В Петербурге появились кошерные бизнесмены

До сих пор мало кто из петербуржцев доподлинно знает, что означает слово "кошерный". Несмотря на это, в городе "без шума и пыли", но очень активно развивается кошерный бизнес.

<BR><BR>До сих пор мало кто из петербуржцев доподлинно знает, что означает слово "кошерный". Несмотря на это, в городе "без шума и пыли", но очень активно развивается кошерный бизнес.<BR>В авангарде кошерного движения находится ОАО "Пивоваренная компания "Балтика". Именно оно примерно год назад получило сертификат кошерности на "Балтику" №5, которое поставляется на экспорт в Израиль.<BR>"Если за предыдущие 8 лет к нам не обратилось ни одной фирмы, желающей получить сертификат кошерности, то теперь всего за год - не менее 20", - говорит Авроом Аршинов, начальник отдела кашрута при главном раввине Петербурга.<BR><BR>"Туда нельзя, сюда нельзя..."<BR>В переводе с иврита "кошерный" означает "разрешенный". Свод правил, определяющих кошерность чего-либо, в свою очередь, именуется кашрутом. "В принципе, кошерным может быть и литература, и поведение, и многое другое, но просто так сложилось, что в основном этот термин употребляется по отношению к пище", - объясняет Авроом Аршинов.<BR>Кошерных правил огромное количество. Некоторые из них для непосвященного могут выглядеть несколько странно: к примеру, мясо ни в кастрюле, ни на тарелке, ни в желудке не должно "смешиваться" с молоком. И если коровы, овцы, лоси, горные козлы при соблюдении всех прочих условий изначально кошерны, то свиньи, верблюды, тигры, слоны и лягушки - нет. Источником всех законов, которые определяют, что есть можно, а что нельзя, является Тора, то бишь пятикнижие ветхозаветного пророка Моисея. "На самом деле кашрут построен не только на религиозности. Если бы было так, то он не получил бы столь широкого распространения. Просто многие исследователи, прежде всего американские, доказывают, что кошерная пища полезна. Именно на базе этого в мире выросла индустрия кашрута. Ныне большинство крупных компаний имеют в своей структуре подразделения кашрута. В США нет ни одного магазина, в котором бы не продавались кошерные товары", - утверждает Авроом Аршинов.<BR>Структура кошерной индустрии во всех странах одинакова. Фирма, собирающаяся выпускать "правильную" продукцию, отправляет ее на сертификацию в кашрут-лабораторию. Если все в норме, то продукция получает право иметь так называемый "экшер" - специальный значок, по которому апологет кошерного образа жизни распознает в магазине дозволенные для поедания товары.<BR>"Проверяющий должен знать все. Мы шутим, что секрет Coca-Cola знают только глава компании и раввин. Я даже знаю какой - раввин Ланда. Хотя, конечно, Coca-Cola - это не самый лучший образец кашрута.<BR>У нас пока все только начинается. В Петербурге кашрут-лаборатория - это я", - улыбается Авроом Аршинов. <BR><BR><B>Продуктовый набор</B><BR>Петербургские компании уже изготавливают кошерные пиво, рыбу, мясо, хлеб, молоко и др. "Если для "Балтики" получение сертификата кошерности было скорее имиджевым проектом, то для менее крупных компаний это практически всегда бизнес - возможность получить новые рынки сбыта и новых потребителей. К примеру, директор по коммерции фирмы "Нива ГМЗ" в свое время решил, что бывшие россияне захотят пить в Израиле русское молоко. Некоторые из местных фирм специализируются исключительно на поставках кашрута в Израиль, Америку или Францию. Благо дорогой доллар открыл хорошие возможности для экспорта", - говорит Авроом Аршинов.<BR>"Раньше я занимался производством и продажей специй. Теперь перешел на поставку кошерных продуктов питания из Израиля. Примерно в десятке петербургских универсамов у нас уже есть свои отделы. Пока это сложное направление, так как любой кошерный продукт дороже обычного. 80% наших продаж приходится на Москву и лишь 20% - на Петербург. Оборот не превышает нескольких десятков тысяч долларов в месяц", - сказал генеральный директор фирмы ООО "Прагма-Интер" Евгений Меркин.<BR>Далеко не все местные фирмы, занимающиеся кошерным бизнесом, любят афишировать свою деятельность. "В нашем городе два хлебозавода выпускают кошерный хлеб. Один из них поместил информацию об этом на упаковке. Но в любой стране есть, как бы помягче выразиться, агрессивные люди: на завод начали звонить, обещая чуть ли не взорвать предприятие. В итоге руководство так испугалось, что до сих пор с нами даже разговаривать не хочет", - откровенен Авроом Аршинов.<BR>В то же время ресторан "Шалом" целенаправленно рекламирует себя как "единственный в Петербурге кошерный ресторан-клуб".<BR>"Честно говоря, в России пока ощутимо чувствуется атеистический барьер. Но мы надеемся, что со временем он сотрется и настороженность пройдет. Пока же до 70% посетителей ресторана - иностранцы, если брать во внимание туристов из Израиля и Украины - это ведь тоже заграница", - поведала администратор ресторана "Шалом" Мария Егорова.