Микрозаймы в России оказались под прессом

Автор фото: "Известия"/Андрей Эрштрем
В ЦБ обращают внимание, что жалоб на микрофинансовые организации за последние годы стало меньше
В ЦБ обращают внимание, что жалоб на микрофинансовые организации за последние годы стало меньше

Рынок микрофинансирования в III квартале 2025 года перешёл к снижению выдач. В следующем году получить заём станет ещё сложнее.

Участники XXIV Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности поражались, как этот рынок вообще умудряется адаптироваться и выживать в условиях постоянного ужесточения регуляторной нагрузки. Похоже, это удивляет и самого регулятора.
"Закон о микрофинансировании был принят 15 лет назад, — напомнил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута. — И можно сказать, что, несмотря на то что каждый год рынок сталкивается с теми или иными новациями регулирования, он не просто не стагнирует, он продолжает развиваться. Это говорит о высокой адаптивности этого рынка к изменениям, во–первых. А во–вторых, о его востребованности. Если бы услуги не были востребованы, то обсуждать было бы нечего и не с кем".
По словам директора департамента небанковского кредитования Банка России Ильи Кочеткова, объём выдач микрозаймов в последние годы неуклонно растёт: с 217 млрд рублей в I квартале 2023 года он вырос более чем в 2 раза (см. диаграмму). Но в III квартале 2025 года впервые в истории произошло существенное сокращение этого показателя. Объёмы выдач снизились на 6%.
"На рынке сократилось количество заявок граждан в III квартале почти на 13,5%, — добавил подробностей глава департамента. — При этом доля одобренных заявок осталась приблизительно на том же уровне, лишь немного повысившись. Также впервые в истории мы наблюдаем снижение количества уникальных заёмщиков. Оно не столь значимо, но тем не менее обращает на себя внимание. Что при этом происходит с качеством портфеля микрофинансовых организаций? В целом по рынку на конец III квартала доля NPL 90+ (задолженность, просроченная на 90 дней и более. — Ред.) составила 31%. Ухудшение портфеля произошло как в сегменте займов бизнесу, так и в сегменте потребительских займов".

Направления регулирования

Илья Кочетков обрисовал основные новации в регулировании рынка микрофинансовых организаций (МФО). В первую очередь они направлены на предотвращение чрезмерной закредитованности граждан.
"У нас на конец сентября 2025 года около 30% заёмщиков — физических лиц имели на руках два и более дорогих займа, — поделился он. — Под дорогими мы имеем в виду займы с процентной ставкой более 100% годовых. Всего на эти займы приходится 46% потребительского портфеля МФО. Эту нагрузку мы рассматриваем как тяжёлую для граждан. И в связи с этим, как вы знаете, мы предлагаем реформу рынка МФО".
Одним из направлений реформы станет принятие законопроекта под условным названием "Социализация 3.0". Он уже принят в первом чтении 7 октября текущего года.
"Основные новеллы законопроекта — один дорогой заём в руки, уменьшение предельной суммы переплат до 100% и период охлаждения не менее 3 дней между погашением и выдачей нового дорогого займа плюс обязанность микрофинансовых организаций запрашивать у бюро кредитных историй сведения о действующих и недавно прекращённых договорах потребительского займа, а также запрет новации договора потребительского займа в новый договор, — перечислил Илья Кочетков. — Ко второму чтению планируется ряд изменений. Мы предполагаем не устанавливать абсолютный запрет новации договора потребительского займа. Мы считаем, что запрет на новации нужно установить только для случая ухудшения условий договора для заёмщика. Вторая тема — мы рассчитываем включить в законопроект право микрофинансовых организаций выдавать POS–займы при покупках на маркетплейсах так, чтобы денежные средства поступали не на счёт гражданина, а сразу на счёт продавца товара. Ну и логично, поскольку законопроект двигается какое–то время, что необходимо перенести все сроки вступления законопроекта в силу. Мы рассчитываем, что в 2025 году законопроект станет законом".
Представитель регулятора напомнил, что с 1 марта 2025 года граждане вправе установить самозапрет на заключение с банками и МФО договора займа.
"На сегодняшний день услугой воспользовались около 18 млн человек, — констатировал он. — Я хотел бы подчеркнуть, что МФО обязаны получать сведения из всех кредитных бюро. И если у гражданина есть действующий самозапрет, то организация обязана отказать такому гражданину в выдаче займа. И обращаю ваше внимание, что если, несмотря на действующий самозапрет, договор будет заключён, то МФО будет поражена в правах требования. К сожалению, мы сталкиваемся с такими действиями, когда гражданин при наличии самозапрета всё–таки получает деньги. Приходится в каждом конкретном случае, слава богу, таких случаев не так много, разбираться, в чём причина: гражданин здесь не прав и что–то намудрил с темой установки–снятия самозапрета или МФО почему–то недоработала".

Биометрия грядёт

Сложной темой как для рынка, так и для регулятора Илья Кочетков назвал внедрение биометрической идентификации заёмщиков.
"Мы в Банке России осознаём основные проблемы, которые возникают у рынка микрофинансирования в связи с требованиями данного закона, — заявил он. — Мы предполагаем, что сейчас наполнение ЕБС (Единой биометрической системы. — Ред.) данными о гражданах далеко не полное. Всего лишь 5,9 млн биометрических слепков содержится в системе ЕБС. Более того, мы предполагаем, что вряд ли это та часть граждан, которые берут займы в МФО. Плюс мы также понимаем высокую стоимость для рынка внедрения — и технологического, и подготовки специалистов, для того чтобы работать с требованиями, которые устанавливает данный закон. И поэтому мы пытаемся разрешить через законопроект, который подготовили, аутентификацию клиента для МФО через коммерческие биометрические системы и ID банков. Но в данный момент, к сожалению, у нас есть ряд оппонентов, которые с нами не согласны. Мы предполагаем, что нас ждёт раунд обсуждения этих норм с правительством".
Финансовые и операционные сложности при внедрении биометрии неизбежны, полагает генеральный директор ГК Lime Credit Group (МФК "Лайм–Займ") Олеся Киселёва.
"В частности, по нашей оценке, затраты для МФО составят в среднем около 80 млн рублей, — конкретизирует она. — Большая часть этой суммы приходится на закупку, подключение и настройку оборудования, а также интеграцию с ЕБС. Для средних и малых МФО подобные расходы окажутся непосильными, и, как следствие, вероятным развитием событий станет сокращение числа МФО на рынке и консолидация сектора вокруг крупных игроков".
МФК "Лайм–Займ", по словам топ–менеджера, активно готовится к вступлению в действие нового правила.
"Мы считаем, что для снижения объёмов потерь в суммах выданных займов по причине ограниченного количества биометрических данных в ЕБС МФО требуется активно готовить клиентов к новым правилам, поскольку времени на адаптацию остаётся мало. Мы со своей стороны уже запустили масштабную информационную кампанию: разъясняем принципы работы биометрии через сайты, соцсети, email–рассылки и другие каналы коммуникаций с потребителями финансовых услуг, публикуем подробные инструкции по регистрации биометрических данных. В партнёрстве с различными организациями и в рамках финансового просвещения планируем проведение лекций, вебинаров и мастер–классов для потенциальных клиентов. Кроме того, мы рассматриваем проведение маркетинговых акций с целью прохождения клиентами процедуры сдачи подтверждённой биометрии".
По мнению Олеси Киселёвой, несмотря на очевидные сложности, есть и позитивные эффекты грядущих изменений.
"На наш взгляд, ожидается рост доверия клиентов к МФО благодаря усиленной верификации, снижению рисков мошенничества и развитию экосистемы финансовых платформ, — говорит она. — Для клиентов ключевое понимание заключается в том, что биометрия не усложняет доступ к займам, а делает его безопаснее и прозрачнее. А для МФО это становится шансом укрепить репутацию и выйти на новый уровень сервиса, несмотря на все текущие вызовы. Таким образом, внедрение биометрии — это не просто техническое обновление, а системная трансформация рынка МФО".

Точнее измерить нагрузку

Тема расчёта показателя долговой нагрузки (ПДН, вычисляется как отношение ежемесячных выплат по кредитам и займам к доходам заёмщика) — ещё одна забота регулятора, подчеркнул Илья Кочетков. Она важна, поскольку лежит в основе макропруденциального регулирования. Банк России ограничивает долю кредитов с ПДН выше 50% и выше 80% в портфелях кредиторов.
"У нас было четыре источника информации о доходах заёмщика: упрощённый порядок по заявлению, среднедушевой доход, кредитные отчёты БКИ (Бюро кредитных историй. — Ред.) и официальные источники, — напомнил Илья Кочетков. — Информация из заявлений заёмщика и кредитных отчётов о ежемесячных платежах на самом деле была всегда достаточно “кривая”, поэтому мы поняли, что эти параметры нужно точно убирать при расчёте ПДН. Наши коллеги подготовили план совершенствования расчёта ПДН. Уже с 1 июля 2025 года была исключена возможность использования в качестве источника информации сведений БКИ о ежемесячных платежах. С конца 2025 года будет исключена возможность использования в качестве сведений об источниках дохода заявления гражданина. Ну и с 1 июля 2027–го предполагается использовать только официальные подтверждения источника дохода".

Неоднозначные практики

Постоянно в фокусе внимания Банка России находятся и недобросовестные действия МФО, вызывающие недовольство и жалобы клиентов.
"Мы крайне заинтересованы в том, чтобы рынок и дальше развивался устойчиво, но был при этом социально ориентированным, — подчеркнул Михаил Мамута. — Ориентированным на человека и последовательно искореняющим все те практики, которые вызывают достаточно справедливое недовольство. И, видимо, рискну предположить, что рынок на правильном пути, потому что если смотреть, например, через призму жалоб, то их с каждым годом становится скорее меньше, чем больше. И мы от глобального недовольства переходим к локальным историям, которые требуют своего решения, но они не имеют такого уж системного характера".
Акционер и член правления АО "Д2 Страхование" Ольга Васильева привела пример недобросовестных действий кредиторов.
"Сейчас мы, к сожалению, видим рост неоднозначных практик, — посетовала она. — Первое — это частично оказанная услуга. Формально 353–ФЗ нам с вами это позволяет. За частично оказанную услугу деньги возвращать мы не обязаны. Второе — это невозможность беспрепятственного отказа от услуги. Честно, это нонсенс. Нам казалось, что банки от этой практики ушли ещё где–то до двадцатых годов этого века. Сейчас купить дополнительно продукты в онлайне можно, а вот отказаться в онлайне от них можно не всегда. Можно письма “Почтой России” отсылать, в офисы ходить. К сожалению, такая практика стала набирать силу. Мы столкнулись с интересной ситуацией, когда раскрывается информация об одной услуге, а продаётся другая. Или с тем, что при отказе от допуслуги надо вернуть деньги в заём, хотя этот дополнительный продукт никак не связан с ПСК, и кажется, что это всё не очень правильно".
Михаил Мамута также отметил довольно сильный рост в 2025 году жалоб на навязывание дополнительных услуг и на возврат денег за ненужную услугу, когда человек пытается от неё отказаться.
"Что говорят организации прямым текстом: “в силу растущих ограничений на стоимость займа мы вынуждены дозарабатывать вот таким вот образом”. Коллеги, могу вам прямо сказать, банки уже это проходили, и мы с банками проходили, они это делать перестали. И я очень искренне хочу вас призвать максимально быстро эти практики искоренить", — призвал представитель ЦБ.
Председатель совета ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов, рассуждая о целесообразности ужесточения регулирования, вспомнил экономическую теорему постоянства ущерба.
"Это такой довольно спорный подход, — пояснил он. — Я являюсь сторонником, есть много противников. Теорема говорит, что на самом деле величина ущерба всегда фиксированная. Мы можем только его перераспределять. То есть, например, если мы просто ничего не делаем, у нас есть какое–то количество ущерба, какое–то количество обманутых пенсионеров, и не только пенсионеров. А если мы безумно завинчиваем гайки по безопасности, ущерб для пенсионеров гораздо меньше, но общество, с учётом потери времени и несостоявшихся каких–то сделок, потери нервов, стрессов, теряет, в общем, примерно такую же сумму. Поэтому скорее мы можем говорить не о полном, так сказать, контроле над мошенничеством. Это недостижимая задача. Человечество за всю свою историю так и не справилось с мошенниками, с криминалом. Нам, как это ни печально, надо постараться всё–таки получить оценку реального ущерба не только от успешных мошенничеств. Нам нужно понять количество предотвращённых мошенничеств и понять ущерб для общества, который эти меры нам приносят".
Впрочем, на представителей ЦБ эти рассуждения впечатления не произвели. Регулирование будет ужесточаться, и рынку с этим придётся смириться.
Изменения на рынке микрофинансирования следуют общим тенденциям всего финансового рынка. Нововведения 2025 года уже нашли свою реализацию. Участники рынка стараются приспосабливаться. Получается не у всех. Мы в диалоге с регулятором. Нередко горячо спорим. Там, где не удаётся добиться выгодных для рынка решений, подключается помощь объединений, коллег по рынку. Те, кому уже не помочь, кто устал или нашёл более интересное для себя, уходят. В целом в условиях повсеместных изменений вокруг сложно рассчитывать на комфортные условия рядом с собой.
Игорь Багинский
председатель Союза сельских кредитных кооперативов, председатель Совета НАУМИР
Несмотря на некоторую модификацию, ключевые мошеннические схемы плюс–минус остаются теми же самыми, что в прошлом году и в позапрошлом. Это использование бывших в употреблении номеров телефонов граждан, которые перекупаются мошенниками у операторов связи и впоследствии используются для восстановления доступов в различные сервисы, к которым привязаны эти номера телефонов. Это могут быть "Госуслуги", банковские и другие сервисы. Ещё одна схема, которая получает всё большее развитие: мошенники научились открывать банковские счета и карты на имя граждан в некоторых банках с низким качеством контроля процессов идентификации. Чем это чревато для микрофинансового рынка? Тем, что, проверяя платёжный инструмент на предмет его принадлежности гражданину, МФО не увидит фрод, если не будет использовать другие верификационные мероприятия.
Лилия Беляева
экономический советник Управления надзора за микрофинансовым рынком департамента небанковского кредитования Банка России
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.