Нефтяные гиганты подомнут под себя мелочь

Наступивший 2000 год обещает обострение борьбы за емкий рынок сбыта нефтепродуктов Петербурга и Ленобласти.

<BR><BR>Наступивший 2000 год обещает обострение борьбы за емкий рынок сбыта нефтепродуктов Петербурга и Ленобласти.<BR>Основные сражения произойдут между крупнейшими российскими и зарубежными нефтяными компаниями (НК), присутствующими на региональном рынке. "ЛУКОЙЛ" и "Тюменская нефтяная компания" объявили о программе франчайзинга и активно ищут участников, в том числе среди операторов розничного рынка нефтепродуктов города и области. Компания "ЛУКОЙЛ" также объявила о намерении купить и построить некоторое количество АЗС. Постоянно расширяют свое присутствие на рынке города и области иностранные компании Neste и Shell. Правда, ООО "Шелл АЗС" вместо обещанных 25 АЗС построило всего пять. В 2000 году компания планирует построить от одной до трех АЗС. Рассматривает возможность выхода на рынок Петербурга норвежская компания Statoil. <BR><BR><B>Монополии</B><BR>Основной узел противоречий на рынке нефтепродуктов Петербурга и Ленобласти складывался вокруг переработки давальческой нефти на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) "КИНЕФ" в НК "Сургутнефтегаз" и оптовых закупок нефтепродуктов у этого переработчика. Большая часть потребляемого городом и областью топлива производится на "КИНЕФе".<BR>Основные поставки осуществляются через фирму "Кинэкс", но не все. Напрямую по заводским ценам поставляется топливо по договорам с администрацией города и области. В этих поставках главным получателем является "Петербургская топливная компания" (ПТК), которая выигрывает все основные городские тендеры. По единодушному мнению основных игроков топливного рынка, условия тендеров подбираются под ПТК. <BR>В Смольном решили, что ПТК должна быть монопольным посредником между нефтяниками и остальными операторами топливного рынка города. Всего их 69, и примерно четыре-шесть работали с топливом по договорам администрации. В месяц необходимо примерно 100-120 тыс. тонн бензина и дизтоплива для городских нужд. "Сургутнефтегаз" обязался поставлять 50-60 тыс. тонн, а "ЛУКОЙЛ" - 50 тыс. тонн моторного топлива (5 тыс. тонн - для своих АЗС). По договору с Рязанским нефтеперерабатывающим заводом ("Тюменская нефтяная компания") город получит еще 10-12 тыс. тонн топлива. Около 90% этих поставок будет проходить через ПТК.<BR><BR><B>Строительство продолжится</B><BR>В Петербурге на одну АЗС приходится примерно 4500 единиц автотранспорта. Согласно мировой практике, это слишком много, и, следовательно, заправок не хватает. В последнее время доходы от эксплуатации АЗС несколько сократились. Это сдерживает рост новых станций. Однако в результате увеличения транспортного потока, особенно транзитного, сеть АЗС города и области расширяется.<BR>В 1998 году было построено или реконструировано порядка 38 АЗС. В этом году будет введено в строй примерно столько же. Количество АЗС в Петербурге - около 280. Они принадлежат примерно 60 юридическим и физическим лицам. Крупнейшие из них: ПТК, которая имеет порядка 60 АЗС; Балтийская финансово-промышленная группа (БФПГ) - только в Петербурге 40 АЗС; Neste St. Petersburg - 22 АЗС; "Фаэтон" - 22 АЗС. От 15 до 30 АЗС имеют компании "Восход", "Линос", "Русланд".<BR>Крупные компании контролируют лишь 20% бензинового рынка. Поэтому с одобрения Минтопэнерго нефтяные корпорации навязывают мелким владельцам АЗС жесткие договоры франчайзинга. Заправка стабильно получает топливо, но по ценам, установленным НК. <BR>В последнее время уменьшилась рентабельность компаний, эксплуатирующих АЗС, особенно небольших, владеющих одной или несколькими АЗС. С начала бензинового кризиса в апреле 1999 года с рынка вытеснены две мелкие компании, 10-12 фирм - в критическом положении. Им предстоит продавать АЗС либо перейти под контроль крупных операторов. <BR>Из-за решения администрации о замене контейнерных АЗС на стационарные основная их масса поменяет владельцев, так как на переоборудование необходимо несколько сотен тысяч долларов. Сейчас в городе осталось 119 контейнерных временных заправок, которые в течение 2000 года должны быть переоборудованы в стационарные или демонтированы.