Аренда побеждает куплю-продажу

Арендаторы коммерческой недвижимости в Петербурге предпочитают оставаться в этом статусе. Желающих выступить в роли покупателей и продавцов становится все меньше. По-прежнему предмет вожделений - центр города.

<BR><BR>Арендаторы коммерческой недвижимости в Петербурге предпочитают оставаться в этом статусе. Желающих выступить в роли покупателей и продавцов становится все меньше. По-прежнему предмет вожделений - центр города.<BR>По информации Делового коммерческого центра "ПартнерЪ", продавцов на рынке коммерческих объектов мало, поскольку основное распределение недвижимости завершилось вместе с процессом приватизации. Продавцами становятся сегодня те компании и фирмы, которые предпочитают сиюминутные "живые" деньги растянутым во времени арендным платежам. По данным агентства недвижимости "Бекар", из 10 поступающих в фирму заявок 6-7 приходятся на аренду.<BR>Как ни странно, перекоса в сторону спроса не наблюдается. Клиенты предпочитают аренду сделке купли-продажи. Тем не менее стоит на рынке появиться хорошему (с точки зрения доходности) объекту, на него объявляется множество желающих. <BR><BR><B>Московская тема</B><BR>По итогам прошлогоднего опроса риэлтерских фирм "ДП" удалось выяснить, что доля московских заказов на приобретение и аренду коммерческих объектов составляет 5-55% от заявок. Ситуация в нынешнем году остается прежней.<BR>По мнению директора "Партнера" Александра Ядревского, московские клиенты очень хороши, поскольку всегда имеют четкие представления о том, что, где, на каких условиях и в какие сроки они желают получить. При этом москвичи прекрасно ориентируются в ценах на коммерческую недвижимость в Петербурге. В частности, аренда выгодно расположенных торговых помещений в Москве дороже примерно на 20%, чем в Петербурге.<BR>В отличие от московских клиентов, петербуржцы неторопливы и раздумчивы. Поэтому лакомые объекты могут уйти у них из-под носа - в руки тех же москвичей.<BR><BR><B>Офисы нужны всем</B><BR>При аренде недвижимости под офисные помещения предпочтение отдается специализированным бизнес-центрам. Однако увеличение количества бизнес-центров грозит риэлтерам потерей ломтя масла на куске хлеба - эти арендодатели намерены обходиться без посредников. Дела в бизнес-центрах тем временем идут далеко не блестяще. По данным "Партнера", большинство из них заполнены примерно на 40%. Причина этого - расчет на приток иностранных клиентов, которые засобирались было ехать в Петербург в 1995-1996 годах, когда задумывалось большинство проектов бизнес-центров, завершающихся сегодня. Собирались многие - приехали не все.<BR>Есть некоторый интерес к бывшим квартирам, переведенным в нежилой фонд, но большинство клиентов предпочитают исконно офисные помещения - отчего-то они не любят соседей по подъезду. Тем не менее нередки обращения в риэлтерские фирмы от жильцов-добровольцев, предлагающих свои квартиры под офисы.<BR>Встречаются "комбинированные" заявки - приобретение или аренда офисных помещений вместе со складскими или производственными площадями.<BR>Средние цены на аренду офисных помещений в центре города колеблются от $300 до $800 за 1 м2. Дешевле найти не удается, дороже - можно. При этом цена спроса составляет $200-250 за 1 м2. <BR>По доступной цене вполне реально снять офис в одном из НИИ, которые вполне цивилизованно действуют через риэлтерские фирмы и предлагают цену аренды на уровне $150 за 1 м2 даже в районах станций метрополитена.<BR><BR><B>Торговые помещения</B><BR>Спрос на торговые помещения отличается завидной стабильностью. Основная причина этой стабильности - недостаток торговых помещений, особенно в центральной части Петербурга и в районах станций метрополитена, куда и стремятся торговцы.<BR>По данным "Партнера", цены предложений на торговые площади поднялись на 20-30%. Цены, считает Александр Ядревский, - на пределе рентабельности, поэтому вовсе не факт, что цены сделок будут соответствовать ценам предложений.<BR>Работать в центре получается далеко не у всех, поэтому создание новых торговых зон и универсальных торгово-развлекательных комплексов идет полным ходом по всем "спальным" районам Петербурга. И то сказать: жить в центре удается далеко не всем петербуржцам, которые посещают магазины.<BR><BR><B>Производственные помещения</B><BR>По данным центра "ПартнерЪ", сделки купли-продажи с производственной недвижимостью происходят довольно активно, но без участия риэлтерских фирм. Спрос на аренду меньше, зато большинство заявок проходит через агентства недвижимости.<BR>По наблюдениям агентства "Бекар", пользуются спросом производственные площади размером 100-500 м2, в то время как предлагаются в аренду гораздо большие помещения - до 1500 м2. Однако компромиссные решения находятся: большие производственные площади сдаются частями нескольким арендаторам. Если 1,5-2 года назад производственная недвижимость требовалась в основном предпринимателям, открывающим производство строительных материалов, то сегодня лидируют желающие организовать пищевое и фармацевтическое производство.<BR>Грядущее лето, считают в "Бекаре", пригасит активность спроса на производственные помещения. Однако в целом спрос на них растет. По приблизительным оценкам, - на 4-10%.<BR>Цена аренды производственных помещений, по данным "Бекара", очень редко превышает $5 за 1 м2. Средняя цена продажи производственных объектов, по данным "Партнера", - $200 за 1 м2.<BR><BR><B>Ценовые споры</B><BR>Коммерческие объекты по-прежнему подолгу стоят в листингах агентств. Причина - желание продавцов и арендодателей сорвать куш побольше. Потенциальные арендаторы и покупатели, в свою очередь, стремятся приобрести и арендовать недвижимость по разумной цене.<BR>По сведениям "Бекара", с арендодателями договориться о снижении платы нетрудно.<BR>Зато продавцы коммерческих объектов не любят уступать. Максимальная скидка, на которую они идут стиснув зубы, - $1000.