Эрмитаж девальвирует современную моду

В блеске императорских мундиров, золоченых рам, свежеотлакированного паркета и медных инструментов военного оркестра прошло открытие в Николаевском зале Зимнего дворца выставки Франца Крюгера "Совершенно модный живописец".

<BR><BR>В блеске императорских мундиров, золоченых рам, свежеотлакированного паркета и медных инструментов военного оркестра прошло открытие в Николаевском зале Зимнего дворца выставки Франца Крюгера "Совершенно модный живописец".<BR>Звуки бравурного марша вызвали умиление не только у собравшихся зрителей, но и у тщательно выписанных российских правителей, великих князей, преуспевающих придворных, сытых коней, статных офицеров и солдат. Открывая выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что представленные картины, изображающие людей пушкинского круга и принадлежавшие императорской семье, возвращаются в родные стены.<BR>В экспозицию включено свыше 100 экспонатов: 70 живописных и графических работ самого Крюгера, литографии с его произведений, акварели дворцовых ин-терьеров, где в свое время находились картины придворного живописца. Любимому художнику русского императора Николая I заказывали портреты придворных щеголей и государственных деятелей, жанровые сцены из дворцовой жизни и картины трудовых будней государевых полков. Для Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце художник написал конные портреты Николая I и Фридриха-Вильгельма III.<BR>Эрмитаж, Русский музей, музеи-заповедники "Цар-ское Село" и "Павловск" совместно с Национальной галереей и Кабинетом гравюр Берлина с исчерпывающей полнотой представили целую эпоху отечественной истории. Точнее - ее военную эстетику.<BR><BR><B>Совершенно модные</B><BR>Уже самим названием выставки "Совершенно модный живописец" Эрмитаж задал несколько полемический тон артистическому событию. Выставка - своеобразный вызов современному общественному вкусу, сформулированному искусствоведами, которым нравится совсем другая живопись.<BR>В крюгеровском гиперреализме обнаруживается, по выражению Михаила Пиотровского, "немало созвучного как общим принципам мирового искусства, так и настроениям нашего времени, уставшего от нарочитого искажения форм как главного приема выражения художественной идеи". Не принимая видимого участия в современном художественном процессе, не торгуя авторитетом музея для поддержания того или иного случайного сегодняшнего имени, как это делает Русский музей, Эрмитаж четко выразил свое отношение к нынешним модным авторам. Их с легкостью забывают на столетия, но могут потом и выставить на обозрение - не как бесспорное художественное явление, а как исторический факт.<BR><BR><B>Россия - Германия</B><BR>Выставка, подготовленная при участии министерства иностранных дел Германии, демонстрирует много точек соприкосновения между нашими странами.<BR>Символична судьба картины "Парад в Берлине". Полотно было написано по заказу Николая I, находилось в Петербурге, было подарено Николаем II императору Вильгельму I, после второй мировой войны в составе трофейных ценностей картина приезжает в СССР, затем в 50-е годы возвращается в ГДР. И еще раз путешествует - на временную выставку в Эрмитаж.<BR>Другая картина, принадлежащая заповеднику "Царское Село", - "Николай I со свитой" - не выставлялась с 1945 года.<BR>Экспозицию формально приурочили к 200-летию со дня рождения немецкого художника. Хотя на историче-ской родине к Францу Крюгеру относятся гораздо спокойнее: самостоятельной парадной выставки к юбилею не проводят и эрмитажную не приглашают.