Всё начинается с культурного кода: в каком бизнесе он действительно важен

Автор фото: Freepik.com, wirestock

Уходящий 2025 год ещё раз подчеркнул, что современный винный бизнес всё меньше сводится к чисто технологическим процессам и превращается в сложную систему культурного обмена, способствующего созданию уникального локального продукта. Об этом "ДП" рассказала собственник компании Wine Notes with Sommelier and Chef Олеся Долгова.

Что представляет собой культурный обмен в сфере, где вы работаете, и почему он важен для российского рынка?
— Ключевую роль здесь играет понимание винного кода: исторической традиции, региональной специфики, эстетики подачи и искусства гастрономических сочетаний. Для отечественного рынка это особенно актуально, потому что становление национальной идентичности в данной сфере требует не только агротехнических знаний, но и формирования целостной культурной компетенции у специалистов. Сегодня недостаточно уметь отличать сорта — нужно владеть нарративом о терруаре, понимать контекст потребления и уметь транслировать ценности продукта потребителю.
Собственник компании Wine Notes with Sommelier and Chef Олеся Долгова
Собственник компании Wine Notes with Sommelier and Chef Олеся Долгова
И всему этому можно обучиться?
— Да, сегодня существуют традиционные курсы виноделия, но для большей эффективности обучения они должны включать истории регионов производства, этику и протокол сервировки, основы гастрономической сочетаемости, навыки сторителлинга для продвижения конкретной марки. Это сдвигает фокус с просто "знания фактов" на умение создавать эмоциональный опыт.
В чём особенность вашего образовательного формата?
— В партнёрстве с отечественными ведущими производителями и плотном сотрудничестве с представителями венгерских вин на российском рынке в лице Силарда Кишша, при непосредственной поддержке Венгерского консульства, мы наглядно демонстрируем, как органично интегрировать культурный код в обучение, раскрывая богатое наследие разных государств.
Особенность наших программ, за которые в команде отвечает Сергей Худяков, в том, что в рамках образовательного процесса выстраивается междисциплинарный диалог между сомелье, шеф‑поварами, историками и культурологами. В результате наши слушатели становятся не только экспертами в сортах винограда, но и профи в подборе гастрономических пар, а также настоящими знатоками истории и традиций региона, где производится сам продукт. Также участники учатся самостоятельно создавать сочетания, опираясь на вкус и эстетику подачи. Кроме того, на занятиях разбираются реальные кейсы взаимодействия с гостями, где знание культурного кода решает исход диалога. Всё это позволяет найти необходимый подход к каждому потребителю.
Какие ещё преимущества от внедрения культурного кода в бизнес можете назвать?
— Специалисты с соответствующим профессиональным бэкграундом повышают средний чек за счёт умения аргументировать премиальность продукта, создают уникальный клиентский опыт, который отличает заведение от конкурентов. Наконец, они становятся амбассадорами бренда, транслируя его ценности через историю и эстетику.
Такие компетенции особенно важны в условиях роста внутреннего туризма и интереса к локальным продуктам как для виноделен, так и для ресторанного бизнеса и ретейла. Интеграция культурного кода в образование в нашей отрасли — не дань моде, а стратегическая необходимость, которая позволяет перевести продукт из категории "товар" в категорию "опыт", открывая новые возможности для премиализации и лояльности.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.