00:0009 октября 200100:00
58просмотров
00:0009 октября 2001
Андрей Ситников
<BR><B>Андрей Ситников</B><BR><BR>Сегодня закрывается для автомобильного транспорта верхняя часть Троицкого моста. Это значит, что все, кто утром проехал по этому мосту из северных районов Петербурга в центр, возвращаться будут другой дорогой. На подступах к другим мостам вырастут автомобильные пробки.<BR>Дороги призваны сокращать расстояния. В Петербурге они эту функцию не выполняют. В ту самую минуту, когда вы читаете этот текст, десятки тысяч машин застыли без движения на городских улицах и и ждут, когда можно будет двигаться дальше. Десятки тысяч людей со скоростью черепахи приближаются к своим рабочим местам. Миллионы единиц товаров застряли на пути к прилавкам. Пока еще никто не проводил точных расчетов, какова же упущенная выгода, порожденная пробками. Но она, очевидно, велика.<BR>Автомобильные заторы стали неотъемлемой частью петербургских улиц. Сообщения по радио о пробках на дорогах уже много лет напоминают военные сводки.<BR>Городские улицы превращаются в сплошную пробку. Водителям остается тренировать нервную систему для защиты психики от стрессов при вынужденных простоях. Никто из них уже не надеется, что будет лучше. Дорожные строители, вгрызаясь в магистрали в часы пик, не спеша продолжают копать и внезапно высаживают все новые десанты то там, то сям. Инспектора ГИБДД появляются в самых неожиданных местах и останавливают ни в чем не повинных водителей, мешая проезду еще более неповинных, и никак не появляются там, где без них не проехать. Городские власти в полном составе уехали за город строить какую-то дорогу: там свободнее.<BR>Сегодня "ДП" начинает акцию "Большая пробка". Цель акции -- собрать и проанализировать все конструктивные предложения по снижению потерь бизнеса от пробок. А затем добиться того, чтобы наиболее ценные из этих предложений воплотились в жизнь.<BR>Для начала "ДП" решил подсчитать ущерб, который наносят бизнесу пробки. Наш корреспондент попросил нескольких менеджеров оценить, сколько денег теряют по этой причине их компании.<BR><BR>Иван Брашовяну,<BR><B>генеральный директор</B><BR>АООТ "Центральные булочные":<BR>"Наши магазины разбросаны по городу и ежедневно принимают по 10-15, а то и больше машин с продуктами. Любые закрытия на ремонт мостов, проспектов, тротуаров, любые транспортные ограничения и изменения транспортных потоков негативно сказываются на эффективности нашей работы. Часто приходится надолго закрывать магазины. Например, из-за ремонта Садовой улицы два наших магазина с мая закрыты; недополученный доход за этот период времени в магазине по адресу: Садовая, 13, составляет около 500 тысяч рублей. Еще три наших магазина работают крайне неэффективно.<BR>Мы торгуем товарами с ограниченным сроком хранения, очень важна доставка их в строго согласованное время. Опоздания приводят к тому, что товар теряет свои потребительские качества, покупатель приобретает товар в меньшем количестве, а мы терпим убытки.<BR>Приведу один пример: наша сеть торгует продукцией 11-го хлебозавода, расположенного на Петроградской стороне. Завод поставляет нам ежедневно более 3 тонн хлебопродукции. Закрытие Троицкого моста еще больше обострит и без того тяжелую ситуацию на Литейном, Биржевом и Дворцовом мостах, что наверняка скажется на своевременности поставок с данного завода. А у нас довольно много таких поставщиков, и потери будут ощутимыми".<BR><BR>Дмитрий Семесюк,<BR>заместитель генерального директора, начальник транспортной службы компании "Невские берега":<BR>"У нас 35 машин и 900 обслуживаемых магазинов. Ежедневно в пробках каждая машина теряет минимум 1,5 часа. Наша продукция (торты, пирожные) не терпит простоя. Мы теряем клиентуру, и заказы меньше. Несколько наших маршрутов проходят через Троицкий мост. Теперь будем объезжать по улице Куйбышева, через Дворцовый мост, по Песочной набережной".<BR><BR>Александр Джуринский,<BR><B>директор по продажам</B><BR>ООО "Чупа Чупс Рус":<BR>"Думаю, что сегодня наши дистрибьюторы теряют до 20% эффективного времени, следовательно, 20% возможных продаж. С закрытием Троицкого моста ситуация значительно ухудшится".<BR><BR>Алексей Кузнецов,<BR><B>генеральный директор</B><BR>ЗАО "Капитал-ПОЛИС":<BR>"У нас здесь двойная проблема: наш медицинский транспорт выезжает по экстренным и неэкстренным вызовам. И там и там потери. По неэкстренным вызовам врачи могли бы делать каждый день на одно-два посещения больше. Сейчас у нас два врача, скоро будет четыре. На каждом вызове мы зарабатываем в среднем 200 рублей. Сегодня неполученные доходы составляют от 200 до 800 рублей. Если говорить о скорой помощи, то возникают проблемы не столько финансовые, сколько медицинские. Слава богу, до серьезных последствий это пока не доводило, но определенное недовольство иногда высказывается".<BR><BR>Олег Жеребцов,<BR><B>генеральный директор</B><BR>ООО "Лента":<BR>"70% наших грузов привозится поставщиками, мы, как правило, не посылаем свои машины. Но нас это тоже касается. Планы поставок часто срываются. Подсчета потерь мы не производим. Ситуация меняется очень быстро, число машин растет стремительно. С закрытием Троицкого моста общая ситуация усложнится, транспортировка грузов замедлится, фирмы будут нанимать либо дополнительный транспорт, либо планировать иначе график. Я не уверен, что, после того как откроется Троицкий мост, ситуация с транспортом встанет на прежнее место".<BR>"ДП" попытался оценить экономический ущерб от петербургских пробок. Итак, по данным ГИБДД, в Петербурге зарегистрировано около 850 тысяч только легковых автомобилей. Допустим, что половина из них 1 час в будние дни проводит в пробке при работающем двигателе. В год -- примерно 250 часов. Легковой автомобиль, такой, как "ВАЗ", сжигает при холостом режиме работы около 1 литра топлива в час. Таким образом, в Петербурге ежедневно бесполезно исчезает более 400 м3 бензина, в год -- порядка 100.000 м3, или 30 железнодорожных составов. При средней цене бензина 8 рублей за литр "в выхлопную трубу" ежегодно улетает 1 млрд рублей.<BR>Эти расчеты не учитывают топливо, сожженное грузовым и пассажирским транспортом, а также то, что в пробках автомобиль все-таки движется, при этом в самом неблагоприятном для себя режиме.<BR>Упущенную выгоду точно подсчитать сложнее. Например, ООО "Чупа Чупс Рус" теряет из-за пробок около 20% дохода.<BR>Предположим, что в среднем для всех предприятий города этот показатель равен 5%. Значит, потери экономики города от простоев транспорта в пробках составляют двадцатую часть валового регионального продукта (ВРП).<BR>Согласно бюджету Петербурга на 2001 год, его доходная часть составит 43,4 млрд рублей, или 17% ВРП. Таким образом, ВРП в 2001 году, по прогнозам авторов бюджета, превысит 250 млрд рублей. Если наши предыдущие расчеты верны, ущерб от пробок в 2001 году превысит четверть доходов бюджета, зашкалив за 12 млрд рублей".<BR><B>Проблемы города -- проблемы жителей</B><BR>Автомобили, тысячами сбивающиеся в кучки, заполнены, очевидно, самыми активными и предприимчивыми представителями общества. В них торговые агенты, главные бухгалтеры, частные предприниматели, государственные чины и т.д. Проблема пробок для этих людей -- личная финансовая проблема.<BR>По данным того же ГИБДД, в Петербурге кроме легковых автомобилей есть 33 тыс. грузовых машин, 3 тыс. автобусов и 54 тыс. мотоциклов, но их можно не считать. Также ежедневно по улицам города ходят 990 трамваев и 589 троллейбусов. Если половина из водителей этих транспортных средств в день проводит все тот же час в пробках, то получается, что петербургская экономика теряет ежедневно 443.789,5 человеко-часов. При этом не учтены пассажиры всех автобусов, троллейбусов и трамваев. Но водители и пассажиры, конечно, пытаются не терять время даром.<BR><BR>Иван Брашовяну:<BR>"Мне приходится передвигаться по городу практически ежедневно, и каждый день по нескольку раз где-нибудь застрянешь: на Обводном канале, на Невском проспекте, на Фонтанке и т.д. и т.п. От 1 до 2 часов приходится, находясь в пробках, работать на колесах, а также любоваться в который раз архитектурными особенностями Петербурга".<BR><BR>Олег Жеребцов:<BR>"В пробке я из себя выхожу, меня это так раздражает, я начинаю думать, что бы я сделал, чтобы ликвидировать пробку, думаю, почему водитель, у которого сломалось колесо, не откатит свою машину на тротуар. Но в конечном итоге я понимаю, что впустую трачу свои нервы и силы. Да, у меня есть возможность работать в машине, меня возит водитель, постоянно смотрю документы, звоню, однако эффективность такой работы ниже".<BR><BR>Алексей Кузнецов:<BR>"Закрытие Троицкого моста коснется меня лично: я живу на той стороне Невы. Сейчас я трачу на дорогу от дома на работу час, теперь будет еще больше. Работать в машине я не могу, поскольку управляю машиной сам. Если бы был водитель, можно было бы что-то почитать или даже писать. Но в данной ситуации... Позвонить -- да, но одними звонками вопросы не решаются. Потеря времени получается колоссальная. Приходится выезжать раньше, чтобы учесть время в пробках, иначе опаздываешь на встречи.<BR>В пробке у меня стрессовое состояние, но это мои личные характерологические черты. Вспоминаешь и строителей, и еще кого-нибудь, но тем не менее иногда успокаивает мысль о том, что сегодня мы немного помучаемся, а завтра дороги будут лучше. По-другому сегодня поступить невозможно".<BR><BR>Константин Сухин,<BR><B>директор по маркетингу</B><BR>ЗАО "Северо-Западный GSM":<BR>"Автомобильные пробки -- действительно серьезная проблема, сам частенько в них попадаю. Единственное спасение в таких ситуациях -- мобильный телефон. С его помощью можно решить многие вопросы, даже находясь за рулем, но, естественно, пользуясь системой Hand-free".<BR><B>Убить дракона</B><BR>Редкий топ-менеджер не задумывался о том, как уменьшить потери компании от пробок. Меры предлагаются разные.<BR><BR>Иван Брашовяну:<BR>"Я связываю существующую транспортную проблему не только с активными и столь необходимыми работами по ремонту дорог и мостов. Видимо, сама концепция совершенствования дорожной инфраструктуры (если она существует) не охватывает и не учитывает все изменения и тенденции в экономике города, а также потребности его жителей. Отсюда и кажущаяся петербуржцам несогласованность действий городских структур, задействованных в решении дорожно-транспортных проблем. Скажем, при закрытии Варшавского вокзала выдвигались предложения снести здание и продолжить Измайловский проспект, что сняло бы напряжение в районе Балтийского вокзала. Этого сделано не было. А зря!<BR>И еще. Повсеместное нарушение правил дорожного движения водителями, а также невероятная пассивность ГИБДД и привела к появлению столь удручающей дорожно-транспортной картины в городе".<BR><BR>Дмитрий Семесюк:<BR>"Очень плохо и обидно, что ГИБДД не управляет пробками. Нужно наладить управление движением на дорогах, не доить водителей, а управлять ими. И, конечно, нужна кольцевая дорога".<BR><BR>Александр Джуринский: <BR>"Нужно пойти по пути европейских городов: увеличить количество мостов, строить кольцевую дорогу, автомобильные и пешеходные тоннели. Нужно убрать хотя бы из центра трамваи, компенсировать их другими видами транспорта. Мне кажется, что нужно закупать не автобусы, а небольшие и маневренные транспортные средства, развивать маршрутные и таксомоторные перевозки".<BR><BR>Алексей Кузнецов:<BR>"Если бы ремонт начали раньше, когда машин было меньше, может быть, проблема была бы не так остра. Мы обязаны с этим смириться. Другое дело, необходимо правильно продумывать систему объездов, разведения потоков. Эта задача нетривиальная, только кажется, что это просто. Если люди, которые этими вопросами занимаются, будут решать проблему комплексно и думать не только о своих делах, но и о том, что это еще и проблема горожан, то толку будет больше. Иногда бывает так: ремонтируют дорогу и вывешивают знаки, закончили ремонт, а знаки оставили. Хотелось бы, чтобы было меньше такой неряшливости и больше сосредоточенности на том, чтобы сделать работу не только качественно, но и быстро.<BR>Когда летом перекопали в центре, я решил, что в городе никто не управляет транспортными потоками; сегодня, когда ситуация относительно нормализовалась, возникает ощущение, что вроде управление есть".<BR><BR>Олег Жеребцов:<BR>"Городу нужны мощные кардинальные решения. Один мост, закрыть его или открыть, ничего не решает. Во-первых, надо приготовиться к тому, что пробки будут: это неизбежно. Пробки -- это норма жизни в городах Европы и Америки. Петербург до последнего времени находился в благоприятных условиях. Во-вторых, нужно быстрее строить объездные дороги, магистрали, нужно быстрее инвестировать деньги в строительство и смелее подходить к решению этих вопросов. Но вы знаете, мы с вами нервничаем, а те, кто ездит с мигалками, ездят очень быстро. Нужно донести до руководителей города, что это очень важная проблема, гораздо важнее, чем они ее себе представляют. Дело не только в пробках, но еще и в экологии. Посмотрите, сколько придорожных деревьев умирает, в каком состоянии газоны. Город просто задохнется. Никто не подсчитывает, сколько бензина тратится просто так. Плюс ко всему очень много машин в неисправном состоянии.<BR>Я не знаю, какой ресурс есть у властей для решения этих проблем, в последние годы они несколько изменили свой взгляд, но все-таки им надо быстрее двигаться. Мне кажется, что вопрос лежит не в каких-то конкретных решениях, а в понимании проблемы, она не решается щелчком пальцев или отменой движения трамваев по Троицкому мосту. Это проблема глубже. Решение может быть найдено, возможно, через 5-6 лет. Это вопрос генерального плана развития города".<BR><BR>Борис Гагаринов,<BR>инспектор 5-го отдела (Отдел пропаганды безопасности дорожного движения) УГИБДД по СПб и Ленобласти:<BR>"Пробки увеличиваются, потому что растет автомобильный парк. На 1 января 2001 года в городе и области зарегистрировано 1455 тыс. автомобилей, рост в 2000 году составил 10%. В этом году рост ожидается 8-10%. Естественно, число пробок зависит и от дорожных работ. Особенно остро проблема стоит в центре города. Решить ее могут развязки, Ушаковская развязка -- яркий тому пример. Вторая мера -- надземные и подземные пешеходные переходы. Что касается инспекторов ГИБДД и их работы: мы бросаем людей под танки, они задыхаются на перекрестках. Регулировщик -- это позавчерашний день. Необходимо вводить автоматическую регулировку движения".<BR><BR>Александр Афанасьев,<BR><B>руководитель пресс-службы</B><BR>губернатора Петербурга:<BR>"Проблема пробок -- мировая проблема, а мы, столкнувшись с ней, пытаемся рассуждать так, как будто она в таком разрезе не существует. У нас катастрофическое количество транспорта, узкие магистрали и плохие дороги. Но нам желательно получить хорошие дороги, не ремонтируя их. Так не бывает. Рассуждения о том, что якобы не существует руководства этим процессом, нелепы. Весь вопрос в том, что, как ни крути, если мы закрываем одну улицу, то на соседних, и даже во всем городе, возникает напряженность. Но иного выхода нет, кроме как ремонтировать эти улицы. Бывает так, что ремонт затягивается, бывает, что и нет. Например, на Малом проспекте В.О. справились в течение месяца, это удивительно. Но пока ремонт шел, была катастрофа на Среднем и Большом. Проблема гораздо шире, чем просто организация ремонта улиц, это проблема, с которой столкнулось все человечество. Предположение о том, что мы действуем, не думая о гражданах, -- обычный упрек, который, не задумываясь, направляют в адрес властей. Это говорить легко и модно, такое объяснение существует в России веками. Власти думают. Но кто-нибудь может предложить другое решение, с теми же проспектами Васильевского?<BR>Есть план для всего города, который должен решить проблемы. Кольцевая решит часть проблем, но находятся люди, которые считают, что надо заморозить эту стройку. Есть план создания других магистралей в городе, например западный скоростной диаметр. Но тут же возникла протестная группа. Мы должны понимать: без недовольства этот вопрос никогда не решится. Всегда будут полагать, что администрация что-то недодумала. Россия -- страна, которая имеет особое отношение к власти. В американской газете не может быть рубрики "Если бы я был директором", там на это ответят: ты сначала стань директором, а потом мы тебя послушаем. Живет простой человек, его уважают, считают умным. Стоит ему стать начальником, и он становится последним идиотом.<BR>Сегодня проблема в первую очередь потому, что безумно выросло число автомобилей, одна машина на почти пять человек -- около 1200 млн. И эта цифра будет расти. При этом улицы старой части города не подлежат расширению. Что делать? На ближайшее обозримое будущее проблема пробок существовать будет. Ее можно решить, мы в этом уверены, именно поэтому существуют названные мною и другие проекты. Права быть большими оптимистами нам не дают глобальные масштабы этой проблемы".<BR><BR><B>Оценка экономического ущерба от петербургских пробок</B><BR>S = NxTxRxC + VxK = 13,5 млрд руб.,<BR>где N = 400.000 -- количество автомобилей, ежедневно стоящих в пробках;<BR>T = 250 -- количество часов, теряемых в пробках ежегодно одним автомобилем;<BR>R = 1 -- средний расход топлива на 1 автомобиль (литров в час);<BR>C = 8 -- средняя цена топлива (рублей за литр);<BR>V = 250.000.000.000 рублей -- прогноз валового регионального продукта Петербурга на 2001 год;<BR>K = 0,05 -- коэффициент, указывающий долю ВРП, теряемую предприятиями города из-за простоя транспорта в пробках.<BR><BR><BR><B>Акция</B><BR>"ДП" намерен еженедельно публиковать высказывания читателей о том, какие потери они несут из-за пробок на дорогах и что, по их мнению, нужно сделать, чтобы эти потери сократились. Каждый из вас может прислать короткую реплику на эту тему или развернутое письмо с расчетами и аргументами. Ваши послания ждет редактор отдела "Мнения и комментарии" Александр Пирожков. E-mail: alexp@dp.ru, факс: 326-97-01, 326-97-03.