У женского бизнеса приятное лицо и умная голова

Первый, как говорится, весенний праздник заставляет еще раз вспомнить, что человечество поделено на две неравные половины. Главное жизненное предназначение одной - зарабатывать деньги, делать карьеру, заниматься творчеством - словом, социально утверждатьс

<BR><BR>Первый, как говорится, весенний праздник заставляет еще раз вспомнить, что человечество поделено на две неравные половины. Главное жизненное предназначение одной - зарабатывать деньги, делать карьеру, заниматься творчеством - словом, социально утверждаться. Другая половина народонаселения вроде бы обречена решать локальные проблемы, связанные по преимуществу с домом, семьей. Судя по растущему количеству женщин, преуспевающих в бизнесе, деление это весьма условно. Среди преимуществ, которые приобретает деловая женщина, - самостоятельность, постоянная смена впечатлений, возможности развития и, наконец, материальный достаток, независимость ("Я на многое заработала себе сама"), уважение окружающих. С чем приходится распрощаться, ступая на эту стезю? С неуверенностью в себе, домашней рутиной и ежевечерним просмотром "Санта-Барбары". Самой большой жертвой может стать лишенная заботы и внимания семья. Вопросы типа "Стоит ли семья карьеры" не обсуждаются: у деловой женщины обычно в порядке и то и другое. Тем более что многие приходят в бизнес вслед за мужьями и своим ненавязчивым участием двигают семейное дело к новым рубежам. Представительницы прекрасного пола часто стоят во главе агентств недвижимости и турфирм. Женщин-руководителей много в банковской сфере, в торговле (как оптовой, так и розничной), в сервисных отраслях. Бросается в глаза приток в бизнес женщин с академическим образованием и учеными степенями. Филологи и историки успешно торгуют сантехникой и стройматериалами, кандидаты физико-математических наук занимаются оптимизацией налогообложения. Считается, что женщина склонна к решению локальных, тактических задач, в то время как мужскому уму больше подвластны задачи стратегические. Для "женского" стиля в управлении характерны мягкость, эмоциональность и стремление вникать в личностные проблемы. Кроме того, у прекрасного пола больше методов воздействия на сотрудников или партнеров. Мораторий на применение таких видов оружия массового поражения, как стильная обувь, красивая одежда, хороший парфюм и т.п., никто не вводил. Однако уважающая себя бизнес-леди знает, что задавать серьезный вопрос хорошо за секунду до того, как собеседник перестанет рассматривать ее ноги или драгоценности. Так или иначе, успех определяется интеллектом и трудолюбием. <BR>Алисон Принг, консул по коммерческим вопросам и печати Генконсульства Великобритании, провела в России 2 года. К этому времени она успела поработать в британских дипломатических представительствах в Западной Африке, Бельгии, Венесуэле. В Петербурге ей встречалось не много женщин, занимающих высокие посты в бизнесе или политике, хотя равноправие провозглашается на всех уровнях. Другое дело, что с обратной стороны этих лозунгов - тяжелый труд. <BR>"В Латинской Америке, которая считается территорией мужского шовинизма, женщин-руководителей гораздо больше, - удивляется Алисон Принг. - Что уж говорить о Великобритании, где равные возможности закреплены не только законами, но и традициями. У нас есть Королева, Маргарет Тэтчер долгое время была премьер-министром страны, - это своего рода символы равноправия. Молодые женщины стараются совмещать работу и семью еще и по финансовым причинам. В министерстве иностранных дел у меня никогда не возникало проблем из-за того, что я женщина".<BR><BR>Лина Перлова, генеральный директор студии "bulthaup- Санкт-Петербург", утверждает, что 2 года в бизнесе изменили ее и внешне, и внутренне: "Стиль мебели bulthaup заставляет отбросить все лишнее. Я влюбилась в него сразу, а затем избавилась от многих отрицательных черт характера, сменила манеру общения, гардероб, стала другим человеком. Старые знакомые меня не узнают. А итальянский дизайнер Саббатини, с которым меня познакомили на кельнском мебельном салоне, сказал: "Я сразу понял, что вы продаете bulthaup". <BR>В высшем эшелоне итальянских или немецких мебельных компаний женские лица практически не встречаются. В этом как правило семейном бизнесе жены играют роли второго плана, они - ближайшие помощники, советчики.<BR>"Я до сих пор не умею по-настоящему управлять, - говорит Лина Перлова. - Возможно, именно непрофессиональный менеджмент помогает нам в сложных ситуациях". <BR>В бизнес Лина Перлова, по образованию - математик и музыкант, пришла случайно: "Выросли дети, в доме стало пусто. Может быть, надо было заводить больше детей..." <BR><BR>В ведении дел женщине помогают обаяние, педантизм, гибкость, исполнительность, - считает Виолетта Тверитина, менеджер международного частного клуба "Большая Морская". - Мешает - невозможность решать многие "мужские" вопросы в бане".<BR>Для раскрутки собственного предприятия необходимы стартовый капитал, наработанные связи и опыт, наконец, специальное образование. "Если отмести вариант женщины-ширмы, которым нередко пользуются мужчины, то реально работающих в бизнесе леди не так уж много, - продолжает она. - Кому-то этот самый бизнес преподносится в подарок вместо норкового манто и автомобиля (или же вместе с ними). Среди таких особ, правда, попадаются и толковые представительницы прекрасного пола. В сфере управления, среди наемных менеджеров, женщин уже гораздо больше. Но здесь и риска меньше". <BR>"Мне пришлось как-то столкнуться с "женским" стилем руководства, - вспоминает Виолетта Тверитина. - Хуже не придумаешь. Капризы, перепады настроения, поиски козлов отпущения, любимчики. Она умела тратить, но была не в состоянии зарабатывать. Акцент на детали - и неумение видеть картину в целом. Личные амбиции превалировали над интересами дела. Хотя мне кажется, что подобный стиль встречается и в мужском варианте". <BR><BR>Генеральный директор переводческой фирмы "ЭГО Транслейтинг" Наталья Молчанова реализовала свое давнишнее желание работать в сфере услуг. "В начале 90-х мы начинали с обучения иностранным языкам. Это направление работы плавно переросло в переводческую деятельность, которая потом стала основной", - рассказывает Наталья Молчанова.<BR>Она абсолютно уверена, что существует особый, "женский" стиль управления.<BR>"Женщина более эмоциональна. Она старается быть более осторожной и, прежде чем принять какое-то окончательное решение, рассматривает все возможные варианты. Женское решение всегда более взвешенно", - полагает Наталья Молчанова. <BR>"В отношении персонала женщина-менеджер чаще всего ведет себя, как мать. Из-за своей эмоциональности женщина старается застраховаться от неверных решений, когда решается вопрос о санкциях к сотрудникам", - говорит Наталья Молчанова.<BR>По ее мнению, женский бизнес развивается медленнее, нежели мужской. "Хотя иногда вопросы решаются легче - слабому полу трудно отказать", - улыбается она. "Посвящая себя бизнесу, женщина что-то теряет, что-то находит. Главное - не перечить законам природы, - уверена Наталья Молчанова. - Женщина-бизнесмен должна давать себе труд не забывать о том, что она женщина".<BR><BR>Ольга Грибанова, коммерческий директор Петербургского отделения Elixir group, до сих пор помнит первого уволенного ею сотрудника: "Нелегко увольнять человека, зная, что хорошее место работы найти непросто. Однако для молодого человека это событие послужило мощным толчком к переоценке своих способностей и возможностей, и сейчас его карьера складывается удачно. Непопулярные решения всегда даются с трудом, и очень важно, чтобы эмоции не взяли верх при решении проблемных ситуаций".<BR>По мнению Ольги Грибановой, женщина-руководитель уделяет гораздо больше внимания работе с персоналом, чем это делал бы на ее месте мужчина. Женская психология позволяет более тонко почувствовать настроения коллектива, найти индивидуальный подход к сотруднику, показать значимость работы каждого члена команды. <BR>"Я подбирала команду "под себя", - признается Ольга Грибанова. - В нее входят люди, с которыми мне легко и комфортно, в то же время на первом месте у нас профессионализм сотрудника, его деловые качества".<BR><BR>Яне чувствую себя слабым полом", - говорит Ольга Безгачева. Три года назад она стала председателем правления ОАО "КБ "Петро-Аэро-Банк". - Так сложилось, в банке с самого начала руководили женщины. Мы с нуля ставили работу. В 1997 году банк получил разрешение на работу с населением и валютную лицензию". <BR>Тот факт, что в банковской сфере занято много женщин, Ольга Безгачева считает закономерным: "До перестройки работа в банке была непрестижной. Что такое зарплата 80-90 рублей? Сейчас отношение меняется". Специальность "финансы и кредит", полученная в Финансово-экономическом институте, не сразу привела Ольгу Безгачеву в банк - она работала экономистом в системе судостроительной промышленности, защитила кандидатскую диссертацию, была лектором обкома партии, преподавала. <BR>"Во времена педагогической деятельности у меня была лекция "Стиль работы руководителя", но я не понимала до конца всей важности проблемы, - рассказывает она. - В банке работает сейчас больше 50 человек, складывается коллектив, вырабатывается новое отношение к работе. Но приходится расставаться с теми, кому трудно найти себя в коммерческой структуре в условиях рынка. У нас небольшой банк, и от каждого сотрудника требуются добросовестное отношение к своему делу и инициатива".<BR>Ради дела приходится чем-то жертвовать. "Я испытываю недостаток общения с ребенком", - признается Ольга Безгачева. <BR>Кроме того, руководящий пост влияет на характер и на отношение к тебе окружающих. "Бывают ситуации, когда лучше не афишировать ни свою должность, ни ученую степень", - полагает Ольга Безгачева. <BR><BR>Наталья Григорьева, заместитель директора системы ресторанов Grillmaster, считает, что кроме материальной стороны, в которой business-woman, безусловно, выигрывает, важна и моральная: "Любимая работа делает жизнь счастливой. Мне нравится профессиональный успех, нравится добиваться своих целей". Сеть Grillmaster, существующая с 1994 года и насчитывающая 9 ресторанов в Петербурге и провинциальных российских городах, - детище супругов Григорьевых. "Мы с мужем работаем вместе с институтских времен и прекрасно дополняем друг друга", - считает заместитель директора. <BR>"Я родилась организатором, для меня не проблема - организовать людей, - рассказывает она. - Мне кажется, управлению сложно научиться; кому-то это дано, кому-то нет".<BR>Женщины, занимающие высокие позиции в бизнесе, вынуждены большую часть жизни посвящать своему делу. "Остается мало времени на дом, на детей", - говорит Наталья Григорьева.