150 лошадиных сил загнали в 3-литровую банку

ООО "Экотех" продвигает новую разработку -- маленький, но мощный и экономичный роторно-лопастной двигатель. Он разработан учеными Псковского политехнического института.

<BR><BR>ООО "Экотех" продвигает новую разработку -- маленький, но мощный и экономичный роторно-лопастной двигатель. Он разработан учеными Псковского политехнического института.<BR>Кинематическая схема роторно-лопастного двигателя позволяет использовать его в качестве компрессора, паровой расширительной машины, в качестве гидродвигателя.<BR><BR><B>Впереди планеты всей</B><BR>Разработано множество кинематических схем двигателей, однако поиск новых не прекращается. Получившие наибольшее распространение поршневые двигатели с кривошипношатунным механизмом имеют серьезные недостатки. Главная беда -- потери на трении в поршневой группе до 35% и большой вес: у поршневых двигателей порядка 4-1 кг/л.с., у газотурбинных двигателей -- 0,4-0,1 кг/л.с., то есть на порядок больше. "До сих пор нет двигателей, которые весят немного, а развивают мощность 300-1000 лошадиных сил, -- отмечает автор разработки инженер ООО "Экотех" Юрий Лукьянов. -- Во-вторых, в настоящее время на первый план вышел показатель экологической чистоты. Доля вредных веществ, поступающих в атмосферу с отработанными газами автомобильных двигателей, составляет до 63% от общего загрязнения окружающей среды. На рынке вперед продвинутся именно те компании, которым удастся решить эту проблему. Возможно, единственным шансом для российских компаний завоевать международный рынок является создание экологически чистого двигателя, то есть не пытаться догнать ведущие автомобильные фирмы, а разработать новое поколение автомобильного двигателя. Пока шансы на это есть. Это и побудило заняться созданием нового двигателя".<BR><BR><B>На зависть Дон Кихоту</B><BR>Новый роторно-лопастной двигатель подобен водяной мельнице, но лопасти его подвижны друг относительно друга и в замкнутом пространстве могут создавать и разряжение, и давление. Вследствие высокого механического кпд, достигающего 95%, двигатель может работать с низкими скоростями "холостого хода" и с частотой вращения от 60 оборотов в минуту. По образующей цилиндра располагаются впускные и выпускные окна, одна свеча или форсунка в случае дизельного варианта. Вследствие попеременного перекрытия окон лопатками роторов отпадает необходимость в газораспределительном механизме.<BR>В обычном четырехтактном двигателе с одним цилиндром за два оборота коленчатого вала происходит один рабочий ход.<BR>В роторно-лопастном двигателе -- за два оборота восемь рабочих ходов.<BR>"Таким образом, роторно-лопастной двигатель работает как восьмицилиндровый двигатель. При этом он имеет меньшие габариты и массу, -- отмечает Юрий Лукьянов. -- Благодаря полностью симметричной конструкции двигатель хорошо уравновешен и создает минимальные уровни вибрации. Двигатель размером с 3-литровую банку развивает расчетную мощность 150 лошадиных сил".<BR><B>Справка</B><BR>ООО "Экотех" организовано научными сотрудниками Псковского политехнического института.<BR>Основное направление деятельности -- разработка и внедрение средств контроля за работой щеточно-контактных аппаратов турбогенераторов тепловых и атомных электростанций.<BR>Покупателями техники "Экотех" с 1995 года стали более 50 предприятий, в том числе Смоленская АЭС, Сургутская ГРЭС-1, Нижневартовская ГРЭС, АО "Башкирэнерго", Архангельская ТЭЦ, Северо-Западная ТЭЦ и другие.<BR>