"Покойный бес" шалит на сцене ТЮЗа

Красная, жирная грязь - главный театральный символ спектакля "Покойный бес", поставленного в ТЮЗе Анатолием Праудиным к 200-летию со дня рождения Александра Пушкина по мотивам повестей Ивана Петровича Белкина.

<BR><BR>Красная, жирная грязь - главный театральный символ спектакля "Покойный бес", поставленного в ТЮЗе Анатолием Праудиным к 200-летию со дня рождения Александра Пушкина по мотивам повестей Ивана Петровича Белкина.<BR>Грязи в постановке - навалом.<BR>Ахматовская цитата о растущих из сора стихах не произносится, но подразумевается и получает сюжетное развитие. Если уж стихи растут из сора, то настоящая проза вырастает из хорошей грязи. На сцене льют холодную воду ведрами, мусорят, разводят слякоть и разбрасывают грязь, на которой актеры скользят и падают. Новые костюмы и ухоженные актерские лица нарочито и безжалостно пачкают по воле постановщика. В ажитации и некоторой гордости от собственной нечистоты герои носятся перед зрителем, тут же на сцене утираются и умываются. Правда, не все - некоторые актеры остаются выпачканными до конца спектакля.<BR><BR><B>Чувство - ничто, грязь - все</B><BR>Действие спектакля разворачивается на фоне не то выгребной ямы, не то поганого болота, из которого поочередно вылезают герои, бесы, покойники и сенные девушки, явленные воображением Ивана Петровича Белкина и автора пьесы Натальи Скороход. <BR>Параллельно разыгрывается несколько знакомых сюжетов. Они "бегут все вместе, перескакивая друг другу дорогу, мешаясь и торопясь, как мешаются жизнь и фантазия в голове бедного сочинителя".<BR>Бесспорны и зримы в спектакле грязь и мусор. Чувства героев, актерская искренность и художественная правда - эфемерны. Их легко не заметить, особенно если не верить в благие намерения постановщика, а искать повсюду дорогу в ад.<BR>Анатолия Праудина не зря называют фокусником и акробатом, он жонглирует понятиями красоты и безобразия, балансирует между фарсом и трагедией, ухитряясь по уши завязнуть сразу в обоих взаимоисключающих жанрах.<BR><BR><B>Гармония детали</B><BR>В драматическом театре нет понятия "концертное исполнение". Кажется, это чисто оперное изобретение. Собираются вместе первоклассный дирижер, великолепный оркестр и знаменитые солисты, чтобы представить на филармонической сцене редко исполняемую оперу. Иногда концертное исполнение проходит в сценических костюмах. Но это еще не постановка.<BR>В современной драме "концертное исполнение" встречается достаточно часто, когда у режиссера нет собственных идей, которые необходимо довести до сознания публики.<BR>У Анатолия Праудина идей хватает. Действо, разворачиваемое в спектакле "Покойный бес", театрально и зрелищно, отталкивающе красиво и безобразно притягивающе. С первых шагов спектакля понятно, что постановка продумана до мелочей, трудна для восприятия и не собирается нравиться зрителю. Никаких "сделайте нам красиво". Спектакль о творческом процессе, в результате которого рождаются пушкинские повести, наверное, и не может получиться приятным во всех отношениях.<BR>Но, как всегда, важны детали и акценты, их равновесие или дисбаланс. А в них вкус постановщика зачастую расходится с устоявшимся вкусом критика и неоформленным вкусом школьника.<BR><BR><B>Штаны падают</B><BR>Во время дуэли между мрачным Сильвио и удачливым графом в спектакле Анатолия Праудина после выстрелов безымянного сиятельного повесы у Сильвио падают штаны. Оба раза. По первоисточнику первый раз граф прострелил у Сильвио красную шапку с золотой кистью и галуном (ту, что французы называют bonnet de police), пуля прошла на вершок ото лба, а во второй раз - попал в картину над головой Сильвио. Театру эти подробности показались несценичными.<BR>Наверно, на театре смешнее, когда от выстрела у героя сваливаются штаны. Предположение, что постановщик рассчитывает на хохот и гогот юного зрителя, слишком мелко. "Покупка" подростка - занятие не для настоящего мужчины. Другое дело - попытка найти с ним общий язык, пользуясь алогичным мышлением современного тинэйджера. Это задача, достойная не мальчика, но мужа от Театра юного зрителя.