Виртуальное искушение операторов пейджинговой связи

Между операторами пейджинговой связи идет жесткая конкурентная борьба. Свободных ниш на петербургском рынке не осталось.

<BR><BR>Между операторами пейджинговой связи идет жесткая конкурентная борьба. Свободных ниш на петербургском рынке не осталось. <BR>Для того чтобы выделиться, новым операторам (после кризиса 1998 года в Петербурге их появилось двое - "Компас" и "НТС") приходится предлагать свои услуги по ценам ниже средних.<BR>В результате количество абонентов в целом растет, а сами операторы надеются на увеличение прибылей.<BR><BR><B>Динамика есть</B><BR>"Динамика роста абонентов положительная. Их количество увеличивается в среднем в 1,5-1,7 раза в год", - сказал генеральный директор ЗАО "АОКС" ("ЭКСПРЕСС" Пейджинг-сервис) Андрей Иванов.<BR>"Наша абонентская база за год возросла на 30%", - говорит директор по маркетингу ЗАО "НЕДА" Ярослав Прокопович, компания которого использует марку "НЕДА-Пейджинг".<BR>"У нас спрос постоянный, с летними пиками, но относительно 1999 года наблюдается незначительный рост", - сказал заместитель директора по маркетингу ООО "ПТ-Пейдж" Игорь Иванов.<BR>Время упреков друг друга в демпинге (см. "ДП" от 26 апреля 1999 года) и жалоб на трудную жизнь прошло. Планомерное снижение тарифов стало неотъемлемым маркетинговым приемом пейджинговых компаний.<BR>Одной из причин снижения тарифов, помимо общей борьбы за переманивание клиентов, разгар которой пришелся на 1999 год, стала тенденция увеличения числа частных клиентов. Соотношение их числа к числу корпоративных клиентов составляет сейчас от 50-60% и выше.<BR>"В составе пользователей пейджинг-связи нашей компании увеличилась доля частных лиц. Как следствие, уменьшилась величина абонентской платы, и тарифная политика стала более гибкой", - констатирует Андрей Иванов.<BR>"Снижение цен за год по различным видам обслуживания составило 30-40%", - говорит Ярослав Прокопович.<BR>"Все вроде бы уживаются на рынке. Одни продают услугу за 120-160 рублей, другие за 200-300 рублей, а прирост у всех, в общем, одинаковый", - рассуждает Игорь Иванов.<BR><BR><B>Надежда на золотые</B><BR>Игроки рынка ожидают увеличения его емкости, оцениваемой сейчас в $6,5-8 млн в год. Рост возможен за счет развития информационных услуг, осваивания операторами Интернет-пейджинга и более тесного взаимодействия пейджинговой связи с сотовой телефонией.<BR>Пейджинговые фирмы начали активное развитие инвестиционных проектов, направленных на эти области. "Идет постепенная интеграция всех средств связи в единую телекоммуникационную систему, которая в перспективе сотрет границы между сотовыми телефонами, пейджерами и Интернетом. То есть сейчас сообщения отправляются не только на пейджеры, но и на сотовые телефоны и по электронной почте в Интернет. Таким образом, емкость рынка с введением новых технологий расширяется. Среди наших новых услуг - "ЕСМС" ("Единая система мобильных сообщений" - передача сообщений на сотовые телефоны стандарта GSM) и Интернет-пейджинг (передача голосовых сообщений на адрес электронной почты и дублирование сообщений, отправленных на пейджер, на адрес электронной почты). Это суть наших инвестиционных проектов в текущее время и в ближайшей перспективе", - говорит Ярослав Прокопович.<BR>Тестовую эксплуатацию системы Интернет-пейджинга "НЕДА" начала в конце лета 2000 года совместно с ЗАО "WebPlus". Услуга стала следующим шагом компании на пути интеграции всех средств связи в единую телекоммуникационную систему. До этого ЗАО "НЕДА", ЗАО "WebPlus" и ЗАО "Северо-Западный GSM", все - члены холдинга "Телекоминвест", в рамках программы "ЕСМС" организовали передачу сообщений на сотовые телефоны GSM.<BR>"В наших планах - дальнейшая интеграция пейджинг-связи и персонального компьютера, Интернета: отправка электронной почты на пейджер (мобильный e-mail), сообщений с web-страниц, а также дальнейшее развитие информационных услуг", - рассказал Андрей Иванов. Он же отмечает тенденцию большей активности молодежи в пользовании пейджинговой связью и видит в этом новую перспективную нишу.<BR>Более скромно оценивает влияние новых технологий на развитие пейджингового бизнеса Игорь Иванов. <BR>"В принципе, никаких новшеств не наблюдается, если не считать отправку сообщений на трубки SMS, хотя это заслуга GSM. Единственное новшество, появившееся в середине 1999 года, - массовое в пейджинге внедрение в Интернет технологии без дополнительных оплат: отправка сообщений с сайта, дублирование пейджинга в почту, и наоборот. На спросе и предложении это практически не отразилось. Просто все стали предоставлять данную услугу бесплатно, но ради электронной почты никто за пейджером не побежал. Хотя без этих услуг сегодня пришлось бы туго", - говорит Игорь Иванов.<BR><BR><BR><B>Формально конкуренты, по жизни - партнеры</B><BR>Петербургские пейджинговые операторы не боятся компаний сотовой связи.<BR>"Сотовый телефон и пейджер по формальному признаку можно назвать товарами-конкурентами, так как они оба обеспечивают клиента мобильной связью. Но однозначно сказать, что если у человека есть телефон, то ему не нужен пейджер, нельзя. По проведенным нами опросам, около 30% клиентов пользуются еще и мобильным телефоном. Использование пейджера с сотовым телефоном удобно. Пейджер даст пользователю то, что пока не очень развито в телефоне. Это информационные каналы и возможность не отвлекаться от важных дел, а ответить на звонок (сообщение) позднее", - считает Ярослав Прокопович. "Влияние рынка сотовой связи на пейджинг незначительное. Как появление автомобиля не отменило велосипед, так и сотовый телефон не отменяет пейджер. Это отдельная ниша мобильной связи, имеющая своего потребителя", - соглашается Андрей Иванов.<BR><BR><B>Средства связи, сливайтесь</B><BR>Более того, пейджинговые операторы стремятся к большей интеграции своих услуг с остальными средствами мобильной связи. "Телефон и пейджер идут путем интеграции, и не исключено, что скоро у пользователя мобильной связи появится одно устройство, которое будет включать в себя все функции сотового телефона и пейджера. Тогда и сотовые, и пейджинговые компании станут работать с одним и тем же клиентом, только каждая из них будет предоставлять услуги, на которых специализируется. Сотовые операторы - обеспечивать сотовой связью, а пейджинговые - отвечать за передачу сообщений", - мечтает директор по маркетингу ЗАО "НЕДА".<BR>Как следствие четкого разграничения сфер действия пейджинговой и сотовой связи с тенденцией к дружественному слиянию, петербуржцев в 2001 году не ожидает знакомство с двухсторонними пейджерами (подобные аппараты, например, еще в 1998 году привезла в Петербург в качестве образцов Motorola).<BR>Учитывая активное развитие протоколов WAP и GPRS в сотовой связи, которые позволяют обмениваться текстовыми сообщениями владельцам мобильных телефонов, пейджинговые операторы считают нецелесообразным внедрять дублирующие эти функции сети двухстороннего пейджинга.<BR>Однако вливание новых технологий в петербургские пейджинговые сети может пойти по другому пути - создания пейджеров стандарта GSM, первые образцы которых уже выпущены в Японии.<BR><BR><B>Дальше ехать некуда</B><BR>Петербургские операторы пейджинга не очень страшатся приходящих конкурентов, а большинство из коренных фирм не видят нужды в освоении новых территорий (как правило, это более крупные операторы, чаще - входящие в телекоммуникационные холдинги).<BR>"НЕДА" является учредителем Ассоциации операторов пейджинговой связи, в которую входят пейджинговые компании из 24 регионов России и Белоруссии. Ее абоненты получают роуминг в этих 24 регионах. "Все наиболее интересующие клиентов регионы охвачены роумингом", - говорит Ярослав Прокопович.<BR>"В ближайшее время увеличение зоны обслуживания мы не планируем", - сообщил Андрей Иванов.<BR>Особняком стоит ООО "ПТ-Пейдж". Оно активно занимается освоением новых территорий в области и совершенствованием парка оборудования. "Для пейджингового оператора главное - большая зона обслуживания, гарантия прихода сообщения и 100%-ный дозвон в операторскую. Этим мы и занимаемся. Как раз только что вышли в эфир в городе Луге (практически без разрыва зон). В ближайшее время запускаем новый диспетчерский центр. Для гарантии приема звонков в случае перегрузки у ПТС и удобства абонентов - трехзначный индекс", - рассказал Игорь Иванов. "Главное, почему наши абоненты обслуживаются у нас, по их собственным отзывам, - это нормальное предоставление основной услуги, приема и отправки сообщений", - прокомментировал он.<BR>Поэтому основное инвестиционное направление "ПТ-Пейдж" - работа по расширению зоны обслуживания в пределах Ленинградской области. Фирма считает это наиболее перспективным и достижимым направлением без привлечения заемных средств. "Вышедшие на петербургский рынок москвичи ("МобилТелеком", "ВессоЛинк-ЕПСР" и "ВессоТел") за время своей работы заняли уверенные позиции, потеснив ряд мелких операторов, но лидерами не стали, несмотря на попытки агрессивного ценового воздействия", - вспоминает Ярослав Прокопович. "Передел рынка в существующих условиях вряд ли возможен", - считает он. "Уровень конкуренции на петербургском рынке очень высок и свободных мест, вероятно, нет. Передел происходит постепенно, в процессе конкурентной борьбы", - с небольшой оговоркой соглашается с ним Андрей Иванов. "Те, кто сейчас демпингует, через пару лет окажутся в сложной ситуации, ведь кроме низких цен предложить им будет уже нечего, а зарплату операторам платить нужно несмотря ни на что. Что касается захвата рынка иногородними операторами, то такие попытки были и будут. Но для этого нужно столько средств, что вернуть их уже точно не удастся", - соглашается Игорь Иванов.<BR>Он же предрекает застой на рынке в 2001 году. "Основные тенденции - растущая популярность SMS через операторов пейджинга и падение цен на услуги. <BR>Видимо, этот процесс необратим, и цены установятся на уровне $5-8 к началу 2001 года, хотя это всерьез подорвет возможности операторов по развитию и качеству предоставления услуг. <BR>При высоких операторских расходах развиваться будет очень сложно, а существенного роста спроса на услугу не будет - выйдем на те же $3-3,5 млн, а расходы увеличим на 20-30%", - прогнозирует он.