Снижение ключевой ставки оживит интерес петербуржцев к покупке авто в кредит

Автор фото: "Известия"/Эдуард Корниенко
Только Москва и Подмосковье опережают
Петербург по среднему размеру кредита на покупку авто
Только Москва и Подмосковье опережают Петербург по среднему размеру кредита на покупку авто

В Петербурге растёт средняя сумма автокредитов, но их выдача резко упала. Жители города откладывают покупку машины, рассчитывая на снижение ставок.

По данным Национального бюро кредитных историй (НКБИ), в ноябре средний размер автокредита в Петербурге составил 1,78 млн рублей. Это на 14,8% больше прошлогоднего ноября, когда сумма была на уровне 1,55 млн.
Больше размер кредита только в Москве (2,2 млн рублей) и Подмосковье (1,89 млн), на четвёртом месте — Ленобласть с 1,61 млн. Среди 30 регионов — лидеров по объёмам автокредитования в столице фиксируется самый большой рост суммы (+23,6%), а в Ленобласти — один из самых минимальных (+9,5%).

Потеря кредитного аппетита

В среднем по России размер займа несколько снизился — с 1,51 млн рублей в октябре до 1,5 млн в ноября. На этом уровне показатель находится последние 3 месяца начиная с сентября, а до этого рос с марта.
"После 7 месяцев роста средний размер выданных автокредитов стабилизировался. Напомним, что данный показатель сокращался с середины прошлого года в связи с введением макропруденциальных ограничений в автокредитовании, но после пика снижения в феврале 2025 года восстанавливался умеренными темпами. Стоит отметить, что нынешняя стабилизация среднего чека автокредитов наблюдается на фоне сокращения их выдачи в ноябре, свидетельствующего об охлаждении спроса на автокредиты, а также об ухудшении качества входящего потока заявителей. Банки снижают аппетит к риску и делают основной акцент на управлении качеством портфеля, что приводит к усилению скоринговых фильтров и ограничению новых выдач средних чеков по ним", — объясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
По сравнению с октябрём количество выданных в Петербурге кредитов сократилось на четверть — 4,53 тыс. против 6,2 тыс. (–26,9%). Но относительно ноября 2024 года, когда было выдано 4,19 тыс. кредитов, наблюдается рост почти на 9%, сообщили "ДП" в бюро.
По объёму кредитования город на пятой строчке после Москвы, Подмосковья, Татарстана и Краснодарского края, Ленобласть — лишь на 18–й позиции. В соседнем с Северной столицей регионе сужение выдачи ещё более значительное — на 30,9%, с 2,33 тыс. единиц в октябре до 1,61 тыс. в ноябре.

Лимиты исчерпаны

Директор по продажам финансовых услуг компании "Прагматика" Екатерина Беляева обращает внимание, что в ноябре завершился лимит по программе государственных субсидий на приобретение автомобилей отечественной сборки стоимостью до 2 млн рублей. В результате к середине месяца почти все банки приостановили процесс выдачи кредитов по ней.
"При этом прошла информация о возможности использования части средств лимита 2026 года уже в декабре 2025 года (год назад была похожая ситуация). Поэтому в ноябре создался портфель с отложенным спросом. По китайским маркам наблюдается снижение поддержек и субсидий в части кредитования на покупку новых автомобилей — это субсидированные ставки либо прямые скидки. Например, у отдельных брендов условная ставка выросла с 0 до 10%, что сразу же сократило спрос на автомобили этих марок и на их кредитные продажи. Напомним, что октябрь был месяцем, когда тема с повышением утилизационного сбора достигла своего максимума в информационном поле. Это отразилось на росте продаж автомобилей в кредит", — отмечает участник рынка.

Ностальгия по Hyundai

По автомобилям с пробегом, как обычно, ситуация прямо пропорциональна продажам новых машин. Отложенный спрос относительно новых автомобилей LADA не дал всплеска в сегменте машин с пробегом.
К тому же те, кто выбирал между новой машиной и автомобилем с пробегом, склонялись к новым машинам из–за повышения утильсбора. Но в целом в этом сегменте просадки как таковой не было, спад был в пределах 10%, добавляет Беляева.
По данным "Авито Авто", у петербуржцев, приобретающих подержанную машину в кредит, наиболее популярны иномарки. Аналитики сервиса изучили заявки на заём на покупку авто у частных продавцов, отправленные через платформу в этом году, и выяснили, что в ценовом сегменте до 1 млн рублей самой востребованной моделью является Ford Focus.
В первую десятку по количеству заявок также входят Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Kia Rio, Škoda Octavia, LADA Granta, LADA Largus, Renault Logan, Mitsubishi Lancer и Mazda 3. В среднем пользователи планировали взять кредит сроком на 6 лет и на сумму 632 тыс. рублей.
Среди машин с пробегом стоимостью от 1 млн до 3 млн рублей лидируют Toyota Camry, BMW 3–й серии, Mercedes–Benz E–класса, BMW 5–й серии, Kia K5, Škoda Octavia, Kia Optima, Mercedes–Benz C–класса, Geely Coolray, а также Hyundai Solaris. Здесь средний срок кредита составляет 6,6 года, средняя сумма — 1,5 млн рублей.
В ценовой категории от 3 млн до 5 млн рублей известна первая тройка лидеров, на которую пришлось 59% заявок, — это BMW 5–й серии, Mercedes–Benz E–класса и BMW 3–й серии. В этом сегменте средний срок кредитования достиг 6,8 года, а сумма доходит до 3,1 млн рублей.
Напомним, что Центробанк в пятницу, 19 декабря, примет решение по ключевой ставке. Её снижение, как прогнозируют ряд экономистов, может существенно повлиять на активизацию рынка кредитования.
Пока жители Петербурга предпочитают вкладывать свободные деньги в депозиты, а не набирать кредиты, в том числе при покупке авто.
"ДП" ранее уже сообщал, что регулятор может сохранить ставку на уровне текущих 16,5% или всё–таки понизить её.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.