995); Национальная библиотека Кансай-Кан, Япония, г. Кансай (1996, конкурсный проект); Большой египетский музей, Египет, Каир (2002, конкурсный проект).<BR>Проект Мариинского театра: По замыслу Александра Скокана, историческое здание должно сохранить свой композиционный и смысловой приоритет. Новое здание станет "линзой", в фокусе которой расположится старый театр, и высотным акцентом: с видовой площадки (на 50-метровой высоте) откроются панорамы исторического центра города. Планируется сохранить фрагмент Литовского рынка (основной уровень театра поднят на 9,5 м) и создать пешеходный мост над Крюковым каналом. Вокруг зрительного зала расположится многосветное фойе -- "интерьер без четвертой стены" с огромным витражом, выходящим на канал, старый театр и площадь. Этот пейзаж и станет "четвертой стеной".<BR><BR>10<BR>Ханс Холляйн (Hans Hollein)<BR>Австрия, 1934 г. р.<BR>Философия: "На одном полюсе архитектуры -- сакральность, на другом -- сохранение тепла. Речь идет о выживании во время жизни и после смерти. Это две основные задачи человека".<BR>Основные проекты и постройки: Муниципальный Музей Abteiberg Moenchengladbach (1972-82); Музей Современного Искусства во Франкфурте-на-Майне (1983-91); Музейный комплекс в St. Poelten, Австрия (1992-97); Vulcania -- Европейский Парк Вулканизма, Овернь, Франция (1994-2000).<BR>Проект Мариинского театра: Оба здания комплекса ведут между собой диалог, стремясь к соединению в одно целое. "Золотой мост" над каналом играет роль "пуповины", соединяя прошлое с настоящим, верхнюю часть старого здания с новым. Главный подход ведет со стороны Театральной площади через Крюков канал и расширенный мост Декабристов. Главный вход -- с козырьком и информационными табло. Фрагмент Литовского рынка используется как вход в репетиционный зал (малую сцену). Фасады нового здания с разных сторон отделаны по-разному: стеклом, металлом, гранитом, штукатуркой. Вестибюль оформлен как единое пространство, разворачивающееся вверх и вниз от уровня входа, и доступен не только посетителям театра. Зрительный зал оформлен в виде подковы и может трансформироваться для прослушивания опер или концертов. Дополнения: ресторан, бар, выставочные галереи с видом на город, терраса для специальных мероприятий (340 м2 с видом на канал), амфитеатр под открытым небом.<BR><BR>11<BR>Эрик ван Эгераат (Erick van Egeraat)<BR>Нидерланды, 1956 г. р.<BR>Философия: "Большинство архитекторов хотят работать "на вечность" и потому отворачиваются от современности. Я верю, что здание действительно хорошее, если оно нравится сегодня. Если что-то не врезалось в настоящее, оно не станет и частью будущего.<BR>Основные постройки и проекты: Музей естественной истории, Роттердам, Нидерланды (1991-1995); Национальный Банк Нидерландов и ING, Будапешт, Венгрия (1992-1997); Школа моды и графического дизайна, Утрехт, Нидерланды.(1995-1997); вилла Bianca, Прага, Чехия (1997-2001); Королевский Шекспировский театр, Страдфорд-он-Эйвон, Великобритания (проект, по конкурсу) (1998).<BR>Проект Мариинского театра: "Рука Ангела". Эрик ван Эгераат видит Мариинский театр будущего как группу архитектурных индивидуумов, взаимодействующих подобно фигурам на шахматной доске. Разнохарактерные части здания увязываются между собой и существующим театром с помощью монохромной окраски уличных фасадов. В отделке превалирует традиционная для Петербурга штукатурка, ее дополняют природный камень и стекло. Зрительный зал также полон "противоречий" -- мультимедийные эффекты сочетаются с лепниной на балконах. По замыслу автора проекта, зрительный зал будет представлять собой убежище от сложностей, противоречий и хаоса жизни, место, где душа нации обнаруживает себя и раскрывается в полной мере. Люди, находясь в нем, будут свободны в своих эмоциональных проявлениях.<BR>