Сразу несколько автомобильных брендов из Китая сократили количество торговых точек в Петербурге. Так, количество дилерских центров BAIC за последнее время сократилось с четырёх до одного, а сеть Avatr сузилась с четырёх до трёх, сообщил автор телеграм–канала AutoRun SPb автоэксперт Денис Гаврилов.
Городской авторынок год назад уже реагировал на перенасыщение китайскими моделями. Тогда дилеры отказались от партнёрств с некоторыми брендами из–за высокой конкуренции и низкой популярности ряда марок. В этом году тенденция повторилась, но набрала обороты.
Разрыв контрактов
По подсчётам Гаврилова, предоставленным "Деловому Петербургу", за весь прошлый год в Петербурге было прекращено 29 дилерских контрактов с китайскими марками. В то время как за 9 месяцев 2025–го уже разорвано 33 соглашения.
"Было понятно, что в этом году тренд на прекращение сотрудничества дилеров с отдельными марками будет нарастать по причине отсутствия веры потребителя в конкретный бренд и его высоких продаж", — объясняет эксперт.
Читайте также:
Продажи автомобилей
Петербуржцы охладели к китайским авто
По его словам, причины закрытия салонов могут быть разные. Во–первых, это истечение срока контракта и нежелание его продлевать как с одной стороны, так и с обеих сразу. Во–вторых, в ситуации виноват низкий спрос, отсутствие экономических результатов и дальнейших перспектив присутствия на рынке.
Директор департамента продаж новых автомобилей компании "Рольф" Николай Иванов соглашается, что к закрытию приводят низкие показатели продаж, но отмечает, что в этом году закрытия хотя и случались, однако они не дошли до критической массы.
"Разрыв дилерских контрактов — это обычно совместное решение компании и импортёра. Когда обе стороны понимают, что экономическая модель не сработала и прибыль либо отсутствует, либо не на том уровне, которого ожидали", — объясняет участник рынка в разговоре с корреспондентом "ДП".
Как подчеркнул Николай Иванов, в этом году объём рынка и средние финансовые результаты снизились. Это вызвано рядом факторов, которые превалировали в первом полугодии и отразились на экономическом положении дилеров: курс валют, высокая ключевая ставка, затоваренность складов.
В ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РоАД) добавляют, что причины закрытия дилерских центров с авто из Поднебесной носят системный характер и связаны с текущей конъюнктурой рынка: снижение спроса на фоне дорогого кредитования, рост операционных издержек, повышенная нагрузка по утилизационному сбору, а также завышенные планы продаж и обязательства, заложенные рядом брендов в период активного выхода на рынок в прошлые годы.
Снижение поставок и продаж
Сужение присутствия на рынке уже сказалось на поставках машин из КНР и их продажах. Согласно данным "Автостата", за ноябрь из Китая в Россию было экспортировано 36,9 тыс. легковых и коммерческих автомобилей, что на 39% меньше, чем за этот же месяц годом ранее. Если посмотреть на статистику 11 месяцев, то падение ещё больше — на 68%, до 259 тыс. штук.
При этом глобально китайский автопром, напротив, наращивает экспорт на внешние рынки: +19% за 11 месяцев и +48% в ноябре, свидетельствует статистика Ассоциации производителей легковых и коммерческих автомобилей Китая.
Как пишет AutoRun SPb, по итогам января–ноября на китайские марки пришлось 60,5% в общем объёме продаж 25 ведущих брендов в Петербурге. В прошлом году их доля была выше — 68,3%. Вместе с тем доля российских марок выросла с 24,7 до 28,4%.
"На эти два тренда повлияли активное развитие суббрендов китайских марок (Belgee и Tenet), сокращение количества китайских брендов в топ–25 и существенное падение продаж у некоторых из них, увеличение продаж российской марки Solaris и появление в топ–25 уходящего с рынка российского бренда Xcite", — пишет ресурс.
Аналогичная картина наблюдается и в общероссийском масштабе. Здесь доля "китайцев" сузилась с 57 до 54%, а российских брендов — выросла с 35 до 37%, следует из обзора РоАД по российскому авторынку за 11 месяцев.
Важно понимать, что многие отечественные марки являются китайскими по своему происхождению. В этом ряду — собираемый на "Автозаводе Санкт–Петербург" XCite, "Москвич", а также Tenet, выпускаемый холдингом АГР в Калуге. Гаврилов считает, что в следующем году от китайского автопрома стоит ждать дальнейшей локализации производства.
"Не исключено, что новые крупные проекты запустят два–три бренда. Могут появиться новые нишевые марки — в основном в высоком ценовом сегменте. Большие объёмы продаж покажут дочерние марки: локализованный в России Tenet и выпускаемый в Республике Беларусь Belgee", — прогнозирует эксперт.
Самые популярные "китайцы"
Однако сегодня уже сформировался пул китайских брендов, которые завоевали свою долю рынка. Как отмечает Николай Иванов, все марки из первой десятки, официально представленные на российском рынке, наращивают своё присутствие в России. Именно по этой причине они локализуют свои производства, что говорит об их масштабировании.
Согласно данным "Автомаркетолога", самой популярной маркой ноября в Петербурге стал Geely с 562 проданными авто. В тройку лидеров вошли Changan (282 ед.) и Haval (166 ед.). Далее идут Hongqi (127 ед.), Tank (119 ед.), Li Xiang (116 ед.), GAC (82 ед.), Exeed (73 ед.), Jetour (61 ед.).
С начала года продажи несколько месяцев возглавляет Haval, опережающий "Ладу". По итогам 11 месяцев китайский бренд на 2262 автомобиля впереди автовазовского бренда.
"Haval выделяется среди остальных — это безусловный лидер. Другие лидеры рынка, представляющие Китай, сейчас пошли по пути развития своих суббрендов: Geely с Belgee, Chery с Tenet. Changan входит в топ–5 китайских марок, но не показывает те объёмы, что указанные выше марки", — констатирует Гаврилов.
В отдельные периоды в этом году высокие результаты для себя показывали бренды из второй пятёрки. Например, GAC, Jetour или Exeed.
Ноябрьский топ моделей выглядит следующим образом: Geely Monjaro, Changan Uni–S, Geely Atlas, Li Xiang L7, Haval M6, GAC GS8, Tank 300, Geely Cityrax.
Цены на "китайцев" выросли, но не сильно. По данным "Авто.ру", в Петербурге и Ленобласти новый китайский автомобиль стоил в ноябре в среднем 3,54 млн рублей. Это на 4,3% выше, чем годом ранее.
"Мы ждём продолжения взаимовыгодного сотрудничества в первую очередь. Если говорить непосредственно о брендах, то допускаем, что на российском рынке могут появиться две–три новые марки. Но и покинуть рынок может такое же количество брендов", — размышляет Николай Иванов о перспективах следующего года.
