"Критические дни" несут новым информационным каналам "разумное, доброе, вечное"

Кризис, катастрофы и чрезвычайные происшествия - главные условия для прорыва новых технологий.

<BR><BR>Кризис, катастрофы и чрезвычайные происшествия - главные условия для прорыва новых технологий.<BR>В это время люди с головой ныряют в информационные потоки и попадают в сети Интернета либо на "крючки" дополнительных тиражей газет. По статистике, после "минутной слабости" к бумажным носителям привыкают около 3%, а к электронным СМИ - около 10% читателей.<BR><BR>"Счастливые совпадения"<BR>В информационном бизнесе август-сентябрь традиционно являются хорошей стартовой площадкой. В начале осени стабильно повышаются тиражи популярных СМИ. "Сезонные" же совпадения делают этот прогресс более стремительным. <BR>Gazeta.ru стала выходить 13 сентября, то есть фактически в один день со вторым московским взрывом, который прозвучал в ночь с 12 на 13 сентября 1999 года. Даже короткая история российских сайтов показывает, что подобная роковая случайность является знаковой. Один из лидеров информационных сайтов - "РосБизнесКонсалтинг" (РБК) неформально отсчитывает свою историю именно с 19 августа 1998 года. Кризис в стране привлек к оперативной Интернет-информации около сотни тысяч людей. (Более точную цифру в агентстве дать не смогли: к подобному столпотворению сайт не был готов и потому обрушился.) <BR>Последнее совпадение произошло 28 августа 2000 года. Во время пожара в Останкино ОАО "Московские телесистемы" (МТС) осуществило технический запуск первой в России системы GPRS, которая исповедует принципиально новое получение информации. "Эта система предполагает работу телефонов только в on-line, инфраструктура двухдиапазонной сети GSM 900/1800 МТС обеспечивает беспроводную пакетную передачу данных, - рассказывает PR-менеджер МТС Ева Прокофьева. - При этом скорость передачи сообщения возрастает с 9,6 килобит (обычного мобильника) до 27, а к концу года - до 56 килобит в секунду. К 2001 году на рынке появятся GPRS-телефоны, в числе которых будет телефон, напоминающий компьютер с радиодоступом". <BR><BR><B>Штурм и натиск</B><BR>По наблюдениям маркетологов и электронных, и бумажных СМИ, на приток аудитории влияют прежде всего такие стихийные происшествия, как отставки премьеров, взрывы домов и пожары на башнях. По словам Илоны Даниловой, директора по маркетингу ЗАО "Коммерсантъ. Издательский дом", они автоматически повышают тираж на 5-10%. При этом меньшая часть "примкнувших" приходится на москвичей, однако именно они впоследствии и переходят в ранг постоянного читателя. Кризис 1998 года принес стране самые "решающие" тиражи. Как утверждает Илона Данилова, после 19 августа московская розница выросла примерно в 1,8 раза, достигнув отметки 50 тысяч. <BR>Август 2000 года стал более "поворотным" для Интернета. По сообщению директора Управления маркетинга ОАО "Рамблер Интернет Холдинг" Михаила Ханова, популярность новостных ресурсов Rambler.ru возросла менее чем за месяц. Если 7 августа среднесуточное количество просмотров новостей на Rambler.ru не превышало 18 тыс., то 20 августа оно зашкалило за 145 тыс. <BR>Статистика Rambler и Top.List.ru показывает, что посещаемость новостных сайтов в "черный" (в жизни Останкино) понедельник превышала среднестатистические показатели в 2-4 раза. <BR><BR><B>Новое слово</B><BR>Каждое из "стихийных бедствий" притягивает к сайтам около 70% новой аудитории. И 10% остаются верными "новому слову". <BR>По словам главного редактора Gazeta.ru Владислава Бородулина, фокус-группы показывают, что если раньше Интернет не воспринимался всерьез и не считался надежным каналом, то сегодня он получил репутацию независимого СМИ в сравнении с телевидением. Стереотип российского Интернет-пользователя - "он ничей". <BR>На этом фоне пожар в Останкино имел достаточно судьбоносное значение, показав, что информация бывает и "без башни".<BR>"Именно 2000 год стал всплеском развития всех ведущих электронных газет, которые, в принципе, являются российским изобретением. На Западе информационные сайты - или электронная версия газеты, или мониторинг новостей из различных источников", - комментирует Ольга Карташова, пресс-секретарь "РосБизнесКонсалтинга". <BR>Однако, несмотря на благоприятные прогнозы, сегодня только 30% пользователей Сети посещают новостные сайты, из них всего 1% рассматривают Интернет в качестве приоритетного способа получения новостей. В то время как 10% населения до сих пор предпочитают газеты, а 85% - телевизор. <BR>Что касается конкуренции, выраженной в рекламных объемах, то, по словам специалистов, противостоять телевидению Интернет сможет еще не скоро. "Если в прошлом году объем рекламного рынка в Сети оценивался в $2 млн, в этом - $5 млн (а по некоторым оценкам и $10 млн), то, несмотря на значительные скачки, даже к радийным рекламным объемам мы сможем приблизиться только через 3-4 года", - говорит Михаил Гуревич, руководитель и координатор проекта "Электронная газета Yтрo". <BR><BR>"Звездный час"<BR>Такие пролонгированные истории, как президентские выборы или же трагедия "Курска", больше влияют на пользователей Интернета, чем на читателей газет. В частности, рекордной отметки за все время работы "РосБизнесКонсалтинг" достиг к 27 марта, во время подсчетов президентских голосов, - 280 тыс. А "Курск" принес РБК около миллиона посетителей. <BR><B>В то же время за "останкинскую" неделю тираж газеты "Сегодня" скакнул всего на 3 тысячи (с 58 тысяч до 61,300). А по наблюдению Илоны Даниловой, тиражи газет</B><BR>выросли скорее по сезонным, чем по другим причинам. <BR>Если ЧП за границей приводят не только к дополнительным тиражам, но и к специальным выпускам, которые могут выходить и по нескольку раз в день, то в России это пока не востребовано. "Для того чтобы напечатать внеурочный тираж, необходимо подать заявку за 3 недели. У типографий, которых в стране недостаточно, слишком жесткий график", - считает Илона Данилова. <BR>Для рынка же радио "останкинская неделя" оказалась слишком короткой. По словам директора-координатора Группы компаний "КОМКОН" (которая специально исследовала аудиторию за неделю) Юрия Подцерковского, количество слушателей радио увеличилось с 67 до 70%. "В рейтинге ничего сверхъестественного не произошло, но в целом улучшились позиции новостных каналов, прежде всего "Эха Москвы". И немного "просели" "Русское радио" и "Европа плюс".<BR><BR><B>Трубку бросают</B><BR>Не все катастрофы одинаково воздействуют на умы сограждан, поскольку не все они приходятся на середину недели. Обычно склонные к сенсациям, в праздничные дни посетители сайтов почти "неуязвимы". Меньше всех, с точки зрения посещаемости Интернета, общественность потрясла "новогодняя" отставка Ельцина. В эти дни средняя посещаемость даже популярных каналов не превышала двух десятков тысяч. Вероятно, эту ситуацию смогут изменить WAP-технологии, которые сделали доступными информационные сайты вдали от дома. Однако, как заявляет Ева Прокофьева, во время летних катастроф обычная статистика - 300 подключений в день - не изменилась. А 14 августа даже немного уменьшилась: это был понедельник. По словам Алексея Ионова, пресс-секретаря ЗАО "Северо-Западный GSM", который не счел нужным открывать (вероятно, слишком маленькие) цифры, обращение к WAP увеличивалось на несколько процентов. <BR>Для дальнейшего развития рынку WAP-услуг, который начал формироваться с этого года, а затем - и GPRS-систем, вероятно, придется ждать своих катастроф. Как бы это ни казалось циничным. <BR><BR><B>Ни живы, ни мертвы</B><BR>По словам Владислава Бородулина, совершенствование каналов связи, в частности появление оптиковолоконных сетей в жилых домах, вряд ли скажется на посещении информационных каналов. "Во-первых, новости в основном появляются днем. А во-вторых, вечером людей больше интересуют совершенно иные форматы. Или развлекательные, или каналы по профессиональным интересам, которые, на мой взгляд, будут только развиваться".<BR>Вероятно, с развитием качественно новых каналов телевидения такой источник получения информации, как телетекст, станет более актуальным. "В принципе, телетекст может использоваться как новостной ресурс. Однако пока он завязан на телевизионный сигнал. И при отсутствии вещания, как, например, случилось при пожаре на Останкинской башне, он также перестает работать", - говорит начальник технологического отдела дирекции технического развития ФГУП ВГТРК Михаил Генкин. "Главный недостаток телетекста (собственно, поэтому мы его не используем), - говорит начальник отдела ТВ-вещания НТВ Василий Трешенков, - в его чрезвычайно медленной работе, чем он значительно проигрывает Интернету". <BR>Такая модная функция радиоприемников, как RDS (Radio Data System), которая встречается в 2/3 современных приемников, также не рассматривается специалистами альтернативным источником получения информации. "Если говорить о радиотексте, то, во-первых, русифицированного табло нет - это стало бы слишком дорогим проектом, - рассказывает Александр Дубровин, заместитель генерального директора радиостанции "Серебряный дождь" (одна из немногих в России станций, использующих эту систему. - Н.У.). На табло высвечивают только температуру, телефоны и курсы валют. А во-вторых, бегущая строка на дороге совершенно ни к чему. На Западе, да и на нашей станции, используется функция Alarm - для принудительного переключения магнитол из режима прослушивания, например, кассет на радио, при передаче каких-то дорожных новостей. Однако, в отличие от, скажем, Германии, у нас это происходит не централизованно, то есть станция может "переключать" только тех, кто подключен к нам. В противном случае это будет пиратством. В то время как, например, в Германии какое-нибудь правительственное сообщение "вынуждает" обратить на себя внимание всех автослушателей". <BR>Учитывая централизованный подход к жизни Президента РФ и бурную российскую действительность, RDS еще сыграет свою роль в жизни новостей.<BR><BR><B>Верность источнику</B><BR>Российский Интернет тоже уязвим. "В России всего несколько точек узлового трафика, то есть выхода в мировую сеть. Конечно, одним взмахом рубильника оставить пользователей без глотка "свежего воздуха" невозможно. Тем не менее с современной техникой тоже хватает проблем", - уверена Ольга Карташова. Мало кто заметил, что на узле "М-9" за 2 недели до Останкино случилась авария. Несравнимая с пожаром на главной башне страны, она между тем лишила пользователей доступа на 30 минут. <BR>Кстати, проблема доступа в "критические дни" не добавляет конкурентных преимуществ электронным версиям телеканалов, которые сегодня представляют собой не столько "Интернет-телевидение", сколько корпоративные сайты. Например, как сообщили "ДП" сотрудники РТР, сайт телекомпании одновременно выдерживает не более 50 посещений. Во времена полыхающей башни почти все телеканалы транслировали свои новости на ведущих сайтах, что опять же способствовало притоку к конкурентному Интернет-источнику. "Дело в том, что в Интернете не работают брэнды известных телеканалов. На сайты люди ходят скорее за новостями, а не за видеоизображением. Отсюда потенциал раскрутки сайта НТВ (который зарегистрировался в Сети 28 августа), который изначально позиционирует себя не как Интернет-телевидение, а как новостной портал", - считает Алексей Басов, PR-менеджер ООО "SpyLOG".<BR>Сильные новостные порталы также способны выходить из строя в свой "звездный час". Например, во время пожара не выдержали нагрузки серверы сайта Gazeta.ru и внутренняя сеть rbc.ru. А во время аварии "Курска" с перебоями работали почти все ведущие сайты. (Н.У.)