В декабре среди самых читаемых материалов dp.ru оказались темы о перебоях с мобильной связью в Петербурге (58 тыс. просмотров), последствиях принятия закона о КРТ (40 тыс.) и застройке локаций за Кольцевой автодорогой (12 тыс.).
Временные неудобства
Мобильную связь стали всё чаще ограничивать в Петербурге. Бизнес постепенно адаптируется к новым условиям работы.
За последний месяц петербуржцы несколько раз сталкивались с массовыми сбоями в работе мобильного интернета и связи. Городские власти объясняют ситуацию мерами безопасности, а операторы констатируют, что от самих телекоммуникационных компаний ничего не зависит.
На этом фоне заметно увеличилось количество подключений к городской сети Wi–Fi и к точкам беспроводного интернета в торговых центрах, фитнес–клубах, кафе, ресторанах и гостиницах.
"В этих заведениях практически всегда есть услуга бесплатного гостевого Wi–Fi. Во времена устойчивой 4G–связи этим сервисом пользовались не все гости, но в текущий момент, когда сотовая связь не всегда доступна, гостевой Wi–Fi — практически единственная возможность выйти в интернет и процент использования резко возрос. В Санкт–Петербурге несколько тысяч точек бесплатного Wi–Fi и интерес к ним только растёт", — говорит основатель сервиса WiFly Сергей Несмачный.
Предприниматели, которые ранее не задумывались об этой услуге, сейчас активно подключают Wi–Fi, чтобы стать "спасительным островком интернета" в своём заведении. Подобные меры повышают шансы на посещение их точек продаж или обслуживания клиентов. Кроме того, перебои с мобильной связью начали стимулировать рост спроса на стационарный интернет. Бизнес теперь часто рассматривает проводной интернет как базовую опору.
"В условиях, когда мобильная связь может неожиданно исчезнуть, проводной интернет из альтернативного варианта превращается в критически важный канал связи. С экономической точки зрения выбор в пользу фиксированного (проводного) интернета — это инвестиция в предсказуемость и непрерывность", — подчеркнул директор департамента расследований T. Hunter Игорь Бедеров.
"Год ещё не завершён, но можно отметить устойчивый рост абонентской базы домашнего интернета. Традиционно высокий спрос на подключение приходится на III квартал, что связано с сезонными факторами: началом учебного года, активизацией жилищного рынка и возвращением горожан к плановому ритму жизни после летнего периода", — констатируют в ПАО "Ростелеком".
Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков обратил внимание, что полностью перевести пользователей на проводной интернет невозможно — мобильный доступ остаётся необходимым как минимум для голосовой связи и использования интернета в движении.
“
Отключения интернета, как правило, связаны с опасностью атаки дронов. Ограничения в Петербурге были длительными, потому что власти считали, что опасность сохраняется. Понятно, что долгое отключение связи в мегаполисе — это удар по экономике, по удобству жизни. Но тем не менее, к сожалению, сейчас время такое, к этому нужно привыкнуть. Другого варианта нет. Если интернет не работает, значит есть какая–то опасность, с чем она связана, мы не знаем. Операторы тоже не заинтересованы в отключении интернета. Как только они получают команду, что можно включать, они моментально это делают. В случае ограничений нагрузка на оператора возрастает, каждый в своём индивидуальном случае решает: вернуть или не вернуть деньги. Кто–то предоставляет скидки. За последний год массовых отключений средняя стоимость тарифа упала в 2 раза, потому что в регионах, где идут отключения, люди прекращают платить. Сегодня стоимость услуг связи ниже, чем была ещё 5 лет назад.

Эльдар Муртазин
ведущий аналитик компании Mobile Research Group
Бережно и нежно к хрущёвкам
Реновации кварталов старой застройки в Петербурге — быть. Кто и где начнёт реализовывать первые проекты, пока неизвестно.
В декабре в Северной столице окончательно приняли закон о комплексном развитии территорий (КРТ). Новые нормы вступят в силу с 1 января 2026 года.
Как следует из утверждённой схемы, дом может попасть в программу реновации в том случае, если его жильцы провели общее собрание и проголосовали за. Если собрание не проводилось, дом в программу не включат. Также гражданам предоставили гарантию географии расселения. Жильё собственники получат в границах того же муниципального образования или в соседних МО. Ранее закон допускал переселение в любую точку города.
По подсчётам "ДП", совокупные инвестиции в проекты реновации могут составить примерно 3 трлн рублей, а возможная выручка инвесторов — около 3,3 трлн. Формально маржа для застройщиков, таким образом, может достигнуть 300 млрд рублей.
"Для застройщиков закон о комплексном развитии территорий в принципе интересен, потому что этот механизм изначально создавался для того, чтобы были понятные и прозрачные правила комплексного освоения участков. Важно, чтобы девелоперы понимали, какие требования и согласования необходимы для реализации таких проектов. Однако сегодня в Петербурге нет единого органа или инструмента, который бы сопровождал и помогал девелоперам в рамках КРТ. Согласований действительно много, и пока сложно однозначно сказать, как механизм будет работать на практике и насколько он будет интересен рынку. Для города это достаточно новое решение, и как оно будет развиваться — мы ещё не знаем. Понимаем, что нужно двигаться вперёд и искать возможности реализации КРТ, но для того чтобы оценить конкретные условия участия, нужно внимательно изучить все правила и требования. Только после этого станет понятно, какие районы и локации будут приоритетными и насколько девелоперы смогут включаться в проекты", — рассуждает генеральный директор группы компаний "КВС" Сергей Ярошенко.
Между тем эксперты называют лучшей локацией для старта КРТ массив у станции метро "Площадь Мужества". Ещё несколько ликвидных зон расположены у станции "Новочеркасская", на севере Кировского района возле метро "Кировский завод", на Охте в районе Среднеохтинского проспекта, а также между "Парком Победы" и "Московской".
“
Без сомнений, доверять реализовывать такие значимые для города проекты можно только тем компаниям, которые многие годы вносили весомый вклад в развитие Петербурга. Это надёжные и наиболее экономически устойчивые девелоперские компании, лидеры городского списка по вводу жилой недвижимости в эксплуатацию, а также городские лидеры по налоговым отчислениям в бюджеты разных уровней. Благодаря имеющемуся в распоряжении таких застройщиков количеству построенных, но не проданных на текущий момент квартир возможно было бы сразу переселить жителей первых очередей проекта КРТ из планируемых к сносу домов в готовые комфортные квартиры. Далее в уже построенную девелопером в рамках первой очереди проекта жилую недвижимость можно было бы переселить жильцов последующих подлежащих сносу очередей, а те жильцы, которые захотят остаться в квартале КРТ, могут смело дождаться окончания строительства последних очередей. Это позволит организовать исключительно эффективную работу с заинтересованными петербуржцами.

Дмитрий Панов
депутат Законодательного собрания Санкт–Петербурга
Поглощение агломерацией
Основной объём нового жилья в Петербургской агломерации стали формировать локации за КАД.
По данным консалтингового центра "Петербургская недвижимость" (Setl Group), средняя стоимость "квадрата" в пригородах Петербурга в 2025 году составила 162 тыс. рублей, что существенно ниже локаций, расположенных внутри кольцевой автомобильной дороги (КАД).
"Именно Ленобласть остаётся ценовым якорем агломерации, обеспечивая покупателю более доступный входной билет при сопоставимом формате жилья. Наибольший объём как предложения, так и спроса в Ленинградской области сосредоточен в трёх ключевых пригородных локациях: Бугры — Мурино, Новоселье и Новосаратовка. Эти города–спутники аккумулируют значительную часть областного предложения и сделок за КАД, задавая ориентиры по ценам и продукту для всего пригородного рынка. Диапазон средних цен в них — от 165 тыс. до 220+ тыс. рублей за 1 м2, что отражает различия в транспортной обеспеченности, степени сформированности инфраструктуры и объёме ещё не освоенного земельного банка", — отмечает директор центра Ольга Трошева.
Цены в пригородах действительно растут медленнее, чем в Петербурге, но сами локации сильно различаются по уровню стоимости, говорят собеседники "ДП".
Северо–восточный сектор, включающий в себя Бугры, Мурино и Новое Девяткино у станции метро "Девяткино", — крупнейший по объёму строительства пояс агломерации. До границы Петербурга отсюда менее километра, до центра — около 30–35 минут на электричке или машине без пробок. Именно здесь сосредоточился фронт основной массовой многоэтажной застройки. На втором месте — Янино. Эта локация выигрывает за счёт сочетания близости к Петербургу и более низкой плотности, чем у "муринского пояса".
Один из крупнейших проектов комплексного развития в стране сейчас формируется в Новосаратовке. По оценкам экспертов, запас под строительство там составляет около 3,58 млн м2 жилья с учётом перспективных очередей. Это полноценный "новый город" на десятки тысяч жителей.
Ключевая юго–западная точка роста агломерации — Новоселье в Ломоносовском районе. Там строится около 554,8 тыс. м2 жилья — почти 12,8 тыс. квартир, то есть больше, чем в некоторых районных центрах области. С учётом перспективных очередей крупных проектов объём запаса превышает ещё 1,98 млн м2. Среди перспективных направлений участники рынка также называют Сертолово, Всеволожск, Новосергиевку, Ново–Ковалёво и Гатчину.
В целом в проектах за КАД на территории Ленобласти в продаже находится порядка 34 тыс. квартир.
“
В тренде роста строительства в Ленинградской области решающим фактором стала недорогая земля. Высокие ставки по проектному финансированию лишь усугубили это. Себестоимость и рыночные цены за квадратный метр растут и в области, но в сравнении с Петербургом они ниже на 40%. В среднем 174 тыс. рублей против 294 тыс. Плюсы массового строительства в ближайших к городу локациях в том, что оно стремится ко всё более качественному предложению, как и в Петербурге. Если сопоставить динамику цен, то областная кривая почти точно следует за петербургской, не уходя в демпинг за счёт возвращения чего–то вроде экономсегмента, но и не обгоняя среднюю динамику за счёт каких–либо дорогостоящих решений. Далее у новых спутников Петербурга реален шанс не повторить подход к массовому строительству, как в примерах по восточному радиусу кольцевой автомобильной дороги. Предпосылки к тому — небольшие вложения в землю на "квадрат" улучшений, сопутствующее строительство социальной инфраструктуры (причём иногда с выкупом таковой у застройщиков), а также запуск более комплексного механизма КРТ. Последний в принципе будет основным направлением строительства в недорогом сегменте в ближайшем будущем. Как в области, в большем объёме, так и в Петербурге, пока в меньшем, в рамках реновации. Словом, со строительством как таковым всё потенциально нормально. Но при этом текущая экономическая конфигурация агломерации оставляет города–спутники с необходимостью иметь всё более мощные (по мере их роста) транспортные связи с городом. В этом, как и в отсутствии более распределённых центров занятости в области, кроется основное препятствие для развития агломерации как комфортной системы проживания.

Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"

