00:0013 июня 200000:00
19просмотров
00:0013 июня 2000
Марина Береснева, директор ООО "ЦЭП-аудит".
<BR><BR>Марина Береснева, директор ООО "ЦЭП-аудит".<BR>- Наша организация зарегистрирована 6 января 2000 г. Хозяйственную деятельность мы начали осуществлять в конце февраля 2000 г., а 4 мая подали заявление в Инспекцию МНС о постановке на налоговый учет. При постановке нашей организации на учет Инспекция оштрафовала нас в соответствии со ст. 116 НК РФ на 5000 рублей, хотя и не проводила никакой проверки нашей организации. Правомерны ли действия Инспекции МНС?<BR>- Выявление данного вида налогового правонарушения не связано с проведением проверки налогоплательщика. Ответственность наступает независимо от того, должен ли был налогоплательщик в этот период платить налоги или нет. Данная статья применяется и в отношении пропуска срока постановки на учет во внебюджетные фонды. Налоговый кодекс не определяет, каким документом оформляется решение о привлечении к ответственности по данной статье. <BR>На практике часто используются Акты камеральной проверки, хотя ст. 88 НК РФ не предусматривает возможность привлечь к ответственности налогоплательщика по результатам камеральной проверки. Иногда выносится Требование об уплате санкций или Постановление. <BR>В судебной практике при рассмотрении исков инспекций МНС РФ и органов внебюджетных фондов о привлечении налогоплательщиков (плательщиков сборов) к ответственности суды исследуют все обстоятельства совершенного правонарушения, в том числе степень вины правонарушителя и наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность.<BR>Так, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Предпринимателю о взыскании 5000 рублей штрафа на основании статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) за нарушение срока постановки на налоговый учет (Дело №А56-16008/99 от 16.11.99).<BR>Из имеющегося в материалах дела свидетельства видно, что предприниматель получил Свидетельство о государственной регистрации 19.03.99. Сразу на налоговый учет он не встал, а через неделю попал в больницу. Заявление о постановке на учет в налоговом органе было подано в первый рабочий день сразу же после выписки из лечебного учреждения, но уже по истечении 10 дней. Суд посчитал, что установленный законом срок для регистрации в налоговых органах предпринимателем пропущен по уважительной причине, что послужило основанием для смягчения ответственности, но не для освобождения от нее.<BR>В результате суд решил уменьшить размер штрафа с предпринимателя до 1 (одного) рубля.<BR>Аналогичный иск подала и Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кронштадтскому району Петербурга в отношении другого предпринимателя (Дело №А56-12348/99).<BR>Он был зарегистрирован Территориальным управлением Кронштадтского административного района в качестве индивидуального предпринимателя 13.01.99. Однако свидетельство о государственной регистрации в трехдневный срок предпринимателю не было выслано. Получено свидетельство лично предпринимателем только 02.03.99, и в тот же день им подано заявление в налоговую инспекцию о постановке на учет в качестве налогоплательщика. Суд пришел к выводу, что в данном случае вина налогоплательщика в пропуске срока для постановки на учет в налоговом органе отсутствует. Это по ст. 109 НК является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.<BR>Таким образом, на учет в Инспекцию МНС РФ и во внебюджетные фонды необходимо вставать в установленные сроки. Но если эти сроки пропущены, то при судебном разбирательстве необходимо постараться доказать наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, исключающих ответственность.(О.Ш.)