00:0021 февраля 200100:00
377просмотров
00:0021 февраля 2001
Надо ли представительству иностранного юридического лица вести регистры бухгалтерского учета — на этот вопрос российское законодательство не дает однозначного ответа. Все зависит от статуса организации и характера деятельности.
<b>Надо ли представительству иностранного юридического лица вести регистры бухгалтерского учета — на этот вопрос российское законодательство не дает однозначного ответа. Все зависит от статуса организации и характера деятельности.</b><br>Первым законодательным актом по учету и отчетности, распространившим свое действие на иностранных юридических лиц, был федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон).<br><br><b>Кто обязан вести бухучет</b><br>В сфере действия Закона находятся все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусматривалось международными договорами РФ. Закон предусмотрел в числе обязанностей, возлагаемых на руководителей организаций, обязанности по контролю над ведением бухгалтерского учета. Но поскольку правомочия руководителя представительства иностранного юридического лица определены в рамках, ограниченных выданной ему иностранной организацией доверенностью, обязанность по контролю над ведением бухучета, предписанная Законом, распространяется на него только в том случае, если эта обязанность оговорена в доверенности. Если же она в доверенности не предусмотрена, то санкции в отношении представителей иностранных организаций за погрешности в ведении бухгалтерского учета можно оспаривать в судебных органах.<br><br><b>Требования к первичным документам</b><br>Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо, если такой формы в альбомах нет, в них должны быть указаны все обязательные реквизиты:<br>1) наименование документа;<br>2) дата составления документа;<br>3) наименование организации, от имени которой составлен документ;<br>4) содержание хозяйственной операции;<br>5) единицы измерения для объекта учета хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;<br>6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;<br>7) личные подписи указанных лиц.<br>Важно учесть, что у филиалов и представительств организаций, расположенных в странах, где календарный год отличается от принятого в России, отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.<br>Требования к ведению бухгалтерского учета в российском законодательстве для иностранных организаций четко не определены. Это дает повод разным толкованиям. Налоговые органы часто ориентируются на свои внутренние инструкции, не имеющие с 1999 года законодательной силы. Одним из таких документов является Инструкция ГНС №34 от 16.06.95 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц».<br>Согласно ее положениям, существуют два варианта ведения налогового учета в зависимости от налогового статуса отделения: налоговый учет постоянных представительств и налоговый учет отделений, не образовавших постоянного представительства (упрощенная система).<br><br><b>Порядок учета</b><br>В соответствии с п. 3 подп. 1.1.Инструкции №34, постоянное представительство должно вести регистры бухгалтерского учета: журналы, Главную книгу, оборотные ведомости, кассовые книги и другие документы, как это делают самостоятельные субъекты.<br>Бухгалтерские регистры можно вести и хранить в головной компании за границей при условии, что они представляются по первому требованию налоговых органов РФ в приемлемые для них сроки. В противном случае налоговые органы могут потребовать от постоянного представительства вести учет и хранить документы в России.<br>Если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность в нескольких местах на территории РФ или имеет в России несколько постоянных представительств, бухгалтерские регистры могут вестись в каком-либо одном месте, но раздельно по каждому месту осуществления деятельности. При этом они должны предоставляться по первому требованию налоговых органов, на территории которых осуществляется деятельность фактически.<br>Налоговые органы вправе потребовать предоставления им сведений об учетной системе представительства:<br>— о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;<br>— об оценке готовой продукции, произведенных запасов и незавершенного производства;<br>— о принятом бухгалтерском стандарте учета, плане счетов и их кодах;<br>— о долгосрочных контрактах, лизинговых и арендных сделках, сделках по расширению имущественных прав, гарантийных обязательствах по продукции и услугам и др.<br>Кроме того, налоговые органы вправе затребовать дополнительную учетную информацию с переводом на русский язык, если посчитают ее важной для контроля над налоговым учетом.<br>Вся отчетность и формы учета ведутся и предоставляются представительством в налоговые органы на русском языке.<br>Счета могут вестись в иностранной валюте. Если числовые значения в выписках по счетам указываются в российских рублях, необходимо также указать курс пересчета. Все числовые значения в декларациях, формах и ведомостях указываются в рублях. Их пересчет осуществляется по курсу рубля, установленному Центральным банком РФ на дату совершения операций.<br>Вся учетная документация, включая первичные документы с приложениями, контракты, корреспонденция, бухгалтерские записи и любые другие документы, относящиеся к налоговому учету представительства, должны храниться в течение шести лет. Но следует иметь в виду, что согласно абзацу 1 ст. 87 НК РФ, проверяться эти документы налоговым органом могут только за последние три года.<br>Гораздо более простой метод ведения налогового учета предусмотрен для отделений иностранных юридических лиц, не ведущих в России коммерческой деятельности. Для них предусмотрена возможность ведения учета по упрощенной схеме, предполагающей заполнение только ведомостей учета прихода и расхода денежных средств.<br><br><b>Налоговый контроль</b><br>Налоговые органы могут в любой момент провести проверку выполнения иностранным юридическим лицом обязанности по ведению налогового учета в соответствии с требованиями Инструкции ГНС №34. Если иностранное юридическое лицо не выполняет требования или ранее их нарушало, налоговые органы могут обязать его вести учет на территории России в полном объеме. Данная санкция применяется к иностранным юридическим лицам-не резидентам России, от которых невозможно получить данные по учету для проверки. В таком случае, согласно инструкции, данные налогового учета должны храниться в России и быть готовы для предъявления их по запросу. Но эта санкция не предусмотрена Налоговым кодексом или другими документами российского законодательства. Она может быть реализована в законном порядке только в том случае, если налоговым органам удастся представить ее в виде требований о предоставлении дополнительной информации об объектах налогообложения.<br>По предварительной информации Министерства по налогам и сборам, Инструкция №34 не будет меняться до введения в действия главы Налогового кодекса «О налоге на доходы организаций», то есть как минимум до 2002 года. Следовательно, еще не менее года необходимо учитывать ее требования в отношении представительств и филиалов иностранных юридических лиц.<br><br><b>Ответственность организации</b><br>Статья 18 Закона предусматривает ответственность (административную и уголовную) для руководителей организаций и других лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета. Она определена для случаев:<br>1) уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;<br>2) искажения бухгалтерской отчетности;<br>3) несоблюдения сроков ее представления и публикации.<br>В соответствии с этими требованиями долгое время даже в отношении тех представительств, деятельность которых не подразумевала налогообложения прибыли, выдвигались требования о ведении бухгалтерского учета по российским стандартам.<br>Ситуацию изменил Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34н, утвердивший «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», который определил, что филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если они не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.<br>К тому же не стоит забывать, что согласно пункту 1 статьи 8 Закона РФ №2116-1 от 27.12.91 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», сумма налога на прибыль определяется самостоятельно на основании данных бухгалтерского учета. А требование предоставлять данные учета по налогу на прибыль в отношении отделений, не являющихся постоянными представительствами, законодательно не установлено.<br>Следует иметь в виду и то, что последний, регулирующий налогообложение прибыли документ (Приказ МНС России от 15.06.2000 «Об утверждении Инструкции МНС «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций») не внес никаких изменений в порядок ведения учета иностранными юридическими лицами. Положения новой Инструкции не распространяются на иностранные юридические лица (компании, фирмы и любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств).<br><i><b>Екатерина Милюкова, начальник отдела по работе с иностранными юридическими и физическими лицами АФ «БДО Руфаудит-Петербург»</b></i>