Удивительный факт: основательница бренда "Свирское кружево" Татьяна Васильева не умеет вязать крючком.
Шить умеет, а вот создавать те самые знаменитые на всю страну узоры, которые бытуют в этом районе ещё с петровских времён — нет.
Но зато она умеет выстраивать процессы, отыскивать старинные прототипы, находить людей, которые готовы взять на себя ручной труд и специалистов мирового класса, которые могут дать изделиям её предприятия экспертную оценку.
Свирское кружево — это народная художественная традиция, зародившаяся в районе бассейна реки Свирь ещё в XVIII веке. Кружево вяжут крючком из льна и хлопка. Самый известный широкой публике вариант — салфетки, те самые которыми ещё наши бабушки могли накрывать пузатый телевизор или положить на столик под вазу с букетом.
Но вообще разнообразие предметов, которые можно выполнить в этой технике, гораздо шире — и воротнички, и шали, и скатерти, не говоря уж об элементах, дополняющих столовое и постельное белье.

Основательница бренда "Свирское кружево" Татьяна Васильева
Обманчивая хрупкость
Чтобы фирма сохраняла статус "предприятия народных художественных промыслов", не менее 51% продукции должно быть именно народным художественным промыслом, в нашем случае — свирским кружевом. А чтобы кружево было именно свирским, рисунок узора должен соответствовать историческим образцам. За всем этим здесь строго следят. Татьяна шутит — мол, прокуроров мы не боимся, а вот ученых — да. Не дай бог, найдут на салфетках отголоски традиций других краев.
Но "Свирское кружево" держится в художественно-географическом каноне уже 35 лет.
“
"Мы вывязываем все годы те орнаменты, которые у нас прошли 8 художественных экспертных советов Ленинградской области. То есть все вот эти вещи — чисто традиционные. Мы провели много времени в архивах, библиотеках, в музеях — изучали узоры. Они, понимаете, показывают глубину края. Ведь рушники и полотенца — это исконно русский продукт. И все орнаменты отражают культурные традиции Северо-Запада. Иногда бывает забавно — вот этот элемент, чисто наш, часто называют "ананас". Ну, какой ананас на севере? У нас же тут леса да болота. Это не ананас, а шишка!", — рассказывает предприниматель Татьяна Васильева.
Шишки, звезды, прямоугольники, цветущая морошка — все это кажется очень родным и знакомым. Особенно на ностальгически трогательных больших салфетках. От них веет теплом и уютом дачного августа — над вазой с полевыми цветами жужжит шмель, солнце уже садится, в воздухе чувствуется свежесть тумана, который вот-вот опустится на луга тонкой вуалью.

"Свирское кружево": шишки, звезды, морошка
На каждом изделии вместе с фирменным ценником — наклейка с голограммой и уникальным номером. Гарантия на эту нежные товары совсем не шуточная: 150 лет.
“
"Наша продукция не крахмалится, не утюжится, не красится. Все только из натуральных нитей — из хлопка и льна, никакой синтетики. Сырье у нас российское и белорусское. Сейчас закупили очень много хлопка — впрок. Будем вязать. Но покупателей стало меньше, конечно, по сравнению с допандемийными временами. Раньше было очень много иностранцев, сейчас берут в основном москвичи. Кто-то заказывает изделия — например, под размер столешницы. Многие прямо специально приезжают за нашим кружевом, это приятно, — отмечает предпринимательница.
Вязаные снежинки в Мариинском театре
Салон "Свирского кружева" находится в деревне Старая Слобода. От Петербурга — около трёхсот километров. Сейчас сюда приезжают в основном паломники: здесь расположен Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, основанный в XV веке, с несколькими старинными храмами.
Есть база отдыха — тут несколько красивых озёр. У места есть туристический потенциал, а у ажурной продукции — сувенирный. Но кружево есть кружево, стоит оно немало, особенно, если речь идёт о больших скатертях или шалях — это уже десятки тысяч рублей.
Позволить себе сделать такую покупку на эмоциях могут очень немногие, и за этими вещами, как правило, едут специально. А вот небольшую салфетку, за которой стоит многовековая история, уже вполне можно увезти с собой на память. Это не просто догадка: в 2018 году областной информационно-туристский центр признал свирское кружево главным сувенирным брендом. Его стали покупать не только знатоки и давние ценители.
“
"Появились молодые семейные пары, у которых тоже проснулся интерес к таким изделиям. Другой интересный момент: когда деткам справляют в кафе дни рождения — пять, шесть лет, на наших полотенцах выносят хлеб-соль. То есть стали покупать вот такие маленькие полотенца. Или вот помните, когда начались санкции, пропали дешевые новогодние игрушки, и кто-то из наших девочек предложил связать на ёлку снежинки. Пример оказался заразительным. Через два года Мариинский театр представил ёлку с нашими снежинками в фойе Новой сцены, в рамках проекта "Ёлки России". А потом мы продавали комплекты таких снежинок на ВДНХ", — отмечает Татьяна Васильева.
На стенах магазина, точнее, салона, висят дипломы. У бренда множество всевозможных наград. 300 изделий имеют статус изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

Дипломы и награды Татьяны Васильевой
Свирское кружево находится в коллекции Государственного Русского музея, его ценит Российский этнографический музей. Основательница бренда — "Женщина года-1999", "Бизнесмен года-2014", обладательница "Золотого домкрата" 2020 года — это главный национальный предпринимательский приз. Но, несмотря на признание и многочисленные награды, сохранять традицию местного кружевоплетения приходится, полагаясь главным образом на собственные силы. Только недавно предприятие стало получать господдержку.
На фото: Как народное ремесло стало брендом "Свирское кружево"
"Каждый год местная администрация имеет право приобретать у нас продукции на 100 тысяч для подарков в своём районе. И вот впервые это произошло. И летом или весной театр на Литейном в первый раз у нас тоже приобрёл салфетки на 100 тысяч, с помощью комитета по культуре. Субсидию получили на 300 тысяч, тоже первый раз", — обращает внимание Васильева.
Почти все сотрудники "Свирского кружева" работают на дому. Помещение, где раньше располагалась мастерская и первый магазин, сгорело, восстановить его не удалось, получить новое — тоже.

Свирское кружево, бренд
Сквозь огонь и пули
Легко не было никогда — в Татьяну даже стреляли. К счастью, пуля попала в пакет с продуктами. Это случилось в начале 90-х, как раз тогда, когда Татьяна открыла в Лодейном поле небольшое швейное предприятие "Блюз". Именно от него протянулась ниточка к возрождению традиций свирского кружева.
“
"Я тогда ничего не боялась. Мы приехали с Нарьян-Мара сюда, была у нас какая-то копеечка. Нашли списанный на дрова дом, восстановили за свои деньги. Понимаете, даже облицовку, вагонку, мы её переворачивали и как бы ставили на место. Экономили, на чём могли — никто не помогал. Первоначально мы много шили. Причём мы первые, кто начал шить из сирийских тканей. Детские платья, что-то для театра моды. Потом понемногу стали украшать их кружевом, которое сами вязали, а дальше я уже сосредоточилась только на нём", — рассказывает предпринимательница.
Материал — узоры, схемы, искали в библиотеках и в архивах. Что-то приносили люди — местные жители. У Татьяны собралась огромная коллекция старинного, она его называет "рваненьким", кружева. Это планировалось отдать в музей — но пожар всё уничтожил. Сейчас фонд накапливают заново.
На фото: На крючке у красоты: "Свирское кружево"
Свирское кружево далеко от культурных традиций малой Родины Татьяны Васильевой только на первый взгляд. На самом деле в нем переплетаются мотивы разных народов, ведь Свирь соединяла их торговыми путями. Поэтому тут и балтийские узоры, и северные.
“
"Вот этот элемент, посмотрите, видите — буклированный. Он у нас считается скандинавским. Эти все узоры, они же все очень древние. И они у нас переплетаются со странами Скандинавии и Прибалтикой. Тогда ведь люди гуляли просторно, и всё передалось. А вот восьмигранник, вот эти вот лепестки: это орнамент, который существует уже тысячу лет. Это не наше мнение, а мнение учёных. Он по сей день актуален у саамов, народов крайнего севера. Он у них на мехах, на коже, без него никак", — подчёркивает Татьяна Васильева.
В тонкостях традиционного ремесла прекрасно разбирается юрист предприятия, полковник юстиции, супруг Татьяны — Владимир Абрамов. Он увлеченно рассказывает о том, откуда взялись те или иные узоры, знает, сколько времени нужно на изготовление скатерти или салфетки. Говорит — а как иначе, ведь тоже занимается этим чуть ли не с первого дня работы. Собственно, и познакомились они благодаря кружеву, тогда еще — "Блюзу".
“
"Прочитал в газете статью "В Лодейном поле не до блюза", приехал, стал здесь юристом, адвокатом. Потом пришла ко мне Татьяна, смотрит на меня вот так и спрашивает — а вы зачем, Владимир Николаевич, приехали в Лодейное поле? Я замялся, начал что-то говорить — мол, у меня тут мама, я тут родился… Ну и вот так все началось. Это называется — судьба. Полгода собирал документы, написал новый устав, и в 99-м году уже открылось новое предприятие. А буквально через три месяца Татьяна получает диплом "Женщины года", — вспоминает юрист Владимир Абрамов.
Татьяна — не практикующая кружевница, а скорее историк и теоретик. Но в первую очередь — предприниматель. Потому что возрождение ремесла подразумевает, что произведенный продукт нужно продавать, как это и делали сотни лет назад. Только так ремесло сможет существовать не только в качестве "рваненького кружева" в бабушкином сундуке, а оставаться живым, известным и нужным. Татьяна выбрала не самый очевидный для быстрого успеха бизнес в очень непростое время, но смогла провести его через 90-е и продолжает сохранять сейчас.
И это, кажется, посложнее, чем вывязать даже самый сложный узор.
