Автор фото: Oleg Elkov/Shutterstock/FOTODOM

Петербургский бизнес опасается, что запрет для мигрантов на работу по трудовым патентам могут расширить на индустрию красоты и сферу общепита. Эксперты прогнозируют, что не все предприятия выживут в новых условиях, но признают необходимость легализации.

В Петербурге 2026 год начался с массовых проверок иностранных граждан на предмет законности их пребывания в России и права на работу. В ходе рейдов, состоявшихся в Апраксином дворе и на Калининской овощебазе, документы были проверены у сотен человек. Для некоторых это закончилось административными протоколами. Новые профилактические мероприятия, скорее всего, состоятся и в ближайшие дни.

Запретный список

Всё это укладывается в логику планомерного ужесточения миграционной политики. Одной из наиболее ярких иллюстраций этого процесса стало расширение списка сфер деятельности, в которых мигрантам запрещено работать по трудовым патентам. В некоторых субъектах РФ перечень таких ОКВЭД уже перевалил за сотню.
Санкт–Петербург и Ленинградская область присоединились к этому марафону позднее многих и пока что обходятся без крайностей. Тем не менее запреты на работу мигрантов в такси и сервисах доставки после долгих обсуждений в городе были всё же введены и наделали немало шума, а также, по некоторым данным, повлияли на рост цен.
Как стало известно "Деловому Петербургу", в нынешнем году власти города не намерены расширять список профессий, в которых запрещено работать мигрантам без патентов. На данный момент этот вопрос не обсуждается. Однако не исключено, что после эксперимента, продлённого на 2026 год, к таксистам и курьерам добавятся работники других отраслей.
В частности, источники "ДП" считают, что к ограничениям стоит готовиться поварам и парикмахерам. От официальных комментариев чиновники воздерживаются. В администрации губернатора Александра Беглова на момент публикации материала на запрос не ответили.
Напомним, что поручение по контролю исполнения постановления главы города по проведению эксперимента было поручено вице–губернатору Владимиру Княгинину.

Дешёвые и выносливые

Декан факультета дополнительного профессионального образования Президентской академии в Санкт–Петербурге Наталья Горбатова считает, что, вероятно, речь идёт об инициативе Минтруда, согласно которой планируется ввести ограничение доли работающих в общепите иностранцев — не более 50%.
Найти замену повару-мигранту сложнее, чем курьеру или таксисту
Найти замену повару-мигранту сложнее, чем курьеру или таксисту
Автор: Мартьян Фролов
"Инициатива связана с рядом факторов, в том числе со значительным количеством нарушений санитарно–гигиенических норм, выявляемых в общепите. И, увы, часто источником таких проблем становятся мигранты, не имеющие достаточной квалификации для работы, иногда предъявляющие поддельные медицинские документы. Есть случаи, когда у принимаемых на стажировку работников–иностранцев выявляются серьёзные заболевания, например туберкулёз", — объясняет она.
Эксперт согласна, что сокращение численности иностранного персонала может повлечь обострение кадрового дефицита в сфере общественного питания. Однако драматических последствий для рынка, по мнению Горбатовой, ожидать не стоит.
"Службы курьерской доставки заменили иностранцев на студентов. Предприятия не закрылись и не разорились", — подчёркивает она.
Основатель и руководитель компании Gastro Norma Данил Герасимиди замечает, что сейчас дефицит сотрудников в общепите не так ярко выражен, как, например, полгода назад. Так что вряд ли ограничения для работы мигрантов могут стать причиной для закрытия большой доли ресторанов или кафе. На их работу куда существеннее влияют такие факторы, как рост себестоимости продукции, ставок аренды и фонда оплаты труда.
"Работа мигрантов востребована на вспомогательных позициях в заведениях: это уборщики, помощники поваров. На младших линейных позициях может работать до 70% мигрантов", — акцентирует внимание на этом вопросе Герасимиди.
Есть и те, кто оценивает ситуацию более критично.
"Если запрет мигрантов коснётся общепита, для индустрии это будет крах. Мигранты более выносливы как повара, поэтому они часто занимают эту должность. К тому же на рынке нет столько поваров с российским гражданством, чтобы закрыть потребности рынка. Мигранты готовы работать в графике 5/1 или 6/1 за 120 тыс. рублей. Россияне такую сумму захотят за график 2/2. Надеюсь, что государство примет разумную позицию в этом отношении", — заявил "ДП" управляющий партнёр доставки "Томята" Анар Марданов.

Эконом не выдержит

Представители индустрии красоты слухами обеспокоены куда больше, так как возможность привлечения иностранной рабочей силы для них буквально вопрос выживания.
"Кадровый дефицит в бьюти и общепите — системный и многолетний. Мигранты закрывают вакансии, на которые россияне либо не идут, либо там не задерживаются. В салонах красоты мигранты работают мастерами, техническим персоналом. Их доля не критична в премиум–сегменте, но без них экономсегмент просто не сможет функционировать", — рассказала руководитель Ассоциации предприятий индустрии красоты Лялья Садыкова.
По её мнению, запреты на работу мигрантов не решают проблему с кадрами, не повышают качество сервиса, не увеличивают налоговые поступления. При этом гарантированы закрытия предприятий, рост цен, уход части рынка в тень.
Основательница сети маникюра 4hands, владелица сетей Nails Up и фитнес–студий NUGA Татьяна Шутова сообщила, что в её компании мигранты занимают исключительно должности мастеров ногтевого сервиса.
"В 2025 году в среднем в каждой нашей студии работали один–два мигранта, что значительно меньше по сравнению с 2024 годом. Это связано с появлением на рынке большого количества наших соотечественников. Опасения, касающиеся запрета мигрантов в бьюти–сфере, есть, но с каждым годом популярность профессии мастера ногтевого сервиса растёт, и мы рассчитываем, что недостаток кадров на рынке будет незначительным", — поделилась она.

Закон суров, но это закон

Опрошенные "ДП" эксперты обращают внимание, что на рынке такси и доставки так и не произошло коллапса, который накануне введения ограничений прогнозировали многие.
"Задача подбора персонала действительно усложнилась, однако рынок достаточно быстро адаптировался. По мере изменения условий труда и уровня оплаты часть вакансий была закрыта и численность сотрудников постепенно восстановилась. В результате ситуация в целом стабилизировалась", — комментирует основатель компании InnovaTransport, эксперт по транспортному консалтингу Алексей Смирнов.
Впрочем, совсем без последствий не обошлось. По оценке Ассоциации транспортно–логистических и почтово–курьерских компаний России (МАКС), в июле 2025 года, когда был введён запрет, в Северной столице трудились около 60 тыс. курьеров, из них 20% — мигранты с патентами.
"В условиях дефицита рабочих рук на рынке труда компании вынуждены существенно увеличивать расходы на привлечение, удержание, вознаграждения курьерам. У ведущих компаний издержки на привлечение, удержание курьеров увеличились на 100%, — говорит президент МАКС Александр Митюков. — Ограничение усилило кадровый дефицит, компании были вынуждены повышать выплаты курьерам. Размер вознаграждения уже вырос на 25–20%, и это не предел".
При этом эксперты отмечают, что проблема состоит не в ужесточении проверок бизнеса и конкретно мигрантов, ведь сам по себе контроль — это нормально и даже правильно. "Проблема возникает, когда рынок не успевает адаптироваться к новым правилам, а альтернативных трудовых ресурсов в нужном объёме просто нет. В итоге нагрузка ложится либо на бизнес, либо на клиента", — объясняют представители компании "Деловой партнёр".
По мнению генерального директора сервиса автоматизации работы с внештатным персоналом Qugo Елены Усачёвой, ужесточение требований знаменует переход к строгой легальности в соответствии с новой миграционной политикой РФ.
"Реформы не наносят бизнесу ощутимого ущерба. Пик нехватки персонала миновал, рынок перешёл к работодателю: сайты поиска работы фиксируют снижение количества вакансий при увеличении количества резюме. Значит, персонала достаточно и среди граждан РФ. А более строгие требования по соблюдению миграционной политики ко всему прочему дополнительно защищают внутренний рынок труда от конкуренции с мигрантами и безработицы. Бизнес получил чёткие правила работы без “шероховатостей”. Избежать последствий просто — соблюдать закон, как и всегда", — убеждена она.
Я не вижу предпосылок для дальнейших аналогичных ограничений. Хотя, очевидно, решения будут приниматься исходя из получаемых эффектов от текущей политики с учётом наблюдаемых рисков и проблем в других отраслях. Одна из заявленных причин запрета для работы мигрантов с патентами в Петербурге — повышение безопасности и качества услуг. В этом отношении массовый сегмент самозанятых контролировать сложно, и риски, особенно при взаимодействии с конечным потребителем, здесь повышены. В то же время, учитывая сохраняющийся кадровый дефицит, вопрос привлечения трудового ресурса мигрантов не теряет актуальности и работодатели по–прежнему заинтересованы их привлекать. Например, в прошлом году регионы обращались за повышением квот на иностранных работников в агросекторе для того, чтобы справиться с сезонной нагрузкой. Крупные работодатели продолжают активно привлекать и интегрировать мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Например, в торговле, строительстве, обрабатывающей промышленности. При этом в случае найма сотрудников в штат работодатели ответственно подходят к вопросу профессиональной, языковой и культурной адаптации, а также контроля за результатами труда.
Маргарита Патрушева
директор практики "Организация и персонал" "Рексофт Консалтинг"
Ограничения на привлечение мигрантов к трудовой деятельности в Петербурге действуют достаточно давно. Подобные меры вводятся и в других регионах России, причём в некоторых случаях они оказываются значительно более широкими и жёсткими. В Приморском крае запреты охватывают такие социально значимые сферы, как образование, здравоохранение и социальное обеспечение, а также топливный сектор и опасные производства, связанные, например, с химическими веществами и лекарствами. В Воронежской области ограничения коснулись сфер энергетики, водозабора и водоочистки, а также пассажирских перевозок. Аналогично в Тульской области мигрантам запрещено заниматься продажей продуктов питания и осуществлять пассажирские перевозки, включая услуги такси. Наконец, в Краснодарском крае под запрет попали финансовые услуги, деятельность, связанная с водозабором и водоочисткой, а также весь туристический сектор, включая сферу отдыха, спорта и развлечений. В свете недавних событий стало очевидно, что мигранты могут быть подвержены внешнему воздействию, что создаёт риски, ограничивающиеся не только террористической угрозой, но и, например, возможностью продажи данных об объектах. Именно в целях безопасности по всей России вводятся эти меры.
Пётр Литвин
генеральный директор Центрального агентства миграции
Губернатор Александр Беглов подчёркивал, что запрет — это эксперимент и носит временный характер. Поскольку результаты эксперимента не обнародованы, по–видимому, городские власти ещё не оценили его эффекты. Допускаю, что трудовую деятельность мигрантов надо не запрещать, а более тщательно регламентировать. Дело не в рабочих местах, а в интеграции мигрантов в городское сообщество. К сожалению, эта проблема не находится в фокусе внимания.
Кирилл Страхов
президент Фонда развития городского самоуправления "1870"
Есть предложение от министерства труда Российской Федерации об общем ограничении трудоустройства мигрантов, не обладающих достаточным уровнем владения русским языком, на позиции, требующие общения с клиентами. Сюда может попасть широкий спектр отраслей, включая торговлю и сферу обслуживания. Есть ещё и упоминание о том, что Минтруд России предлагал рассмотреть возможность уравнивания количества работающих иностранцев и россиян, например, в строительной сфере, чтобы не создавать преимущественное положение для иностранцев.
Дмитрий Стрункин
руководитель "РосМиграция.рф"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.