00:0014 февраля 200000:00
1183просмотров
00:0014 февраля 2000
Марка Absolut многие годы служит символом безоговорочного успеха. Но, оказывается, еще совсем недавно этой водкой вообще никто не хотел торговать.
<BR><BR>Марка Absolut многие годы служит символом безоговорочного успеха. Но, оказывается, еще совсем недавно этой водкой вообще никто не хотел торговать.<BR>На каждой бутылке водки Absolut присутствует портрет степенного бородача Ларса Олссона Смита и надпись - "выпускается с 1879 года".<BR>Но в биографии Absolut не все так просто. Вторым полноправным днем рождения Absolut Vodka может считаться год 1979. Не менее, а, может быть, более важную роль в судьбе знаменитой торговой марки сыграл тезка Ларса Олссона Смита - Ларс Линдмарк.<BR><BR><B>Предания старины глубокой</B><BR>Согласно данным шведских архивов, Ларс Олссон Смит был вундеркиндом от бизнеса. Он занимался предпринимательством уже в 10-летнем возрасте.<BR>В 14 лет, когда среднестатистический тинэйджер только собирается приступить к размышлениям о будущем, Ларс контролировал треть (!!!) всей водочной промышленности Швеции.<BR>Если в начале своей карьеры Ларс импортировал водку из России, то в 1869 году он построил завод на острове Реймерсхольм близ Стокгольма. <BR>Ровно через 10 лет шведский бизнесмен совершил шаг, навсегда обессмертивший его имя: его завод начинает выпуск водки Absolut Rent Branvin ("Абсолютно Чистая Водка").<BR>Непонятное Branvin в дословном переводе означает "жженое вино" - так еще с XV века в Швеции именовали напиток, полученный в процессе дистилляции или перегонки.<BR>Бутылка Absolut в те годы внешне ничем не напоминала Absolut конца XX века, но сама водка, видимо, пришлась шведским потребителям по вкусу. В этот момент Ларс решает объявить торговую войну... столице Швеции.<BR>Водочный король не желал мириться с существовавшей в те годы в Стокгольме монополией на торговлю спиртным, препятствовавшей развитию его бизнеса.<BR>И вместо того чтобы получить лицензию на продажу своей водки в главном городе Швеции, Ларс открыл магазин на острове Реймерсхольм рядом со своим заводом.<BR>Таким образом, Ларс не нарушал строгую монополию: торговая точка находилась вне границ города. Но для того чтобы привлечь потребителей на остров, Ларс Олссон Смит объявляет, что все покупатели его магазина будут бесплатно доставляться паромом на остров и обратно.<BR>Добропорядочные жители Стокгольма заглотили маркетинговую наживку - объемы реализации водки резко пошли в гору.<BR>Водочные монополисты не слишком приветствовали успех создателя Absolut: во время водочно-военных действий на территории тихой мирной Швеции применялись не только экономические методы, но и ординарное огнестрельное оружие...<BR>Ларс Олссон Смит выжил в торговой войне, в конце XIX века он даже начал экспортировать водку и сделался одним из самых богатых людей в Швеции, но потом потерял абсолютно все.<BR>Затем он несколько раз восстанавливал капитал и разорялся вновь.<BR>История жизни водочного короля Ларса Олссона Смита имеет печальный конец: перед смертью у него не было ничего, кроме долгов.<BR><BR><B>Все как в аптеке</B><BR>Об "абсолютной" водке забыли на несколько десятилетий.<BR>Но в конце 1970-х шведская корпорация Vin&Spirits AB, которую только что возглавил новый президент - Ларс Линдмарк, решила выйти на американский рынок. США являли собой весьма лакомый алкогольный кусок - 60% всей водки, производимой в западном мире, выпивалось именно там. Маркетинговые исследования показывали, что помешанные на борьбе с бактериями и калориями американцы считают "белые" алкогольные напитки более чистыми, а значит, более безопасными для здоровья.<BR>Подобную марку и решил создать Ларс Линдмарк.<BR>Правда, об Absolut шведы вспомнили далеко не сразу. В начале V&S задумала торговать "Водкой шведских блондинов" (на этикетке в этом случае должны были появиться занимающиеся разбоем викинги), а затем - "Водкой царского двора".<BR>Вариантов упаковки тоже было немало: водку собирались разливать в черные непрозрачные бутылки с королевскими гербами, карманные фляги, бутылки в бумажном пакете и т.д. и т.п.<BR>Все это не устраивало Ларса Линдмарка.<BR>Как оказалось, решающую роль в судьбе Absolut сыграла наблюдательность менеджера по рекламе Гуннара Бромана.<BR>Прогуливаясь по чистеньким столичным улочкам (кстати, история умалчивает, делал он это в рабочее время или в часы досуга), Гуннар остановился у витрины антикварного магазина и узрел за стеклом... старинную шведскую аптечную бутыль.<BR>Рекламист понял: это то, что надо. Бутылка была нестандартной, а главное - очень шведской. Некогда, в XVI-XVII веках, водку продавали в аптеках как средство от всех болезней, в том числе от несварения желудка и чумы.<BR><BR>Буква "е"<BR>Как ни странно, ничуть не меньше усилий V&S затратила для того, чтобы определиться с окончательным вариантом названия водки.<BR>Шведы посчитали, что классическое словосочетание Absolut Rent Branvin для американцев будет слишком непонятным. Тогда название, придуманное первым "абсолютным" человеком, Ларсом Олссоном Смитом, заменили на Absolute Pure Vodka.<BR>Новшество оказалось не слишком удачным: юридическая экспертиза показала, что первые два слова - Absolute ("абсолютный") и Pure ("чистый") не могут быть запатентованы. В ответ на это V&S вновь убирает последнюю букву "е". Отныне на прозрачных бутылках крупными синими буквами начертано Absolut Vodka.<BR><BR><B>Абсолютная реклама</B><BR>Абсолютно доподлинно известно: успех шведской водки не состоялся бы без рекламной кампании - одной из самых успешных в истории бизнеса.<BR>Концепция рекламы Absolut родилась у сотрудника агентства TBWA Джефа Хейза, когда он мылся в ванне.<BR>С тех пор вся реклама водки строится по единому принципу: изображение бутылки соседствует с надписью, состоящей из двух или трех слов, первое из которых всегда Absolut.<BR>Впоследствии ассоциативные границы несколько расширились и о контурах аптечной бутыли с плакатов стали напоминать очертания стола для игры в рулетку, огромной ванны, установленной на зеленой лужайке, длинноногой модели в серебристом мини-платьице и т.д. и т.п. Absolut Vodka стала музой для сотен модельеров, скульпторов, садоводов и художников.<BR>Первым воплотил образ бутылки на бумажном "холсте" Энди Уорхол...<BR>Этим Absolut не ограничился.<BR>К примеру, на севере Швеции появилась "абсолютная" гостиница, построенная... изо льда. В баре этого отеля установлена 5-метровая бутыль Absolut из того же материала. Говорят, что в ледяном доме особо любят останавливаться молодожены.<BR><BR><B>Коммивояжер решает все</B><BR>Впрочем, вначале судьба шведской торговой марки была вовсе не безоблачной.<BR>После того как в 1979 году Absolut Vodka появилась на американском рынке, ею никто не хотел торговать.<BR>В конце концов шведским производителям удалось заключить контракт с фирмой, в штате которой был всего один коммивояжер.<BR>За первый год на рынке США было продано лишь 90.000 литров Absolut Vodka. Но уже через 6 лет, то есть с 1985 года, Absolut вошел в сотню наиболее популярных напитков в мире, а с 1994 года - обосновался в десятке.