Понастроят там: петербургские девелоперы устремились в регионы

Петербургские застройщики стали активнее выходит на региональные рынки жилья
Автор фото: Сергей Ермохин/"ДП"
Застройщики ищут, куда реинвестировать полученную в Петербурге прибыль
Застройщики ищут, куда реинвестировать полученную в Петербурге прибыль

Петербургские застройщики на фоне снижения объёмов строительства и сложностей согласования проектов в Смольном изучают региональные рынки. На многих из них работать гораздо легче.

За прошедшие 2 года Петербург потерял две позиции в рейтинге ЕИСЖС по объёмам текущего строительства жилья. Если в декабре 2023 года Северная столица занимала вторую строчку после Москвы с показателем 7,185 млн м2, то в декабре 2024–го город переместился на третье место, уступив Краснодару.
Сегодня город на Неве с цифрой 5,42 млн м2 находится на четвёртой строке после Москвы (17,94 млн м2), Краснодара (5,68 млн м2) и Екатеринбурга (5,56 млн м2). Далее следуют Тюмень (3,68 млн м2), Ростов–на–Дону (3,67 млн м2), Новосибирск (2,75 млн м2) и Уфа (2,72 млн м2).
Снижение объёмов строительства вынуждает петербургских девелоперов искать другие места приложения своего труда, энергии и средств. В первую очередь в поле зрения попадает Москва, которая привлекает высоким средним чеком, стабильным спросом и понятными правилами работы. Сегодня в столице уже работают "Группа ЛСР", "Эталон", Legenda. Известно, что к выходу в Москву готовятся Fizika Development, Группа RBI, "Еврострой" и другие.
Помимо Москвы компании пристально изучают региональные рынки. Так, в Калининграде уже давно работает Setl Group, свои проекты здесь также анонсировали "Трест" и "Эталон". "Группа ЛСР" помимо Москвы и Петербурга представлена в Екатеринбурге. Группа "Аквилон" (компания создана в Архангельске, но давно переехала в Петербург) — в Москве, Северодвинске, Архангельске, Иваново, Мурманске и Нижнем Новгороде.
По данным "ДП", сегодня "Аквилон" рассматривает также возможность строительства в Ярославле.
"Мы видим спрос, хотим его удовлетворить, но всё зависит от предложения по земле, — говорит директор по развитию продаж группы “Аквилон” Михаил Рогатых. — Это основной принцип рыночной экономики, который никто не отменял. В этом году группа “Аквилон” зашла в Мурманск, планируем его плотно осваивать. Квартирный вопрос по–прежнему очень актуален для россиян. Наиболее перспективными регионами считаем в первую очередь те, где есть запрос на качественное современное жильё. Выбираем локации с высоким спросом, где пока нет высокой конкуренции".
Если говорить о крупных мегаполисах, то к числу наиболее привлекательных региональных рынков относятся Тюмень, Екатеринбург, Казань, Сочи и города юга России, говорит вице–президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Елена Бодрова. В Тюмени сегодня есть большой выбор площадок для реализации проектов, начиная с комплексного развития территорий и заканчивая незастроенными участками, считает она.
В свою очередь, администрация города тратит значительные средства на его развитие, создавая тем самым благоприятную среду для жизни. Платёжеспособный спрос со стороны как самих тюменцев, так и жителей близлежащих крупных городов является важной составляющей для девелопмента.
"Екатеринбург также отличается хорошей покупательной способностью, но на этот рынок достаточно сложно зайти, здесь много сильных местных компаний, — говорит Елена Бодрова. — Казань интересна в том числе тем, что здесь сформулированы чёткие требования для входа и реализации проектов. В городе есть понятная градостроительная политика, процедуры согласования проектов и т. п. Сочи крайне привлекателен для девелоперов и обеспечивает высокий чек — юг России сегодня второй после Московской агломерации по стоимости и спросу рынок в стране. Однако работать там сложно".
Региональные рынки привлекают застройщиков по нескольким причинам. Во–первых, относительно невысокой стоимостью участков — по цене одного проекта в Петербурге в развитом регионе можно купить несколько площадок. Во–вторых, во многих городах есть серьёзная нехватка качественного предложения. При этом в малых городах конкуренция зачастую либо минимальна, либо отсутствует полностью. Отдельные регионы привлекательны и наличием льготных программ — арктической и дальневосточной — со ставкой 2%. По всей стране, кроме Москвы и Петербурга, продолжает работать IT–ипотека со ставкой 6%.

Не только жильё

Кстати, выход в регионы сегодня рассматривают не только жилые застройщики, но и компании, работающие в разных сегментах коммерческой недвижимости.
"Мы смотрим на региональную экспансию как на перспективное направление, но будем двигаться постепенно: от реализуемых проектов — таких как Подольск — к новым локациям, где действительно есть потребность в современном, понятном для жителей торговом формате, — говорит основатель Kronung Group Филипп Шраге. — Мы выбираем агломерации с понятной экономикой, высокой плотностью населения, развивающейся сервисной инфраструктурой и устойчивыми арендными потоками. В регионах ниже себестоимость строительства и входной билет, что делает многие проекты рентабельными даже при относительно консервативных сценариях".
Выход в регионы становится устойчивым трендом для девелоперского и гостиничного рынка, говорит генеральный директор УК VALO Hospitality Константин Сторожев.
"В регионах рынок пока находится в фазе роста, поэтому туда легче войти и там больше вариантов для реализации различных концепций. Но текущая экономическая ситуация, высокие ставки и волатильность спроса действительно требуют взвешенного подхода: мы тщательно относимся к выбору новых направлений и проектов, оцениваем их с точки зрения как туристического потенциала, так и себестоимости. Большой потенциал видим в Калининградской области, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Краснодаре и Новороссийске. Все эти территории объединяет важная характеристика — высокий, но пока не полностью реализованный туристический потенциал. Кроме того, активно будут развиваться Крым, Ставропольский и Хабаровский края, Алтай, Байкал, Камчатка", — считает Константин Сторожев.

Ближайшие соседи

Большинство опрошенных "ДП" петербургских застройщиков признают, что не планируют выходить на новые региональные рынки и продолжают концентрироваться на проектах в пределах Петербургской агломерации. Так, многие крупные компании из города теперь присутствуют и в Ленинградской области. Например, осенью этого года группа "Эталон" приступила к строительству своего первого жилого квартала в Ленинградской области (в Мурино).
"Рынок жилья Петербурга и Ленинградской области — один из самых предсказуемых и институционально развитых строительных рынков страны. Несмотря на высокую социальную нагрузку, сложность получения разрешений и плотную застройку, градостроительная система агломерации стабильна и прозрачна: процессы отлажены, правила едины, коммуникации с властью понятны. В регионах, где градостроительная политика может меняться быстрее, институциональная база слабее", — говорит коммерческий директор ЖК "Охтинские высоты" (компания "Новое Измерение") Виталий Голубев.
Также участники рынка считают, что важен фактор операционной плотности: у большинства строителей выстроена глубокая вертикальная интеграция — собственные проверенные подрядчики, производственные мощности, цепочки поставок, системы контроля качества, финансовые партнёры. Это снижает издержки и повышает скорость строительства, но делает бизнес менее мобильным. Перенос всей этой структуры на региональный рынок требует значительных инвестиций, а отдача при этом не всегда сопоставима с затратами.
Выход в регионы — это стратегический шаг для компаний, а также возможность предложить взращенный в условиях высокой конкуренции продукт новым аудиториям. Мы активно изучаем потенциал различных городов по всей России, причём наш фокус не ограничивается только миллионниками. Мы смотрим на города с населением от 500–800 тыс. жителей, где видим значительный потенциал роста. Ключевыми критериями для нас являются устойчивость и динамика развития территории: потенциал или наличие градообразующих предприятий и промышленных кластеров, развивающаяся инфраструктура, порты и курортная составляющая, вузы, а также демографические и экономические показатели, такие как уровень доходов, рождаемость и миграционный приток. При этом работа в Петербурге и области — это определённый профессиональный вызов и проверка на прочность. И от этого присутствие в регионе ещё более ответственное и в некоторой степени интересное. Если говорить о регионах, то в них мы, например, не видим ряда рисков, характерных для Санкт–Петербурга, таких как сложнейшие историко–градостроительные регламенты и крайне взыскательный покупатель, столетиями воспитанный на местной архитектурной школе. Также это жёсткие ограничения по высотности, уникальные даже на фоне Москвы.
Мария Орлова
коммерческий директор ГК "А101" В Санкт–Петербурге
Мы постоянно оцениваем возможности расширения географии присутствия, включая выход на новые рынки и M&A–сделки. На данный момент нас интересует ряд городов, в том числе Самара, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск и ряд городов Дальнего Востока — это крупные и устойчивые центры с понятной экономикой и растущей потребностью в современном жилье. Мы подходим к выходу в регионы очень взвешенно, тщательно анализируем структуру спроса, объём текущего предложения и продуктовые характеристики проектов на локальных рынках. Если видим достаточную ёмкость рынка и востребованность нашего продукта, принимаем решение о выходе в тот или иной регион. Такой подход существенно снижает риски. При этом петербургские стандарты качества остаются базой нашей продуктовой линейки, но мы готовы адаптировать часть решений под локальные предпочтения. Например, в Казани мы предложили увеличенные кухни–гостиные, учитывая традицию семейных застолий. Подобная гибкость позволяет сохранить узнаваемость бренда и при этом точнее соответствовать запросам покупателей. Текущая экономическая ситуация с высокими ставками лишь усиливает интерес девелоперов к регионам: в ряде городов стоимость земли и себестоимость строительно–монтажных работ на порядок ниже, чем в двух столицах, спрос при этом стабильный и темпы роста цен на новостройки опережают динамику на столичных рынках.
Александр Андрианов
генеральный директор Glorax
Мы открыты региональной экспансии, но пока конкретно рассматривали только Москву и Подмосковье. Регионы в теории интересны, но это пока на уровне анализа, без конкретных сделок. По рискам — всё зависит от региона, но как будто в тех же городах–миллионниках на Урале меньше административных барьеров. Время упрощать стандарты далеко позади. Все покупатели взыскательны и уже давно не согласны на типовую застройку. В регионах надо адаптировать продукт под климат, инсоляцию, локальные запросы, но базовое качество среды, планировок и отделки останется. Себестоимость в Петербурге растёт вместе со ставками, регионы с более дешёвой землёй дают шанс сохранить маржу. Но выходить туда сейчас — это не снижение рисков, а скорее их перераспределение. Нужен удачный участок с понятной документацией и прозрачной историей, как и в случае с Москвой.
Яна Вирченко
коммерческий директор ГК "Полис"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.