00:0026 апреля 199900:00
16просмотров
00:0026 апреля 1999
В конце отчетного года перед большинством петербургских компаний встает проблема - как утаить прибыль и снизить налогооблагаемую базу. Абсолютно противоположные проблемы могут возникнуть, а порой и возникают у банков. Им иногда выгоднее приписать несущест
<BR><BR>В конце отчетного года перед большинством петербургских компаний встает проблема - как утаить прибыль и снизить налогооблагаемую базу. Абсолютно противоположные проблемы могут возникнуть, а порой и возникают у банков. Им иногда выгоднее приписать несуществующую прибыль, чтобы подтвердить имидж надежного и прибыльного банка. <BR>Для этого существует множество способов. Специалисты указывают на три типичных и общепринятых.<BR><BR>Любовь к "дочкам"<BR>У каждого банка существуют дочерние компании. Зачастую это прибыльные предприятия, перед которыми стоит проблема снижения налогооблагаемой базы. В канун наступления отчетной даты банк продает своему дочернему предприятию любой свой актив (вексель, выдает кредит) по цене заведомо выше рыночной и записывает полученные суммы себе в прибыль. Дочернее предприятие, покупая активы банка по завышенной цене, заполняет в балансе графу "убытки". <BR>Таким образом, с одной стороны, банк показывает прибыль, с другой - дочернее предприятие снижает свою налогооблагаемую базу.<BR><BR>"Пирамида"<BR>Этот способ позволяет на определенное время забыть необязательных заемщиков (способ применяется только к фирмам, имеющим крепкие связи с банком, к дочерним фирмам, к учредителям банка и т.д.)<BR>Схема проста и похожа на пирамиду "Мавроди-ГКО": на погашение кредита или процентов по нему выдается еще один кредит, но под большие проценты. Таким образом, возвращается ранее выданный кредит и проценты по нему. Можно продолжать почти до бесконечности.<BR><BR><B>Убить двух зайцев</B><BR>Третьим способом действительно можно убить двух зайцев - получить прибыль и в то же время избавиться на отчетное время от ненужных ценных бумаг.<BR>В соответствии с Письмом Центрального Банка РФ "О создании резервов под обесценивание ценных бумаг", при формировании портфеля акций банк для подстраховки обязан создать резервный фонд. Для бумаг, не котирующихся на рынке, отчисления в него составляют 50% от их стоимости, для котируемых - разницу между балансовой и рыночной ценой. Сумма для любого банка приличная: ведь вложения в акции и в другие ценные бумаги (до кризиса) были вторыми по значимости из источников доходов банка. Необходимо отметить, что это правило распространяется только на банки: простым предприятиям создавать резервы под обесценивание ценных бумаг не обязательно. Вот здесь и заложен выигрыш. Банк продает своей компании определенный пакет акций (например, неликвидных) и освобождает таким образом средства, вложенные в резерв под обесценивание ценных бумаг. В том случае, если у "дочки" на это нет денег, выдается кредит под залог тех же акций. Параллельно убивается "второй заяц" - расчищается портфель акций под предлогом избавления от неликвидных вложений. Если акции вдруг понадобятся, выкупить их обратно не составит большого труда.<BR><BR><B>Мы не обманываем</B><BR>Большинство опрошенных "ДП" банкиров уклонилось от комментариев по поводу резонов и способов завышения прибыли. Редакции удалось найти лишь одного финансиста, который согласился прокомментировать приведенные выше способы. Заместитель директора Рускобанка Кирилл Бабич сказал: "Все вышеперечисленные способы существуют, и все они вполне законны. Наш банк не практикует их использование. Липовая прибыль - обман клиентов и акционеров банка".